Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Брифинг

Шах и мат - беспроигрышная партия

14 ноября 2021 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Первая международная презентация легкого тактического самолета Checkmate состоялась на авиасалоне Dubai AirShow 2021. Checkmate – первый в России однодвигательный самолет пятого поколения, созданный компанией «Сухой», входящей в холдинг ОАК Госкорпорации Ростех. Впервые истребитель был представлен в июле 2021 года на авиа-космическом салоне МАКС-2021. Ключевые особенности самолета – его малозаметность, малая стоимость летного часа, открытая архитектура и высокие показатели по критерию «стоимость-эффективность».

Рассказывает президент ОАК Юрий Слюсарь: "Создается впечатление, что CheckMate появился внезапно. Это так лишь отчасти. Мы действительно этот самолет изготовили в рекордно сжатые сроки, благодаря тем цифровым технологиям, в которых теперь работает Объединенная Авиастроительная Корпорация - от автоматизированного рабочего места конструктора,  до станка, на котором изготавливались детали этого самолета.

При этом сама идея самолета родилась гораздо раньше, в ее рождении лежит большой боевой опыт, который приобрела российская армия и российское авиастроение в ходе военной операции в Сирии. И многие решения, которые заложены в этом самолете, они оттуда – из реального боевого опыта.

Это не просто проект самолета, а начало большого, длительного пути по позиционированию самолета Су-75 CheckMate как платформы для целого семейства самолетов. А если ещё шире, для всего нового поколения самолетов Сухого, включая Су-57, беспилотный стратегический комплекс Охотник и семейство самолетов CheckMate.

Это отражает общемировые тенденции в авиастроении на унификацию семейств, получение прорывных технологий, базирующихся на одной платформе. Мы создаем семейство самолетов включающее одноместную, двухместную, опционально пилотируемую и беспилотную версии, что является отражением реализации этой стратегии.

Такой подход вызывает интерес со стороны ВКС России. В том числе и в части экономики проекта, как и у любого заказчика, обладающего ограниченным ресурсом и большим количеством задач. Задача, которую мы пытаемся реализовать – это обеспечить покупателя беспрецедентными возможностями, которые дает самолет пятого поколения по разумной цене".

Генеральный директор ГК "Ростех" Сергей Чемезов: "Красивый, хороший самолет получился. Объединенные Арабские Эмираты уже заинтересовались, хотят более детально посмотреть и обсудить машину. Уверен, спрос будет и со стороны других стран, с которыми намечены встречи. У нас существенное преимущество по сравнению с остальными.

Во-первых, этот самолет открытой конфигурации: мы предлагаем базу, на нее можем подвесить любое вооружение, которое пожелает заказчик. Кроме того, устанавливается различная электроника, средства радиоэлектронной борьбы, средства для захвата целей и так далее. То есть это всё - различные опции, которые по желанию заказчика можно исполнить и установить. И, конечно, из-за этого варьируется цена. Базовая, я надеюсь, будет в районе 30-35 млн долларов.

Чтобы поднять самолет, нужно где-то три опытных машины, три образца, которые будут осуществлять испытательные полеты. Рособоронэкспорт уже начал его продвижение. Проведен ряд переговоров с иностранными делегациями, сейчас формируются для них предложения по облику машины. 

К конкурентам я бы отнес JF-17, J-10, F-16, но сопоставимыми возможностями может похвастаться только F-35. Тем не менее, наш самолет экономически выгоднее, как с точки зрения стоимости машины, так и со стороны стоимости летного часа. При этом он может брать на борт рекордный объем вооружения. Поэтому считаю, что у самолета хорошие экспортные перспективы.

В этом проекте подход конструкторов, тех, кто отвечает за технические решения, это тонкий и сложный баланс между теми проверенными решениями, которые используются в самолетах, теми, которые уже проходят испытания или серийно производятся и новыми прорывными технологиями. Не могу раскрыть всех деталей проекта, скажу лишь, что в Комсомольске-не -Амуре уже начата работа по производству нескольких опытных образцов одновременно".

Михаил Никитушкин, заместитель главного конструктора самолета CheckMate: "Здесь представлен прототип, на котором мы проводим наземные отработки самолетных систем и бортового оборудования. В дальнейшем будет построен летный самолет, первый полет которого планируется в 2023 году. Начало серийных поставок намечено на 2026 год.

Чтобы сократить сроки создания самолета, мы применяем многие технические решения, которые заимствованы с Су-57. И по конструкции планера, и по бортовому оборудованию, и по самолетным системам. И мы будем оснащать его только тем вооружением, которое уже прошло испытания на Су-57.

И когда мы говорим о модульной конструкции, то подразумеваем, что с самого начала в конструктивно-технологические решения заложена возможность производства также двухместной и беспилотной версий с минимальными доработками.

Сама идея открытой архитектуры, которая лежит в основе этого самолета, позволяет адаптировать функционал под нужды конкретного заказчика. И тот набор функций и требований, который заказчик будет предъявлять к самолету, может быть реализован в кооперации с внешними партнерами".

Президент ОАК Юрий Слюсарь: "CheckMate это некая платформа, на базе которой можно собрать концептуально тот боевой комплекс, который необходим каждому конкретному заказчику. Это наше большое преимущество, поскольку мы исходим не из готовых решений, не из созданного самолета, а из пожеланий, требований и возможностей, включая экономические, которыми располагает заказчик.

И многие из таких заказчиков предъявляют требования по совместной разработке, индустриальной кооперации, развитию компетенций по эксплуатации и обслуживанию самолетов. Все это конечно же будет учтено. И мы надеемся, что такое сотрудничество перейдет границы двусторонних проектов и будет международным.

В 2017 году было подписано соглашение с ОАЭ, но затем произошла пауза, связанная с эпидемией COVID-19. Международная премьера CheckMate на авиасалоне в Dubai это как раз и есть развитие нашего соглашения по самолету пятого поколения. Мы сюда приехали для активизации процесса переговоров по выполнению соглашения.

Иными словами, программа может начаться с этого проекта, и мы показываем те подходы и решения, которые в рамках этой работы могли бы привнести в этот проект с российской стороны".


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer