Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Вехи истории

Полярная авиация создана именно в нашей стране

2 марта 2021 года / Артур Чилингаров / Aviation EXplorer
 

Обращение специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде Артура Чилингарова в связи со знаменательным юбилеем – 90-летием полярной авиации нашей страны.

Чилингаров Артур Николаевич
Специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде, президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза и Герой России.

Дорогие друзья!

Вся моя жизнь связана с исследованием и освоением полярных территорий, а полярная авиация играла в этом процессе решающую роль. Без нее просто невозможно было добраться до отдаленных и труднодоступных арктических пространств, занимающих более 40% территории России. И не случайно первым полярным летчиком в мире стал российский офицер Нагурский, совершивший полет на Новую Землю еще в августе 1914 года. Да и сама полярная авиация была создана именно в нашей стране в советское время, когда развитию и освоению территорий Крайнего Севера и Арктики уделялось первостепенное внимание. По размеру выделяемых средств статья расходов на это была в бюджете второй после расходов на оборону. Такой уникальной системы авиационного обслуживания полярных регионов не было нигде в мире.

Наши летчики, как гражданские, так и военные, а также штурманы, радисты, метеорологи, работники аэродромных служб осуществляли пассажирские, транспортные и почтовые перевозки в экстремальных погодных условиях. Как организатор и участник многих полярных экспедиций хочу лишний раз напомнить о мужестве и самоотверженности летчиков, занимавшихся снабжением и спасением людей на дрейфующих льдинах. Практически каждый их полет был подвигом, они рисковали своей жизнью, но никогда не отступали и добивались своих целей.

1970 год. Полярник и его новые друзья

Так было, например, когда полярные летчики, рискуя жизнью, спасли высадившихся на льдине участников экспедиции затонувшего ледокола «Челюскин». Именно они вполне заслуженно стали первыми Героями Советского Союза. Золотыми буквами вписано в историю полярной авиации имя прославленного летчика Валерия Чкалова, осуществившего сначала перелеты через всю российскую Арктику на остров Удд в Охотском море, а затем через Северный Полюс в американский Ванкувер. Полярные летчики эвакуировали с первой в мире дрейфующей полярной станции «Северный Полюс-1» ее экипаж, подвиг которого сравним с самыми выдающимися достижениями в исследовании нашей планеты.

Традиция активного изучения и освоения Арктики, да и Антарктиды, наиболее отчетливо проявлявшаяся в советское время, была прервана в первое десятилетие рыночных реформ. Государство фактически отстранилось от дальнейшего освоения Арктики и Крайнего Севера, резко сократились расходы на исследование Антарктиды. Естественно, все это самым пагубным образом отразилось на полярной авиации, переживающей в настоящее время кризисный период.

Жизнь показала недальновидность и ошибочность такой позиции и сегодня руководство страны вносит необходимые коррективы в проведение своего курса по отношению к исследованию и освоению полярных пространств. Разработаны и осуществляются федеральные целевые программы развития этих территорий. Россия возвращается в Арктику, и этот курс, как отмечал Президент РФ В.В. Путин, носит долгосрочный, стратегический характер. Восстановлению и подъему полярной авиации в нем отводится важное место. Как подчеркивал глава российского государства, «без полярной авиации активное изучение и освоение арктических территорий попросту невозможно. Здесь надо не только восстановить, но и поднять на качественно новый уровень то, что было в нашей стране в советский период».

1970 год. Дрейфующая станция «СП‑19». Подготовка к погружению под лед

Определенный старт возрождению полярной авиации уже дан: на всем протяжении российской Арктики происходит восстановление аэропортов, ремонтируется и обновляется техника. Но пока эти процессы идут крайне медленно. Здесь нужен радикальный разворот в сторону развития арктических территорий, отвечающий стратегическим интересам России. Руководство страны понимает это и в последнее время предпринимает конкретные шаги в направлении ускорения такого развития.

Не сомневаюсь в том, что в ближайшие десятилетия российская полярная авиация выйдет на второй виток своего развития, а спрос на авиационные услуги будет увеличиваться. И это связано не только с разработкой углеводородных ресурсов в Арктике, которая в последнее время приобретает все более широкие масштабы. Дальнейшее развитие арктических территорий требует и создания современной региональной транспортной инфраструктуры, в том числе грузовых и пассажирских авиаперевозок. Здесь надо учитывать и начавшийся процесс таяния арктических льдов, что требует внесения определенных корректив в разработку перспективной авиационной техники. Крайне важными становятся и вопросы обеспечении безопасности страны на ее северных рубежах, что особенно актуально в условиях растущей агрессивности блока НАТО, руководители которого открыто заявляют о его стремлении распространить свою деятельность и на арктические регионы.

Восстановления и обновления парка воздушных судов для полярных регионов требует и развитие туристической индустрии. До сих пор на безграничных просторах Крайнего Севера много неизведанного, что притягивает человека. Люди восторгаются неповторимыми арктическими красотами, изучают и осваивают Север. Арктика привлекает внимание не только ученых, но и инвесторов, романтиков, туристов.

2007 год. Северный полюс. Возвращение экипажа МИР‑1

Сегодня к арктической зоне прилегают территории восьми государств. Мы всегда выступали и выступаем за активное сотрудничество и взаимодействие с ними в решении всех возникающих проблем. Но приоритетное право здесь все-таки принадлежит России. Оно оправдано экономически, географически, исторически, да и по человеческой справедливости, наконец. И этого права наша страна не уступит никому. Но эффективное изучение и освоение арктических территорий возможно только с помощью современной и подлинно инновационной полярной авиации. И потому у нее большое будущее.

Надеюсь, что и журнал «Гражданская авиация» будет впредь всемерно способствовать распространению знаний об отечественной полярной авиации, о ее проблемах и перспективах, неразрывно связанных развитием арктических регионов России, а значит, и судьбой всей нашей великой страны.

Фото из архива автора

Опубликовано в журнале "Гражданская авиация"


Артур Чилингаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer