Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Эксклюзивное интервью

«Беспилотное будущее» гражданской авиации

22 марта 2021 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

В последние годы динамично развивается мировой рынок беспилотных авиационных систем, в том числе и в России. Сфера их применения, наряду с военными целями, существенно расширяется. О перспективах развития и внедрения беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов рассказывает руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько.

Нерадько Александр Васильевич
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация)

- Александр Васильевич, как будет осуществляться государственное регулирование беспилотной авиации в отечественной гражданской авиации, что уже сделано в этой сфере?

- Прежде всего хотел бы отметить, что развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на передовых технических решениях в области навигации и связи и телекоммуникации, открывает новые возможности для решения задач не только в сфере обороны и безопасности государства, но и в транспортной отрасли. Здесь очень важно правильно определить и сформулировать приоритеты и вопросы государственного регулирования в области беспилотной авиации.

С этой целью в Российской Федерации сформированы на различных уровнях комиссии и рабочие группы для разработки предложений по государственному регулированию беспилотной авиации и развитию сегмента беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) в гражданской авиации. На самом высоком государственном уровне сформированы Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (Указ Президента РФ от 11 июня 2016 г. № 285) и Правительственная комиссия по транспорту (Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 220).

На отраслевом уровне в течение нескольких лет функционируют Межведомственная рабочая группа по разработке предложений по вопросам государственного регулирования беспилотной авиации и «дорожной карты» развития сегмента беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в гражданской авиации (Распоряжение Министерства транспорта РФ от 9 июля 2015 г. № МС-74-р) и рабочая группа Министерства транспорта РФ «Развитие беспилотных технологий в транспортном комплексе Российской Федерации (Распоряжение Министерства транспорта РФ от 11 июля 2016 г. № МС-93-р)».

Соответствующие подразделения созданы в Союзе авиапроизводителей России, в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению «Аэронет», в Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (Ассоциация «Аэронет»).

Наряду с разработкой предложений по государственному регулированию в сфере беспилотной авиации особо актуальным является вопрос поиска и внедрения технических решений. Отмечу, что в настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов (ВС), но только в специально выделенном воздушном пространстве.

Для выполнения визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг до высоты 150 м в определенных случаях не требуется получение соответствующего разрешения. (выноска: при выполнении полетов, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 м от земной или водной поверхности вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» и на удалении более 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок).

Работа по совершенствованию законодательства и устранения административных барьеров уже ведется. Правительством РФ утверждена соответствующая «дорожная карта» Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет». В ней содержится перечень основополагающих нормативных правовых актов воздушного законодательства, их совершенствование позволит обеспечить развитие беспилотных технологий в транспортной сфере, в т. ч. законодательного регулирования вопросов одновременных полетов пилотируемых и беспилотных ВС.

Но без технических и технологических решений, обеспечивающих контроль за одновременными полетами пилотируемых и беспилотных ВС на всех высотах, взаимную осведомленность участников таких полетов, а также решений, позволяющих обеспечить безопасность воздушного движения и минимизировать возможность применения БВС в противоправных целях, реализация «дорожной карты» будет невозможна.

В рамках поиска таких решений в 2019 г. начата работа по внедрению многопозиционной системы наблюдения, обеспечивающей определение координат всех ВС, в т. ч. беспилотных, на высоте от 500 м. В настоящее время определятся зона Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации, которая будет использована в качестве пилотного проекта.

- Александр Васильевич, в одной из публикаций Вы рассказывали о разработке Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. Каковы ее основные цели?

Концепция разработана Росавиацией совместно с Минтрансом России, ее согласование находится на финальном этапе. Цель Концепции – определение путей и способов достижения такого состояния авиатранспортной системы страны, в т. ч. воздушного законодательства, технологий выполнения полетов, обслуживания воздушного движения (управления полетами), авиационной инфраструктуры и уровня подготовки авиационного персонала, при которых будут обеспечены все необходимые условия для безопасного и эффективного выполнения полетов беспилотных и пилотируемых ВС в едином воздушном пространстве России.

Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим сферу применения гражданских БАС, как составной части воздушного транспорта, является Воздушный кодекс Российской Федерации.

Взгляды, изложенные в Концепции, соответствуют воздушному законодательству Российской Федерации, основным положениям государственной политики Российской Федера-ции в области гражданской авиации, Стандартам и Рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также учитывают международный опыт в области интеграции полетов беспилотной авиации с полетами пилотируемой авиации.

Концепция предусматривает поэтапную интеграцию беспилотных ВС в единое воздушное пространство Российской Федерации. До 2023 г. – организационный период, в течение которого будут разработаны меры для упрощения процедур, связанных с организацией использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами, и минимизация ограничений, устанавливаемых в воздушном пространстве для обеспечения полетов БВС.

На втором этапе до 2027 г. предусматривается разработка технологий с целью создания новых технологий обеспечения полетов БВС, инфраструктуры связи, навигации и наблюдения.

В итоге, к 2030 г., по завершению 3-го этапа, планируется, что интеграции БВС в единое воздушное пространство Российской Федерации будет характеризоваться внедрением средств динамического геозонирования воздушного пространства (информация о структуре воздушного пространства и вновь устанавливаемых и снимаемых ограничениях использования воздушного пространства распространяется в режиме реального времени), обеспечением цифрового интерфейса взаимодействия эксплуатантов и внешних пилотов БВС с органами обслуживания воздушного движения, обеспечением разрешения конфликтных ситуаций на тактическом уровне (в процессе полета) на базе цифровых платформ.

- На какой правовой основе осуществляется подготовка специалистов, в том числе внешних пилотов, в сегментах БВС и БАС гражданской авиации?

Вопрос подготовки специалистов и авиационного персонала имеет большое значение. Именно от человеческого фактора, профессионализма и практического опыта всех пользователей услуг гражданской авиации зависит безопасность полетов. Поэтому вопросы подготовка специалистов, связанных с широким применением БВС, являются актуальными и требуют особого внимания.

Уже ведется работа по внесению изменений в Федеральные авиационные правила (ФАП) «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», в части авиационного персонала, осуществляющего эксплуатацию и техническое обслуживание БАС.

Положения Воздушного кодекса регулируют подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, включая подготовку внешних пилотов, и определяют в соответствии с установленными Федеральными авиационными правилами требования.

Эти требования применяются:

-  к специалистам авиационного персонала, которые распространяются на кандидатов на получение свидетельств специалистов авиационного персонала;

-  к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, на проведение обучения как кандидатов на получение свидетельств специалистов авиационного персонала, так и специалистов авиационного персонала гражданской авиации, уже имеющих свидетельства авиационного персонала;

-  к порядку подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна.

В Росавиации также создана рабочая группа по актуализации ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», (ФАП-128).

Росавиация понимает необходимость комплексного подхода к внедрению и использованию БВС. В этой связи ведомством подготовлены и направлены в Минтранс России предложения в План разработки проектов нормативных правовых актов в сфере воздушного транспорта. Ожидаем, что Минтрансом России в план нормотворческой деятельности будут включены мероприятий по актуализации целого ряда федеральных авиационных правил (ФАП-147, ФАП-128, ФАП-82) с целью развития безопасного использования беспилотных воздушных судов.

- Александр Васильевич, в декабре 2020 г. на совещании в компании «Кронштадт» Вы в качестве одной из приоритетных задач при интеграции БАС в сферу гражданской авиации определили сертификацию.

Безусловно, сертификация – важнейшее направление, но при этом следует максимально упростить ее для беспилотных авиационных систем, перевести часть требований из нормативно-правовых в разряд нормативно-технических. Работы в этой сфере ведутся Росавиацией совместно с компаниями-разработчиками беспилотников.

С момента вступления в силу Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», введенных в действие приказом Минтранса России от 17.06.2019 № 184, Росавиация принимает в работу заявки по сертификации беспилотных авиационных систем и сможет выдавать Сертификаты типа на БАС.

По состоянию на 28.01.2021 Росавиацией зарегистрировано три заявки на получение Сертификата типа для беспилотной авиационной системы.

В настоящее время работы по заявкам проводятся Авиарегистром России.

- Какова процедура регистрации и учета БВС?

Государственная регистрация беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг осуществляется Росавиацией с сентября 2017 г. в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации на общих основаниях с пилотируемыми воздушными судами.

При этом, заявления на регистрацию БВС с массой более 30 кг начали поступать в Росавиацию только в 2020 г. На текущий момент зарегистрировано всего два БВС массой 45 кг производства НПП «Радар ммс» (Санкт-Петербург).

Учет БВС массой менее 30 кг проводится Росавиацией с 27 сентября 2019 г. в соответствии с Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации. Процедура постановки БВС на учет не вызывает сложностей у владельцев. Вся необходимая информация размещена на сайте Росавиации. Для постановки на учет необходимо предоставить в орган учета только заявление и фото своего беспилотного воздушного судна.

Сейчас эту услугу возможно получить в электронном виде через Единый портал государственных услуг. По состоянию на 1 января 2021 г. в базе данных о БВС учтено 26 200 беспилотных воздушных судов.

Вместе с тем, остается также возможность подачи заявлений и почтовым отправлением.

Результатом постановки БВС на учет является присвоение ему учетного номера – на сегодня этот номер состоит из семи знаков сочетания арабских цифр и строчных букв латинского алфавита. Получив учетный номер, владелец обязан нанести его на свой БВС и в дальнейшем использовать при получении разрешений на выполнение полетов (при необходимости). Учетный номер на БВС владелец наносит самостоятельно любым из способов, обеспечивающих его сохранение и читаемость при воздействии влаги, а также в случае разрушения БВС, цветом, контрастирующим с фоном или гравировкой номера на малоразмерных элементах конструкции.

В заключение хотел бы отметить, что для полномасштабной интеграции беспилотных авиационных систем в сферу гражданской авиации России предстоит еще немало сделать, в т. ч. в области разработки и совершенствования нормативно-правовой базы, подготовки специалистов, развития инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов и т. д. Решение этих и других актуальных вопросов находятся в центре внимания Федерального агентства воздушного транспорта.

журнал "Авиасоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer