Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Аналитический обзор

Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)

26 сентября 2020 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Прошедший 23-29 августа Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2020» запомнился насыщенной программой динамического показа, причем, авиационная группа высшего пилотажа ВКС России «Русские Витязи» впервые в рамках выставочных показов задействовала тяжелые истребители Су-35С.

За полтора месяца до открытия МВТФ «АРМИЯ-2020» кубинские летчики получили вторую партию «тридцать пятых» (бортовые номера с 54 по 57), доведя свой парк этих машин до восьми единиц. Напомним, первая четверка одноместных многоцелевых истребителей (бортовые номера с 50 по 53) поступила в ноябре прошлого года, а еще ранее, в октябре-ноябре 2016 года, группа получила восемь двухместных Су-30СМ (бортовые номера с 30 по 37).

Таким образом, «Русские Витязи» полностью «перевооружились» на новейшие самолеты. При этом она осталась единственной в мире пилотажной группой, выступающей на тяжелых истребителях. Прежде, с момента своего формирования весной 1991 года, группа летала на Су-27. Заметим: эта модель выпускалась как в одноместном (основном) варианте, так и учебно-боевом (Су-27УБ). Оба присутствовали в составе группы и вместе использовались при полетах строем (до девяти машин одновременно).
 
Перевооружение «Русских Витязей» на Су-35С и Су-30СМ означает, что, вместо двух вариантов одного и того же базового самолета, у них теперь два разных типа. И если Су-35С выполнен по классической схеме, то Су-30СМ – «интегральный триплан», с дополнительным передним горизонтальным оперением. На первом типе установлены двигатели АЛ-41Ф1С (тяга на форсаже 14,5 тонн), втором - АЛ-31ФП (12,5 тонн).
 
Соответственно, у каждого типа самолета свои летно-технические характеристики и свои особенности пилотирования. Это требует от летчиков приложения больших усилий при выполнении полетов строем, поскольку им надо учитывать различия между двумя типами по аэродинамике планера, управляемости, тяговооруженности, приемистости силовой установки и так далее.
 
Правда, у кубинских летчиков ранее был успешный опыт полетов группой смешенного состава – Су-27 и МиГ-29 – когда «Русские Витязи» выступали вместе с сослуживцами из другой пилотажной группы – «Стрижи». Уникальность совместной работы двух авиационных групп состояла в том, что Су-27 относится к классу тяжелых, а МиГ-29 – легких истребителей.
 
Программа динамического показа МВТФ «АРМИЯ-2020» включала полеты «витязей» группой из шести самолетов: два Су-35С и четыре Су-30СМ. Надеемся, что на последующих выставках мы сможем увидеть совместный пилотаж в составе смешанной группы из большего числа крылатых машин.
 
Член семейства
 
Су-35С представляет вершину эволюции семейства истребителей Су-27 разработки ОКБ им. П.О. Сухого. Классические варианты самолетов данного семейства выпускались с 1982 по 2018 год. Справочники блока НАТО ссылаются на них с использованием единого кодового обозначения, в виде собственного имени «Flanker».
 
Первоначальный Су-27 представлял собой одноместный истребитель фронтовой авиации, предназначенный для завоевания господства в воздухе, путем уничтожения вражеской авиации в воздушных боях. Он выпускался заводом в Комсомольске-на-Амуре.
 
Другое предприятие, в Иркутске, специализировалось на сборке учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Этот вариант отличался двухместной кабиной типа «тандем» и использовался для подготовки летного состава к полетам на основном одноместном варианте. Инструктор располагался в задней кабине, обучаемый – в передней.
 
На базе Су-27 для авиации войск ПВО разработали двухместный перехватчик Су-30. Второй член экипажа выступал в роли координатора действий других самолетов группы. Позднее на его базе было создано семейство многоцелевых истребителей Су-30МК, где вторым членом экипажа стал офицер-оператор систем оружия. Различные представители этого семейства экспортировались в Индию, Китай и другие страны мира, а доработанный вариант Су-30СМ поступил на вооружение ВКС России и авиации ВМФ.
 
Возврат к одноместному
 
Согласно задумке авиаконструкторов из ОКБ им. П.О. Сухого, Су-35 был призван соединить в себе воедино все хорошие свойства Су-27 и Су-30, и добавить еще несколько, путем широкого использования самых передовых технологий, ставших доступными в новом веке.

Прежде всего, было решено вернуться к концепции одноместного многоцелевого истребителя. Достижения научно-технического прогресса в области автоматизации и обработки информации позволяли освободиться от необходимости держать на борту офицер-оператора. На него возлагалась задача по управлению расширенным арсеналом средств поражения Су-30МК/СМ, прежде всего ракетного, с тем, чтобы снять часть функций с летчика, поскольку тот, в целом ряде ситуаций и реальных боевых действий, не работал с большой нагрузкой.
 
Научно-технический прогресс во многих областях позволил специалистам ОКБ им. П.О. Сухого значительно снизить нагрузку на экипаж, и снова вернуться к концепции одноместного многоцелевого самолета. Достигнутый технологический уровень таков, что летчик, действующий в сложных условиях современной войны, справляется без поддержки оператора управления оружием со всеми бортовыми системами, и может применить в бою средства поражения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Таким образом, Су-35С стал вершиной развития семейства «флэнкер» не только по дате поступления в эксплуатацию, а еще и по линии высоких технологий и инноваций.
 
Преимущества
 
Ниже дается список основных отличий Су-35С, выделяющие его среди других членов семейства самолетов типа Су-27.
 
1. Значительно более продвинутый радиолокатор, отличающийся излучателем повышенной мощности и усовершенствованными технологиями электронного сканирования, что выражается в существенно больших дальностях обнаружения целей.
 
2. Расширенный арсенал средств поражения, который теперь включает и дальнобойные ракеты с радиолокационным наведением.

3. Способность выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости (порядка M=1.1) благодаря установке более мощных двигателей типа АЛ-41Ф-М1 («Изделие 117С»).
 
4. Современное информационно-управляющее поле кабины летчика благодаря наличию широкоугольного ИЛС, пары МФИ с широкой диагональю и нашлемного прицела.
 
5. Современная система электронной борьбы, использующая как встроенную и подвесную аппаратуру, так и новые режимы бортовой РЛС.
 
6. Продвинутые электрооптические системы.
 
7. Различные улучшения в аэродинамике и системе управления полетом, позволившие повысить маневренные качества самолета.
 
8. Увеличенный объем топливных баков для большей дальности и продолжительности полета.
 
9. Увеличенный срок службы и расширенные интервалы периодического технического обслуживания, затраты на поддержание летной годности, сравнимые с лучшими зарубежными образцами.
 
Данный список приводит лишь некоторые дополнительные качества к маркетинговым преимуществам семейства Су-27/30, хорошо известным на глобальном рынке. И таковые включают: режимы «супер маневренности», полученные благодаря изменяемому вектору тяги (применительно к Су-30МКИ/МКМ/СМ); прекрасные характеристики «нагрузка – дальность», превышающие таковые у иностранных аналогов; высокая живучесть и ремонтопригодность; богатый опыт эксплуатации. Следует также отметить и тот факт, что многие инструкции, средства обучения и обслуживания составлены, проверены и доработаны в ходе эксплуатации, включая процедурные и летные тренажеры, программное обеспечения по техобслуживанию, планированию боевых операций и т.п.
 
Особенности
 
Согласно задумке авиаконструкторов, Су-35С проектировался как одноместный истребитель поколения «4+», призванный заполнить нишу многоцелевого боевого самолета, до массового поступления в войска крылатой машины, создаваемой по программе «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАКФА). Как известно, реализация вышеупомянутого проекта подходит к важному этапу – передаче Главному Заказчику первого товарного Су-57. Это событие ожидается до конца текущего года.

Су-57 представляет следующее, пятое по счету, поколение отечественных сверхзвуковых истребителей. В то же время, Су-35С воплотил в себе ряд технологий, которые изначально разрабатывались для пятого поколения. Некоторые из них были задуманы еще в советскую эпоху, но были реализованы в виде товарной продукции уже в современной России.
 
Порой к Су-35С относятся как своего рода «летающей лаборатории» для проверки отдельных решений для последующего внедрения на Су-57, например, управляющая информационная система (ИУС), использующая пару центральных бортовых вычислителей на базе ЦП «Багет-53-31M».
 
Многоцелевой самолет
 
Согласно описанию разработчика, Су-35С представляет «действительно многоцелевой самолет», способный решать задачи по завоеванию господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Максимальный взлетный вес составляет 38,8 тонн. Самолет имеет двенадцать точек подвески для размещения до восьми тонн боевой нагрузки. Встроенное вооружение представлено авиационной пушкой ГШ-301 калибра 30мм с боекомплектом 150 выстрелов – как на Су-27.
 
Крыло имеет «квази адаптивные» переднюю и заднюю кромки, отклоняемые так, чтобы обеспечить оптимальную аэродинамическую форму, в зависимости от скорости и высоты полета. Это важно как на сверхзвуковых режимах, так и, особенно, при ведении маневренного воздушного боя с выходом на режимы аэродинамического сваливания. Вместе с тем, самолет может поддерживать так называемый «супер крейсерский» режим полета – длительное время лететь прямолинейно на небольшой сверхзвуковой скорости, сохраняя высоту без применения форсажа (число Маха полета M=1,1).
 
Обновленная конструкция фюзеляжа позволила на одну пятую увеличить объем внутренних топливных баков. Теперь топлива помещается 11,5 тонн против 9,4 на Су-27. А при навеске пары 1800-литровых подвесных баков на крыльевые пилоны, располагаемый запас керосина достигает 14,5 тонн. Без внешних подвесок, Су-35С может покрыть расстояние 3600 км, с ПТБ – 4500 км. Самолет оборудован выдвижной телескопической штангой системы дозаправки топливом в полете типа «корзина-штанга». Это позволяет принимать горючее с воздушного танкера типа Ил-78 с темпом передачи до 1100 литров в минуту.
 

Во второй части обзора мы более подробно расскажем о технических характеристиках систем Су-35С и его рыночных перспективах: Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer