Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Рекомендации

Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее

28 июля 2020 года / Роман Вдовенко / Aviation EXplorer
 

8 июля 2020 г. Межгосударственный авиационный комитет совместно с ИКАО и в рамках Проекта ИКАО-МАК провели видеоконференцию «Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее».

Вдовенко Роман
заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета, координатор Проекта ИКАО-МАК

В 2020 г. мировая авиатранспортная отрасль столкнулась с беспрецедентным вызовом – по сути, необходимостью выживания в условиях пандемии нового и чрезвычайно опасного коронавирусного заболевания COVID-19.

Власти всех государств, в т. ч. и государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, с марта-апреля этого года начали предпринимать меры по поддержке предприятий гражданской авиации.

Текущий кризис, скорее всего, первый, когда власти предпринимают широкомасштабные практические меры по поддержке своих авиапредприятий, и это есть основное положительное отличие настоящего времени.

Учитывая глубину кризиса, величину потерь отрасли, неопределенность во времени и темпах восстановления рынков, нет сомнений, что поддержка государством отрасли должна быть максимально возможной, комплексной и корректируемой в зависимости от изменения ситуации.

Понимая ценность опыта по прохождению кризисов и их преодоления, накопленного авиационными властями и руководителями авиапредприятий, и с целью выработки практических предложений по поддержке авиационных индустрий государств-участников Соглашения в условиях преодоления кризиса, вызванного пандемией, и была организована международная видеоконференция «Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее».

В ней приняли участие: руководители МАК, Межгосударственного Совета по авиации и использованию воздушного пространства, Регионального Бюро ИКАО, представители ИАТА и компании Airbus, руководители авиационных администраций государств-участников Соглашения, ведущие специалисты авиакомпаний, аэропортов, а также Авиационных центров, учебных заведений и аэронавигационных служб.

Для осознания всей глубины кризиса необходим краткий обзор динамики развития авиатранспортной отрасли в последние годы.

Гражданская авиация в нашем регионе до 2020 г. развивалась динамичными темпами. Только в 2015-2019 гг. совокупный пассажирооборот государств-участников Соглашения возрос в 1,5 раза и превысил 400 млрд пасс.-км. Объем перевозок пассажиров за эти годы возрос на 43% и составил 167 млн человек. В регионе год за годом наблюдался устойчивый рост авиационной подвижности населения.

В последние годы происходило интенсивное обновление парка ВС, развитие перевозок пассажиров авиакомпаниями-лоукостерами, проводилась комплексная модернизация авиатранспортной инфраструктуры. Эти позитивные тенденции сохранялись и в январе-феврале 2020 г. (рис. 1).
 

Начавшаяся пандемия коронавируса COVID-19 по-разному затронула страны региона. Специфика предпринятых мер по предотвращению распространения заболевания различалась от страны к стране – от жесткого карантина, как в Республике Казахстан, до режима самоизоляции, как в России, и до использования «шведской» модели, как в Республике Беларусь и Республике Таджикистан.

Однако степень ущерба сектору авиаперевозок во всех без исключения государствах-участниках Соглашения оказалась внушительной.

Предварительно, в первом полугодии 2020 г. ожидается двукратное сокращение пассажирооборота гражданской авиации государств-участников Соглашения, при этом на международных авиалиниях он может сократиться втрое. Почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. снизился коэффициент занятости пассажирских кресел (рис. 2).
 

Для преодоления всех последствий пандемии очевидно и важно, как подчеркнул Виктор Рухлинский, первый заместитель Председателя МАК, осуществлять совместную слаженную и системную работу во всех областях, особенно в сферах безопасности полетов, медицинской безопасности и эпидемиологической защиты, а также необходим ответственный подход всех участников авиатранспортного процесса, включая пассажиров.

Значительную роль играет позитивное взаимодействие различных субъектов отрасли: авиакомпаний, аэропортов, топливных компаний, производителей самолетов, кейтеринговых, хэндлинговых компаний, центров технического обслуживания. Консолидированные действия позволят уменьшить будущие финансовые потери в условиях сжавшегося рынка.

В.Рухлинский обратил особое внимание на исключительную важность сохранения квалифицированных кадров предприятий авиатранспортной отрасли государств-частников Соглашения, что является социальной ответственностью авиационных властей.

Учитывая сложность и высокую затратность восстановительных мероприятий, ясно, что авиатранспортная отрасль не сможет выжить в условиях глубокого кризиса без помощи государства. Эту позицию поддержали все участники видеоконференции.

Отметим следующие обоснованные и реальные меры государственной и внутриотраслевой поддержки:

Финансовая поддержка:

-        выделение денежных средств в виде прямых невозвратных субсидий в капитал. Представляется, что в нынешних и будущих условиях кредиты даже под небольшие проценты – значительная нагрузка на предприятия, они могут лишь трансформировать финансовые проблемы в будущее;
-         отсрочки по любым платежам государству и снижение их размеров. Это касается налогов и социальных взносов, платежей за аэронавигационное обслуживание, платежей за самолеты, если есть государственное финансирование;
-         возмещение из бюджетов субъектам авиационной деятельности затрат на специальные или эпидемиологические мероприятия;
-         субсидирование авиаперевозок по значимым маршрутам или расширение географии/объемов такого субсидирования.
Ограничительные меры, приведшие к потерям авиапредприятий, были введены государствами. В связи с этим поддержка авиапредприятий со стороны государств и их бюджетов (с учетом располагаемых возможностей) представляется справедливой.

Регулятивная поддержка:

-         предотвращение ценового демпинга в погоне за любым денежным потоком. В первую очередь, это касается авиакомпаний. Возможно, как минимум в межгосударственном (а, возможно, и во внутреннем) сообщении регулятивно установить нижние ценовые границы на уровне аналогичном 2019 г. Такой подход позволит снизить общие потери авиакомпаний и других организаций;
-         проведение авиационными властями, при участии авиакомпаний, онлайн-консультаций для заблаговременного согласования дат открытия рейсов межгосударственного сообщения и выставляемых на них емкостей;
-         временное ограничение (например, на 6 месяцев) расширения парков воздушных судов авиакомпаний (замена самолет на самолет допускается) и открытия новых сертификатов эксплуатантов;
-         компенсация расходов на консервацию и расконсервацию избыточных воздушных судов как вынужденной меры.

Внутриотраслевая поддержка:

-         учет фактора дистанцирования в аэропортах (особенно в пиковое время) при планировании и согласовании расписания рейсов. Мы уже видим в некоторых аэропортах скопление пассажиров с нарушением санитарных требований. Это, кроме того, позволит аэропортам и обслуживающим компаниям оптимизировать численность персонала за счет выравнивания расписания;
-         предоставление обслуживающими компаниями (топливозаправочные, хэндлинговые, по техническому обслуживанию) максимальных для их возможностей скидок как минимум на сентябрь-октябрь 2020 г. Традиционно существовавшая до пандемии система скидок за объемы ведет к неоправданному наращиванию емкостей, ценовому демпингу и потерям;
-         реструктуризация обязательств различных предприятий, естественно с учетом их возможностей с процентами ниже банковских кредитов.

Поддержка со стороны смежных организаций и предприятий, направленная на сохранение многолетних клиентов, и их экономическая поддержка.

Основные смежники отрасли – поставщики воздушных судов, их компонентов и оборудования, а также топлива и энергетических ресурсов. Сегодня они также испытывают значительные сложности. Тем не менее, мерами поддержки могли бы быть:
-         системное увеличение сроков календарных форм технического обслуживания, если воздушные суда не эксплуатировались в период эпидемии;
-        смягчение условий по поставкам запчастей, программам типа Total care support;
-         более гибкое по срокам ценообразование на авиационное топливо, отражающее динамику мировых цен.

Кроме активной деятельности авиационных властей государств-участников Соглашения по устранению последствий пандемии, безусловно, важной является поддержка и содействие со стороны международных авиационных организаций, таких как ИКАО и ИАТА.

Аркадий Меркулов, Региональный менеджер по безопасности полетов Европейского и Северо-Антантического Бюро ИКАО, признал, что только совместная работа различных авиационных отраслей поможет преодолеть сложившийся кризис из-за пандемии COVID-19. Он представил доклад целевой группы Совета по восстановлению авиации и дальнейшим действиям. По его мнению, безопасное и устойчивое возобновление и восстановление глобального авиационного сектора нуждаются в международном гармонизированном подходе на основе следующих принципов:

-         защита людей: единообразные, но гибкие меры;
-         работа в качестве единой авиационной команды и проявление солидарности;
-         обеспечение базовой связности;
-         активное управление рисками, связанными с безопасностью полетов, авиационной безопасностью и здравоохранением;
-         интеграция авиационных мер по охране здоровья населения в системы обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности;
-         укрепление общественного доверия;
-         проведение различия между возобновлением авиационной деятельности и восстановлением авиационного сектора;
-         поддержка стратегий оказания финансовой помощи в интересах авиационной отрасли;
-         обеспечение устойчивости;
-         извлечение уроков для улучшения способности к восстановлению.

Аркадий Меркулов представил План по возобновлению и восстановлению деятельности международной гражданской авиации, разработанный ИКАО. В нем предложены инициативы ИКАО в таких областях как авиационная безопасность и безопасность полетов, охрана окружающей среды и эпидемиологическая безопасность, государственное регулирование в условиях пандемии и при выходе из нее.

Основной посыл выступления таков: государствам-членам следует рассмотреть вопрос о внедрении целесообразных комплексных, адресных, соразмерных, прозрачных, временных и соответствующих политике ИКАО мер реагирования на чрезвычайные ситуации. Целью таких мер является обеспечение финансовой устойчивости и поддержания необходимого уровня безопасности, надежности и эффективности деятельности при соблюдении надлежащего баланса соответствующих интересов без ущерба для добросовестной конкуренции и эффективности мер по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и охраны окружающей среды.

В презентации «Восстановление авиационной отрасли» Татьяна Александрова, менеджер ИАТА по безопасности полетов, Европа, кроме основных задач по восстановлению авиатранспортной области, обратила особое внимание на следующие:

-         предотвращение восприятия авиации как серьезного фактора распространения пандемии;
-         восстановление уверенности пассажиров в безопасности авиаперевозок.

Она выразила твердую уверенность в том, что авиация станет одним из важных движущих факторов восстановления мировой экономики.

В подтверждение безопасности авиаперевозок для пассажиров Юрий Чеканов, директор по безопасности полетов компании-производителя воздушных судов Airbus, познакомил участников видеоконференции с методами очистки воздуха в пассажирской кабине воздушного судна, благодаря которым пассажиры могут безопасно находиться в салоне без рисков для их здоровья, не соблюдая при этом социальную дистанцию. Это поможет авиакомпаниям перевозить пассажиров при полной загрузке, уменьшив финансовые потери.

Особую роль в сохранении здоровья в области гражданской авиации играет программа ИКАО, осуществляемая при поддержке Всемирной Организации Здравоохранения – CAPSCA. МАК является координатором программы CAPSCA государств Восточной Европы.

Сарантис Полименакос, Региональный координатор CAPSCA Европейского и Северо-Атлантического бюро, в своем докладе осветил вопросы международного, межгосударственного и межведомственного взаимодействиям, рассматриваемые программой CAPSCA.

Он также высоко оценил работу МАК в качестве координатора программы CAPSCA государств Восточной Европы и отметил, что работа по подготовке нормативных документов и активизации противоэпидемической настороженности в государствах экспертами ККАМС Межгоссовета/МАК и Рабочей группой при Совете по здравоохранению Исполкома СНГ во взаимодействии с CAPSCA сыграла положительную роль по снижению эпидемиологического уровня COVID-19 в авиации.

Межгосударственному авиационному комитету, как международному партнеру ИКАО по проекту CAPSCA–EUR и координатору проекта с авиационными администрациями государств Содружества, рекомендовано продолжить проведение мероприятий по консолидации государств и международных организаций в разработке и введению единообразных или взаимоприемлемых мер с учетом факторов риска для защиты пассажиров, авиаперсонала в соответствии со Стандартами, планами и политикой ИКАО и ВОЗ, принятию мер по выходу из пандемии, обеспечению дальнейшей благополучной эпидемиологической устойчивости в авиации.

При обсуждении актуальных вопросов на видеоконференции активное участие приняли руководители авиационных администраций государств региона, акцентировав свое внимание на опыте выхода из кризиса в своих государствах.

Так, с рекомендациями по выходу из кризиса выступил заместитель директора Агентства гражданской авиации Республики Азербайджан Гаджи-ага Алиев. Он выделил три основных направления в работе по улучшению сложившейся ситуации:

-        восстановление профессиональных навыков летного состава после выхода из пандемии. По его мнению, следует максимально сократить перерывы в обучении летного состава на тренажерах;
-        надзор за соблюдением рекомендаций авиационных властей работниками авиационной отрасли;
-        восстановление доверия пассажиров.

Заместитель директора Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр Апет рассказал, что его страна придерживалась «шведской» модели поведения во время пандемии COVID-19. Авиационные власти Республики Беларусь настаивают на скорейшем возобновлении авиасообщения, соблюдая при этом все рекомендации по обеспечению безопасности пассажиров и сотрудников авиационной отрасли.

Генеральный директор ГП «Кыргызаэронавигация» Улукбек Айтбаевич Рахманов отметил особую важность беспрерывной работы аэронавигационных провайдеров в сложившейся ситуации. Он сообщил о том, что во время пандемии провайдеры продолжали работу в формате 24/7 и после выхода из нее понизить уровень безопасности полетов не представляется возможным.

Большой интерес в этой связи вызвал доклад Константина Клещева, заместителя председателя МАК, председателя Комиссии по международным программам ОРВД на тему «Меры поддержки национальных систем ОрВД по сохранению бесшовного и безопасного обслуживания воздушного движения».

С учетом принимаемых мер в настоящее время существуют три сценария посткризисного восстановления экономики и авиатранспортного рынка в государствах-участниках Соглашения.

«Оптимистический» сценарий – предполагает относительно быстрое восстановление мировой экономики после пандемии, переход ее к устойчивому росту уже в 2021 г., что будет сопряжено с ростом деловой активности, потребительского доверия, международного туризма и фондовых индексов.

«Базовый» – предполагает постепенное восстановление мировой экономики и мирового туризма, стабилизацию рынка авиаперевозок в 2021 г. с переходом с 2022 г. к устойчивому росту. Этот сценарий исходит из того, что гражданская авиация уже вынесла из пандемии COVID-19 все необходимые уроки. Совместными усилиями национальных авиационных властей, международных организаций и авиатранспортного бизнеса будет внедрена полностью безопасная эпидемиологическая модель развития авиасообщений, которая полностью вернет доверие пассажиров к авиаперелетам. «Базовый» сценарий исходит из того, что в третьем десятилетии XXI века потребности людей в устойчивой мобильности не могут быть реализованы без авиации.

И, наконец, «пессимистический» сценарий – предполагает длительную экономическую депрессию из-за падения реальных располагаемых доходов на фоне рекордной безработицы, что будет сдерживать совокупный спрос на товары и услуги, изменит потребительскую парадигму во многих странах, как минимум в ближайшие 2-3 года.

В этом случае мы можем увидеть существенный передел рынка авиаперевозок, банкротство малых и средних авиакомпаний, особенно игроков чартерных туристических перевозок.

Какой бы сценарий не был реализован, так или иначе авиатранспортная отрасль не сможет выжить без помощи государства.

Очевидно также и то, что рынок и тенденции развития авиационных перевозок после кризиса кардинально изменятся. Новые преимущества получат низкобюджетные перевозчики, что является важным фактором для пассажиров в условиях серьезного падения доходов.

Станет иной структура бизнес-деятельности всей индустрии, связанной с авиацией – туроператоров, агентств по продаже авиаперевозок и др.

Итоги конференции подвела Татьяна Анодина, Президент Меж-госсовета, Председатель МАК, доктор технических наук, профессор, лауреат Премии ИКАО им. Эдварда Уорнера. Она поблагодарила все государства-участники Соглашения, ИКАО, ИАТА, а также компанию Airbus за активную работу по решению вопросов выхода из кризиса, отметила особую важность содействия государств и всех секторов авиационной деятельности в сложившейся сложной ситуации. Кроме того, было подчеркнуто, что все секторы взаимосвязаны, все аспекты едины, и если возникнет кризис в одном секторе, то, безусловно, это отразится и на других секторах, ведь сложная система авиационной индустрии включает в себя: промышленность, аэропорты, провайдеров аэронавигационного обслуживания, летную и техническую подготовку персонала и т. д.

Видеоконференция получила высокую оценку участников, была отмечена ее важность и значимость для развития нашего региона.

По ее результатам будет сформирован пакет инициатив и практических мер, адресованных Правительствам, авиационным властям, субъектам авиатранспортной отрасли нашего региона для решения задач, стоящих перед гражданской авиацией в таких областях, как безопасность полетов, медико-эпидемиологическая безопасность, экономика и финансы, в условиях продолжающейся пандемии коронавируса COVID-19.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"

Роман Вдовенко



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer