Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Интервью

Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей

11 февраля 2021 года / Московский авиационный институт (МАИ) / Aviation EXplorer
 

В конце минувшего года были названы имена победителей конкурса на получение стипендии Президента РФ, которая присуждается молодым учёным и аспирантам, ведущим исследования по приоритетным для российской науки направлениям. Одним из успешных конкурсантов, удостоенных стипендии на 2021–2023 годы, стал старший преподаватель кафедры 311 «Прикладные программные средства и математические методы» Московского авиационного института Сергей Давыдов.

Работа молодого учёного посвящена масштабной теме: моделированию нестационарных связанных полей и поведения материалов в части теплопереноса, диффузии, напряжений и деформаций. Это фундаментальный проект, результаты которого могут применяться, среди прочего, для расчёта технологических процессов, связанных с соединением разных типов материалов между собой (ионная имплантация, диффузионная пайка и т.п.), а также построения моделей влияния различных факторов на рабочие качества сложных технических изделий, в том числе перспективных авиационных. Об особенностях своего исследования Сергей Давыдов рассказал пресс-службе МАИ.

- Что такое нестационарные связанные поля, и каким образом ваше исследование помогает предсказать поведение материалов при воздействии тех или иных факторов?

Речь идёт о связанности таких понятий, как деформация, температура и концентрация вещества в отношении физических тел, в том числе твёрдых. Например, появление деформаций приводит к переносу массы из одних точек в другие. С другой стороны, нагрев может вызывать деформации. При этом деформации ведут к возникновению тепловых явлений. Получается единый «клубок» — это и есть связанность полей.

Под нестационарными подразумеваются поля, меняющиеся со временем. То есть в своей работе я рассматриваю обобщённые ситуации, возникающие при непостоянном процессе, который может устанавливаться, исчезать и менять свою интенсивность. Изучение нестационарных процессов более интересно, нежели стационарных, хоть и намного сложнее.

В данном случае цель — понять, что будет происходить с нашим материалом со временем: какие напряжения, деформации будут появляться в нём, как перераспределится концентрация, как будет происходить нагрев и так далее.

- Как давно ведётся эта работа и чем она уникальна?

В Московском авиационном институте интерес к изучению связанных полей появился в конце нулевых годов. Исследования в этой области начали Владимир Анатольевич Вестяк и Андрей Владимирович Земсков под руководством Дмитрия Валентиновича Тарлаковского. Сама по себе тема связанности не новая: первые экспериментальные данные о связи деформации с диффузией появились в начале ХХ века, а с температурой — пару веков назад. Однако комплексная задача изучения нестационарных связанных полей и получения аналитических решений была поставлена впервые.

Важная особенность работы состоит в том, что практически вся она выполняется аналитически с минимальным использованием компьютерных методов. Аналитические методы получения решений отличаются надёжностью, проверяемостью и доказуемостью, а также возможностью относительно лёгкого и быстрого воспроизведения результата как на компьютере, так и без него. Численные же решения требуют набора верификационных мероприятий, для чего как раз можно использовать аналитические решения. В обратную сторону это правило обычно не действует, и в этом состоит фундаментальное преимущество аналитических методов.

Я начал работу над этой темой в 2013 году, будучи студентом третьего курса. Моя первая публикация вышла в 2014 году в научном журнале «Учёные записки Казанского университета». Потом текст был переведён на английский язык для издания Lobachevskii Journal of Mathematics. То есть первая же статья сразу имела значительный успех.

- Начиная с 2015 года, вы практически ежегодно получали государственную поддержку в виде стипендии Президента и Правительства РФ. Также проект неоднократно поддерживался грантами Российского фонда фундаментальных исследований. Что делает направление вашей работы столь значимым с точки зрения государства?

Эта работа носит фундаментальный характер и направлена на решение принципиальных физико-математических задач. При этом полученная модель может применяться практически к любым материалам и использоваться в разных областях, для которых актуальны вопросы деформации, переноса массы и тепла.

Важно отметить, что коэффициенты всех характеристик модели являются постоянными, а сама модель — линейной. Это значит, что описана общая модель, куда можно подставить известные характеристики для определённой среды, такие как плотность, теплопроводность и другие. Таким образом, модель может в первом приближении довольно точно просчитывать многокомпонентные материалы по типу стали, дюралюминия, сплавов титана... Главное, чтобы деформация, изменения температуры и концентрации не превышали нескольких процентов от начального состояния.

Точные и верифицированные математические модели позволяют существенно экономить на экспериментах, позволяя заранее сузить диапазон варьируемых параметров. И это относится не только к теме связанных полей.

- В каких областях и для чего могут использоваться результаты работы?

Перспективно использование результатов в модернизации технологических процессов, построенных на принципах ионной имплантации (внедрение одного материала в другой путём бомбардировки поверхности первого ионами второго) или диффузионной пайки и сварки, которые позволяет соединить друг с другом даже столь различные по своим свойствам материалы, как стекло и алюминий или стекло и кремний. В аэрокосмической отрасли, в первую очередь, результаты будут полезны при создании сверхзвуковых летательных аппаратов, эксплуатация которых неизбежно связана с высоким нагревом.

В настоящее время интерес к результатам исследования проявляют специалисты научно-исследовательской целевой поисковой лаборатории «Центр национальных компьютерных кодов высокоскоростных летательных аппаратов», входящей в состав ФГУП «ЦАГИ».

Темой связанных полей и смежными ей занимаются десятки различных научных центров как в России, так и за рубежом. Каждый год в международных рецензируемых журналах выходит под сотню новых публикаций. Авторами рассматриваются как фундаментальные физические принципы связанных полей, так и вопросы о приложении полученных знаний в технике. Новые математические методы, разработанные пакеты символьной математики, а также доступные гигантские вычислительные мощности привлекают новых учёных в эту область и позволяют уже сегодня достаточно точно моделировать поведение сплошных сред даже в условиях многофакторных воздействий.

- Как вы планируете развивать свою работу в дальнейшем?

В данной теме остаётся огромное количество неразрешенных проблем. Благодаря полученной стипендии класс решаемых задач будет расширен. Моя диссертация была в основном посвящена решению одномерных задач нестационарной связанной термоупругой диффузии. Однако наибольший интерес представляют задачи двух- и трёхмерные. Также наша модель может быть расширена путём добавления других параметров, например электромагнитного поля или эффекта вязкости среды. Задач хватит ещё на сотню дипломов, десяток кандидатских и пару докторских. Так что ждём всех, кто хочет внести свой вклад в науку, на кафедре 311.


Московский авиационный институт (МАИ)



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer