Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Стенограмма

Встреча Михаила Мишустина с Виталием Савельевым

14 июля 2020 года / Правительство РФ / Aviation EXplorer
 

Глава правительства РФ Михаил Мишустин провел рабочую встречу с генеральным директором ПАО «Аэрофлот» Виталием Савельевым

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Виталий Геннадьевич!

У нас непростая ситуация сложилась на рынке авиаперевозчиков, и «Аэрофлот» как ключевой авиаперевозчик страны, конечно, тоже из-за ситуации с коронавирусом несёт значительные издержки. В частности, количество рейсов внутренних перевозок сократилось значительно, и практическая остановка международных перевозок повлияла в том числе на доходы компании, на её работу. Но хочу сказать, что меры поддержки, которые были приняты, дают возможность компании на сегодняшний день сохранить в первую очередь свой кадровый потенциал. Фактически, я знаю, Вы об этом говорили, все специалисты, лётчики, наземный состав работают в группе. И чтобы поддержать авиационную отрасль Правительство приняло целый ряд важных решений. В частности, внесло авиационную отрасль в число наиболее пострадавших и выделило соответствующие ресурсы. В частности, в рамках этой помощи предприятиям воздушного транспорта предусмотрена система отсрочек и льгот. Кроме того, мы выделили 23,4 млрд рублей в качестве компенсации расходов из-за сокращения пассажирских перевозок вообще российским авиакомпаниям.

Правительство также включило «Аэрофлот» в перечень системообразующих предприятий, которым оказываются дополнительные меры поддержки. Мной подписано распоряжение о выделении компании государственных гарантий на кредиты в сумме 70 млрд рублей. Мы также продолжим принимать меры, которые позволят авиационной отрасли успешно развиваться и в будущем.

Виталий Геннадьевич, хотел бы послушать Вас, Ваше мнение, как дела обстоят в авиационной отрасли вообще, в авиакомпании в том числе. Может быть, скажете несколько слов о мировом рынке перевозок, что там происходит. И конечно, хотел бы послушать в том числе о стратегии развития группы «Аэрофлот» с учётом ситуации, которая сложилась из-за коронавируса.

В.Савельев: Спасибо, Михаил Владимирович.

Прежде всего хочу лично Вам сказать большое спасибо, выразить глубокое уважение – и в Вашем лице всему Правительству – за те решения, которые Вы приняли в отношении авиаотрасли в целом и группы «Аэрофлот» в частности. Вы упомянули гарантии, которые мы получим сейчас для кредитования. Мы к этому готовы.

Несколько слов о компании, что происходит в целом.

Мы очень успешно закончили 2019 год. Мы перевезли 60,7 миллиона пассажиров. По этому показателю мы как группа «Аэрофлот» по-прежнему входим в двадцатку крупнейших перевозчиков мира. Мы оперируем парком из 359 самолётов, в «Аэрофлоте» парк составляет 246 воздушных судов. Мы получили выручку 678 млрд рублей, это примерно 11% рост. EBITDA у нас также составила более 11% – 169 млрд рублей. Чистая прибыль группы составила 13,5 млрд рублей – это примерно в три с лишним раза выше, чем установлено советом директоров. Успешное окончание прошлого года позволило нам как раз продержаться этот период начала пандемии достаточно уверенно, но сам по себе вопрос затянулся.

Хочу отметить, что основным драйвером роста группы «Аэрофлот» является лоукостер «Победа». Я считаю, что это один из самых удачных проектов, которые сегодня есть в авиационной отрасли Российской Федерации. «Победа» работает уже пять с половиной лет. За этот период она перевезла более 30 миллионов человек. В прошлом году 10,3 миллиона человек она перевезла. «Победа» – рекордсмен мира по многим параметрам, например по эксплуатации самолётов «Боинг-737», она оперирует парком из 30 машин. По этому показателю она лучшая – это оценка самого «Боинга». По загрузке кресел: «Победа» имеет загрузку кресел 94% в среднем по году. В период лета загрузка «Победы» составляет до 100%. Например, группа «Аэрофлот» имеет загрузку кресел в целом 82% (усреднённая), а «Аэрофлот» – 79%. Эти показатели говорят об эффективности «Победы». За пять с половиной лет «Победа» заработала более 14 млрд рублей чистой прибыли, и эффективность «Победы» довольно высока. Во всех международных авиационных группах всегда присутствует лоукостер, который является основным драйвером роста как капитализации, так и стоимости в целом.

Про «Победу» ещё можно сказать, что 12% пассажиров, которые сегодня пользуются «Победой», никогда в жизни не летали самолётами. Это та эффективность, с которой «Победа» работает.

Что касается пандемии, Вы абсолютно правы. Пандемия ударила по всем авиакомпаниям – как иностранным, так и российским. И для нас были очень тяжёлые периоды, особенно апрель – май, когда падение пассажиропотока было 93–95%. И вот сейчас мы закончили июнь – падение примерно 83–85%, но мы уже восстанавливаемся. Я могу сказать, что в текущем моменте мы делаем примерно 300 полётов в сутки. Это мало, обычно мы делаем 800, но мы уже перевозим порядка 30–33 тысяч человек в сутки. Обычно мы перевозим 110–120 тысяч человек. Но совсем недавно, буквально месяц назад, мы перевозили всего 3–5 тысяч. Поэтому поддержка государства в лице Правительства и то, что вы начинаете способствовать восстановлению рынка, для нас очень важно. Я могу здесь для примера привести показатели иностранных компаний. Та же Lufthansa упала на 95%, группа компаний Air France-KLM упала на 96–98%. И государство им также оказывает существенную помощь. Группа Lufthansa получила 9 млрд евро, а компания Air France – 7 млрд евро. Это компании крупнее нас – группа Air France-KLM примерно на 35% крупнее «Аэрофлота».

Вы упомянули, что делает для нас государство – и в данном случае очень существенно. Конечно, «Аэрофлот», имея такие масштабы, потерял очень много, но мы сохранили коллектив, что очень важно для нас, мы сохранили бизнес. И мы как особое предприятие прошли всю процедуру получения этой госгарантии. Мы подготовили математическую модель, мы её проработали – и Министерство экономического развития, – прошли все комиссии. Проработали с Минфином, была правительственная комиссия под руководством Вашего первого заместителя Белоусова Андрея Рэмовича. Мы получили 70 млрд рублей.

М.Мишустин: Это кредит, государственные гарантии на пять лет.

В.Савельев: Да, это кредит. В целом группе компаний «Аэрофлот» была оказана существенная помощь. Безусловно, этот эффект для нас очень важен.

Но что самое главное: в этой модели, которую я Вам, Михаил Владимирович, описал, мы заложили оптимистический сценарий, по которому надо нам летать. Авиационная отрасль очень капиталоёмкая, и если мы не начнём летать… По модели мы должны начинать летать по внутренним перевозкам, тогда мы можем достаточно эффективно и быстро восстановиться. Восстановление российской авиации будет быстрее, чем мировой и европейской. У нас, во-первых, есть опыт. Я уже 12-й год в компании, и мы проходили не такие сильные кризисы, но всё равно мы их видели.

В целом авиационная отрасль России растёт темпами примерно 9–10%. Если взять мировую отрасль, она растёт порядка 6%, европейская – 4,5%. Поэтому мы и восстанавливаться будем быстрее.

Но самое главное для нас – это осуществление полётов. Что касается наших обязательств стратегических, Михаил Владимирович, мы их сохраняем, и все стратегические цели, которые были поставлены, – это и отечественная авиатехника... Мы подтвердили свой контракт на 150 машин Sukhoi Superjet, 54 машины у нас на сегодняшний день в парке, мы ими оперируем. И у нас заказ на 50 машин, твёрдый контракт, МС-21, и к ним 35 машин – это опцион. Это количество машин у нас будет постоянно находиться в группе «Аэрофлот», тем самым мы свои стратегические обязательства выполняем перед авиапромом.

Также мы сохраняем наши полёты по плоским тарифам – это социально значимая для нас миссия – по пяти городам Дальнего Востока, по Калининграду и Симферополю.

М.Мишустин: Виталий Геннадьевич, обратите особое внимание на развитие туризма этим летом. Мы на сегодняшний день очень много принимаем мер по поддержке специальных мест, открываем туристический сезон в России, и «Аэрофлот» мог бы быть хорошим помощником – конечно, по разумным тарифам – в плане перевозок наших граждан внутри России. И потом, когда вы будете выходить на международный рынок, надеюсь, что многие из таких маршрутов могут сохраниться.

В.Савельев: Да, мы хорошо понимаем эту задачу. Хочу Вам сказать, что я Вас чуть позже ознакомлю с новой стратегией. Она была разработана в декабре прошлого года, но она сейчас очень актуальна. Стратегия называется 30/30. Что имеется в виду? Мы готовы увеличить объём пассажиропотока на 30 миллионов, то есть мы хотели к нашему 100-летию перевезти 100 миллионов пассажиров, это очень крупно, мы войдём тогда, наверное, в десятку авиакомпаний мира, авиационных групп. Но мы реально можем перевезти 130 миллионов. А вторые 30 – это мы можем цены в экономклассе уменьшить на 30%. Я Вам сейчас объясню, как это может быть. Это достаточно серьёзная проработка, и мы это реально можем сделать.

Что касается полётов. Сейчас начинают летать, летают очень интенсивно. Допустим, компания Air France открыла сегодня 57 маршрутов в 35 стран мира. Мы можем – все авиакомпании России, в том числе и группа «Аэрофлот», если мы не обозначим дату, когда мы можем это сделать, надо же билеты продавать, – мы можем просто потерять исторические слоты. Посмотрите, международная сеть, допустим, Qatar Airways, пятизвёздочная компания, наш конкурент по Азии. Мы их оттеснили в Китае – мы семь лет боролись с ними за право быть лучшим транзитёром из Китая в Европу, мы их победили, в последние три года «Аэрофлот» признавался лучшей зарубежной авиакомпанией в Китае. Мы их отжали, мы их оттеснили. Сейчас мы можем это потерять, потому что они уже начинают реально летать. Они сегодня осваивают 89 маршрутов в 49 странах. И так далее. Я могу здесь по каждой компании, включая «Белавиа», включая все остальные компании, сказать: начинается массовый разлёт по Европе. Поэтому, Михаил Владимирович, я отдельно Вам подготовил предложения. Если позволите, потом более подробно их обсудим.

IATА – международная организация, которая существует с 1945 года, туда входят 290 перевозчиков мира. Существует совет управляющих, куда я вхожу уже 10 лет. Их рекомендации и просьбы ко всем правительствам (я к Вам обращаюсь также): надо норму двухнедельной изоляции каким-то образом на что-то менять. Это обращение ко всем странам. Европа сейчас это отменяет. Потому что можно всё что угодно делать – мы выполняем все требования Роспотребнадзора: и предполётной подготовки, и в самолёте во время полёта, – но двухнедельный карантин реально отпугивает наших туристов и отпугивает пассажиров. И это касается всех авиакомпаний. Поэтому это одна из тем, которую IATA просила обсудить со всеми регуляторами.

М.Мишустин: Наверное, IATA нужно в первую очередь поговорить со Всемирной организацией здравоохранения. И понимать, что поскольку эпидемиологическая ситуация в странах разная, то IATA не может быть таким рекомендателем всем странам – сделать это одномоментно. Это всё зависит от того, как страны оценивают эпидемиологическую ситуацию. Это и ВОЗ говорит. Поэтому мы будем исходить, конечно, из ситуации в этой области – следовать требованиям Роспотребнадзора.

В.Савельев: Это абсолютно верно. И многие у нас города уже открылись – касательно туризма и развития наших перевозок. У нас только часть городов в Российской Федерации ещё закрыты, и порядка 20 городов, которые требуют двухнедельный карантин. Многие города уже открылись, открылись гостиницы, открылись места отдыха, очень популярные для населения, и, конечно, все компании, группа «Аэрофлот» в частности, ориентированы на эти города.

Несколько слов, если позволите, о стратегии, о которой я сказал.

Михаил Владимирович, как это можно сделать – осуществить стратегию 30/30? У нас в группе четыре компании. И если «Аврора» – это региональная компания, оперирующая на Дальнем Востоке, мы ею управляем отдельно, то «Аэрофлот», «Победа» и «Россия» занимают свои ниши.

«Аэрофлот» был и остаётся премиальным сегментом. И как показывает мировой тренд, премиальный сегмент сохраняется: он не растёт так быстро, как, допустим, лоукост-сегмент, но он будет расти дальше.

«Победа» – это вторая компания. Она сегодня занимает четвёртое место в России по пассажиропотоку. Это компания, которая реально может конкурировать с западными компаниями, потому что она классический лоукостер.

Мы хотим «Аэрофлот» в новой стратегии сосредоточить на дальнемагистральных рейсах, чтобы сделать из неё пятизвёздочную компанию. Позже я покажу, как это можно сделать. И «Победа», встав на маршруты «Аэрофлота», существенно изменит картину ввиду дешевизны билетов – у неё 10% билетов продаются по цене сейчас 499 рублей, а до этого продавалось по цене 999 рублей – это очень существенная для пассажира (почему и загрузка такая большая!) вещь. А компанию «Россия» сосредоточить на социальных направлениях (в частности, плоские тарифы) и на эксплуатации отечественной техники, потому что «Аэрофлот» будет оперировать только дальнемагистральным флотом.

Как это будет выглядеть. «Аэрофлот» будет… Сегодня мы имеем четыре звезды Skytrax по сервису и пять звёзд американской ассоциации APEX по сервису. Мы реально можем войти в десятку компаний (это компании, которые сегодня представляют пятизвёздочные компании по Skytrax). Хочу обратить внимание, что, кроме Lufthansa, все остальные компании не перевозят более 35 миллионов пассажиров, потому что качество сервиса можно сделать только на узком сегменте – он не может быть бесконечно расширен. И «Аэрофлот» в этой нише при наличии нашего парка (у нас суперсовременный флот, Вы знаете), мы реально можем претендовать на место в этой группе – в пятёрке. Это будет существенное увеличение и капитализации, и сервиса, и качества сервиса, и престижа как для самой авиакомпании, так в целом для государства. «Аэрофлот» сегодня располагает аналогичным флотом, как и «Победа», обе компании эксплуатируют Boeing 737-800. Но в «Аэрофлоте» этот Boeing состоит из 156 кресел, потому что у нас есть бизнес-класс, у нас есть кухня, у нас есть экономкласс. «Победа» же полностью один экономкласс, и отсутствует кухонное оборудование, тем самым она легче, то есть взлётная масса легче.

М.Мишустин: А сколько там кресел?

В.Савельев: 189. Это первое. Второе, по развороту. Мы разворачиваем машину почти 50 минут – час, то есть мы её чистим, потому что мы – топ-сервис и обязаны это делать. Мы загружаем кейтеринг. У «Победы» этого нет – «Победа» разворачивает машину за 25 минут. Это практически в два раза быстрее. Это тоже существенно.

И по эксплуатации самой машины. Если мы эксплуатируем машину примерно 10–11 часов в сутки, то «Победа» – чемпион мира, она использует 14 часов в сутки машину. Эти все параметры позволяют говорить о том, что «Победа» может сегодня дать цены лучшие чем те, которые существуют на рынке. Поэтому мы и говорим о 30-процентном снижении этих цен.

И «Россия» остаётся в социальной группе, где она будет, как и другие группы, выполнять свою социальную роль.

По «Победе» я уже много Вам сказал. Могу ещё сказать, что «Победа» востребована. К ней большое уважение всех пассажиров, к ней привыкли, и у нас по нашему опросу более 60% пассажиров готовы летать «Победой» только потому, что это дешёвые билеты и качественный сервис.

Как будет выглядеть эта картинка к 2027–2028 годам? «Аэрофлот» сосредоточится на пятизвёздочной компании и будет оперировать флотом в 170 воздушных судов. У нас будет 35–40 миллионов пассажиров. Это соответствует как раз пятизвёздочным компаниям, которые сегодня оперируют на рынке. «Победа» же будет перевозить 55–65 миллионов пассажиров. И это очень существенно, если говорить о цене. Она будет оперировать уже среднемагистральным флотом примерно в 170 машин.

Авиакомпания «Россия» будет выполнять социальные нужды, эксплуатировать отечественную технику. У неё будет 250 машин, из которых 235 – отечественного производства, что очень важно. Конечно, если МС-21 будет успешной машиной – а мы в это верим и надеемся, – мы её будем в «Аэрофлоте» также использовать. Пока мы просто даём возможность получить опыт и наработать практику.

И highlights – глобальные показатели. Мы реально говорим о том, что снижение средних цен будет примерно на 30% в экономклассе, потому что сегодня этот факт зафиксирован – «Победа» летает дешевле всех на рынке. Рост капитализации будет существенный. И это факт, потому что «Победа» будет основным драйвером этого. Рост прибыли также будет существенным, и тогда можно будет говорить о дивидендах и тех вопросах, которые группа компаний может решать для России, в частности, для наших россиян.

М.Мишустин: Виталий Геннадьевич, спасибо. Планы действительно продуманные. Стратегия, которую вы на сегодняшний день имеете, мне кажется, очень может быть эффективной. И думаю, что меры, которые мы наметили, дадут возможность «Аэрофлоту», как Вы сказали, войти в десятку самых крупных авиакомпаний мира.


Правительство РФ



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer