Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Поздравления

Новожилов о Таликове

22 мая 2020 года / Генрих Новожилов / Aviation EXplorer
 

22 мая 2020 года исполняется 75 лет одному из ведущих и авторитетных специалистов в отечественной авиационной промышленности, Главному конструктору Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Николаю Дмитриевичу Таликову. Редакция журнала «АвиаСоюз» предлагает статью выдающегося авиаконструктора Генриха Васильевича Новожилова об одном из своих лучших учеников, опубликованную в журнале «АвиаСоюз» № 2 2015 г.

После окончания Московского авиационного технологического института Николай Таликов с 1968 г. работает в нашем ОКБ. Он начинал с работ по самолету Ил-76 в новом подразделении – КБ-7, которое возглавлял заместитель главного конструктора Р.П. Папковский. Н.Таликов попал в бригаду С.И. Сумачева, она занималась разработкой нового для нас десантно-транспортного оборудования.

Важным в воспитании молодого конструктора была работа с ветеранами Д.И. Коклиным и А.Н. Туркиным, работавшими в ОКБ со времени его образования и имевшими большой опыт создания систем вооружения для самолетов «Ил». Н.Таликов прошел настоящую «ильюшинскую» школу. Опытные специалисты не только помогали в работе, но учили ответственности.

Николай Таликов начинает заниматься работами, которые проводил Герой Советского Союза (за это он и был удостоен высокого звания) ведущий летчик-испытатель А.М. Тюрюмин, и лично контролировались командующими ВДВ Героем Советского Союза генералом армии В.Ф. Маргеловым и ВТА генерал-полковником Г.Н. Пакилевым. Общение с десантниками оказало серьезное влияние на профессиональную деятельность Н.Таликова.

Все стадии конструкторской иерархии Н.Таликов прошел в КБ-7. Шло время. В 1976 г. Р.П. Папковский стал главным конструктором по самолету Ил-76, а начальником КБ-7 я назначил Николая Дмитриевича Таликова.

В сентябре 1979 г. мы получили техническое задание, связанное с возможностью десантирования воинских грузов и техники с предельно малых высот. Работа оказалась сложной. Летчик-испытатель А.М. Тюрюмин выполнил ряд полетов на высоте 2-7 м и скорости 240-300 км/час. Сделаны специальные расчеты по определению устойчивости и управляемости при выходе из самолета грузов. Завод «Универсал» разработал специальное оборудование. Для десантирования БМД-1 потребовалось создать трехкупольную вытяжную парашютную систему.

Первое десантирование прошло 11 февраля 1981 г. Платформа Мп-219 с грузом благополучно приземлилась. После осмотра оказалось, что она стоит в нормальном положении, груз в порядке, амортизация слегка деформирована. В июне 1983 г. успешно завершены госиспытания. Научились сбрасывать не только платформы, но и БМД. После сброса экипаж занимал свои места, и БМД была готова к бою. В день 60-летия ВДВ на аэродроме в Тушино Герой Советского Союза С.Г. Близнюк впервые продемонстрировал такое десантирование публике. Все эти работы прошли под руководством Николая Таликова.

Николая Дмитриевича всегда тянуло в полярные страны. Он сам участвовал в выполнении сложных полетов и в Арктике, и Антарктике.

В декабре 1986 г. – январе 1987 г. методом парашютного десантирования в условиях полярной ночи были доставлены грузы на дрейфующие станции «Северный полюс-27» и «Северный полюс-28». Из аэропорта Тикси было выполнено пять рейсов, в каждом из них было доставлено 26 т различных грузов: дизельное топливо, продовольствие и даже новогодняя елка.

Грузы размещались на фанерных платформах ПГС-500А, на каждую швартовалось около тонны. Их выход происходил не под действием вытяжных парашютов, а под весом составляющей платформы, скатывающейся по роликовым дорожкам, за счет создания летчиками заметного угла наклона пола грузовой кабины. Этот способ десантирования был применен впервые. Обосновали и разработали его Н.Д. Таликов и начальник отдела В.В. Архипов, которые участвовали в полетах.

В 1989 г. выполнялся полет самолета Ил-76МД по доставке членов международной экспедиции с ездовыми собаками на антарктический остров Кинг-Джордж, который проходил по маршруту: Москва – Монреаль (Канада) – Миннеаполис (США) – Гавана (Куба) – Лима (Перу) –Буэнос-Айрес (Аргентина) – Пунта Аренас (Чили). Командир экипажа С.Г. Близнюк. Руководил экспедицией заместитель главного конструктора Н.Д. Таликов.
Завершающим этапом был перелет с аэродрома Пунта Аренас на военную базу чилийских ВВС на антарктическом острое Кинг-Джордж, (длина заснеженной грунтовой ВПП всего 1295 м). Проявив высочайшее мастерство и применив все средства торможения, экипаж успешно произвел посадку.

Для Н.Таликова работа с полярниками – не только романтика, но и стремление лично участвовать в опробовании методик выполнения заданий, которые он разрабатывал.

По самолету Ил-76 была широко развернута работа по модификациям: Ил-76К для тренировки космонавтов в невесомости, топливозаправщик Ил-78, поисково-спасательный Ил-76ПС, Ил-76МФ «Скальпель» – летающий госпиталь.

В сентябре 1989 г. совершил первый полет противопожарный самолет Ил-76МД с экспериментальным комплектом оборудования, позволившим иметь большой объем воды внутри фюзеляжа для борьбы с огнем.

Группа конструкторов, возглавляемая Н.Д. Таликовым, в инициативном порядке приступила к работе по «противопожарному самолету». Была поставлена задача обеспечить простоту конструкции и эксплуатации и, главное, дать возможность в аэродромных условиях провести переоборудование любого транспортного самолета без каких-либо доработок его конструкции.

Летные испытания подтвердили правильность выбранной конструкции. Полет на высоте от 50 до 500 м со скоростью 240-280 км/час со сбросом 32 т воды не стали необычными режимами для самолета.

В 1992 г. в крайне сложных условиях под Ереваном летчик-испытатель Герой России И.Р. Закиров выполнил полеты по тушению пожара на складе боеприпасов с участием первого заместителя министра МЧС Ю.Л. Воробьева и заместителя главного конструктора Н.Д. Таликова. Все были награждены орденами «За личное мужество».

Ю.Л. Воробьев дал задание создать серийный улучшенный агрегат ВАП-2 с увеличенным до 42 000 л объемом резервуаров. Выполнили заказ на 5 таких систем. В ноябре 1995 г. самолет и противопожарное оборудование получили Золотую медаль и диплом международного жюри на Всемирном салоне изобретений и научных исследований в Бельгии «Брюссель-Эврика-95».

Интересно, что в 1998 г. после пожаров во Флориде американцы, ознакомившись с возможностями «пожарного» Ил-76, назвали его «водяным бомбардировщиком» – «стратегическим оружием в деле пожаротушения».

В начале 80-х гг. мы начали заниматься созданием турбовинтового пассажирского самолета местных воздушных линий Ил-114, который должен был прийти на смену Ан-24.

Приказом Министра авиационной промышленности в январе 1987 г. Н.Д. Таликов был назначен заместителем главного конструктора по этому самолету. Несмотря на большую загрузку ОКБ работами по дальнемагистральному Ил-96, он умудрялся продвигать проектирование новой машины с присущей ему энергией и ответственностью за порученное дело.

29 марта 1990 г. в ЛИИ Ил-114(летчик-испытатель С.В. Белоусов) совершил первый полет. Все радовались, но еще никто не знал, что самолет ждет трудная, «горемычная» судьба.

Ил-114 запустили в серийное производство в Ташкенте, где 7 августа 1992 г. состоялся первый полет серийного самолета. К этому времени Н.Д. Таликов уже стал главным конструктором.

Вот его впечатление после полета: «Я был поражен той относительной тишиной в салоне. В любом месте самолета, даже в зоне работы винтов, можно было говорить, не повышая голоса».

Не буду утомлять рассказом об очень большой работе Н.Таликова по этой машине. Все прекрасно изложено в его книге «Ил-114 боль и надежда». Несмотря на трудности последних десятилетий, самолет более 10 лет эксплуатируется в Узбекистане. Усилиями Николая Дмитриевича в Санкт-Петербурге летает специальный самолет «Калибр», помогающий создавать электронное оборудование.

Мы все же надеемся на второе рождение машины. Ил-114 в Арктике и Антарктике может и должен продолжить славный путь поршневого Ил-14. Н.Д. Таликов в этом уверен и его полярному опыту можно верить.

В 1993 г. я назначил Николая Дмитриевича руководителем ОКБ. В это время шла работа с FAA США по сертификации российско-американского самолета Ил-96 (двигатели «Пратт энд Уитни», пилотажно-навигационный комплекс «Коллинз», программы функционирования – ГосНИИ АС). Потом наступили трудные времена безденежья, нужная, но не самая интересная работа по модификациям самолетов «Ил». Эту работу подразделений трудно организовывать, но главный конструктор Н.Д. Таликов, который понимает, знает и умеет, справился.

Минобороны РФ нашло деньги, и мы продолжаем работы по легкому ВТС Ил-112, начатые еще в 2003 г.

Не могу не отметить еще один талант Николая Дмитриевича, начавшего собирать и отмечать в своих записях все события, связанные с деятельностью нашего КБ, начиная с 13 января 1933 г., когда Сергей Владимирович Ильюшин стал начальником ЦКБ завода № 39 им. В.Р. Менжинского.

В знаменитой книге «В небе «Ильюшин» Николай Дмитриевич пишет: «За простыми фактами стояли и сейчас стоят люди – простые, честные специалисты, беззаветно влюбленные в самолеты и в свою профессию.

При выполнении этой сложной, но крайне важной работы пришлось с головой окунуться в романтическую атмосферу прошлых лет, когда лозунгом авиации было «выше, дальше, быстрее», во всем отчетливо чувствовался напряженный ритм работы ОКБ».

Поздравляя Н.Д. Таликова с 70-летием, выражаю искреннюю благодарность от всех «ильюшинцев» за проделанную работу. Желаем ему доброго здоровья, успехов и удачи во всех делах.

В любимой мною песне есть слова «…а удача – награда за смелость», присущая всей работе главного конструктора Николая Дмитриевича Таликова.
 
Редакционный Совет и редакция журнала «АвиаСоюз» поздравляют Николая Дмитриевича Таликова с юбилеем!
Здоровья и успехов в создании новых самолетов «Ил»!

Генрих Новожилов


комментарии (1):

МИГ-9      24/05/2020 [11:49:40]#1
Ничего не сказано о самолете ИЛ-103. А это самолет Таликова. Он не стал массовым просто потому, что родился не в то время.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer