Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация История и современность

Путешествия с Ростехом: Уфа

23 марта 2021 года / Ростех / Aviation EXplorer
 

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. Очередной рассказ из  рубрики «Путешествия с Ростехом» посвящен в столице Башкирии – Уфе.

За свою многовековую историю город успел накопить богатое наследство, обзавестись множеством памятников культуры. Кроме того, Уфа является крупным промышленным центром – здесь расположено около 200 предприятий, в числе которых много «ростеховских». В столице Башкирии производят двигатели для современных самолетов, выпускают новейшие вакцины против смертельных заболеваний, создают аппаратуру для космических кораблей.

Уфимские двигатели прогресса

Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОДК-УМПО) – предприятие с большой историей. Завод, начавший свою работу с выпуска комбайновых моторов, позже сменил профиль на производство моторов для авиации. Силовые установки, произведенные на этом уфимском заводе, подняли в небо около 170 типов и модификаций самолетов. В их числе – самый массовый истребитель третьего поколения МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25. С начала 1980-х годов на УМПО выпускается один из лучших в мире двигателей для фронтовой авиации − АЛ-31Ф для истребителей Су-27 и его модификаций.

Сегодня «ОДК-УМПО» входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха и участвует практически во всех основных проектах отечественного авиационного двигателестроения. Уфимское предприятие ведет работу над перспективными двигателями для истребителей пятого поколения Су-57, работает по проекту ПД-14 для лайнера МС-21, выпускает компоненты вертолетных двигателей ВК-2500.

Фото: ОДК

В прошлом году на базе «ОДК-УМПО» был открыт новый центр по производству узлов вертолетных двигателей мощностью до 350 моторокомплектов в год. В России это первое профильное производство такого масштаба. Здесь будут выпускаться узлы серийных и перспективных вертолетных двигателей: ВК-2500, ТВ3-117, ВК-650В, ВК-1600В, в том числе для вертолетов семейства Ми-8/17, ударных Ми-28 и Ка-52, а также многоцелевых Ка-226Т и Ка-62.

Кроме того, на базе «ОДК-УМПО» создается Производственно-учебный центр авиационного кластера Госкорпорации Ростех – отдельное здание площадью 14,5 тыс. кв. м, где разместятся 150 единиц учебного оборудования. Ежегодно выпускниками Центра станут около 2 тыс. специалистов, которые будут востребованы не только в «ОДК-УМПО», но и на других предприятиях Ростеха в Башкортостане.

«Молния» зажигает

Если в «ОДК-УМПО» двигатели производят, то в УНПП «Молния» двигателям «добавляют искру» – предприятие занимает 95% российского рынка в области разработки систем зажигания для авиационных двигателей.

Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» входит в состав холдинга «Технодинамика». История предприятия на башкирской земле насчитывает восемь десятилетий – в 1941 году завод был эвакуирован в Уфу. В военное время здесь выпускали свечи для поршневых двигателей самолетов. В 1950-ые годы появились первые изделия электронной автоматики, в следующее десятилетие – электронная аппаратура регулирования двигателей с применением управляющих бортовых вычислительных машин, а в 1980-е годы специалисты предприятия создали первую отечественную бортовую встраиваемую микро-ЭВМ.

Сегодня разработанные «Молнией» изделия нашли свое применение практически на всех отечественных самолетах и вертолетах, а также на летательных аппаратах стран дальнего и ближнего зарубежья. На предприятии ведется разработка системы зажигания для двигателя большой тяги ПД-35, а производство аналогичной системы для ПД-14 уже освоено серийно.

Непрерывно продолжается и освоение новых типов продукции. На предприятии разработана, сертифицирована и запущена в серию электронная аппаратура управления и контроля для маршевых и вспомогательных двигателей учебно-боевого самолета Як-130 и самолета-амфибии Бе-200, вертолетов Ка-52, Ка-31, Ми-8 и их модификаций. 

На страже национального иммунитета

В прошлом году исполнилось 115 лет одному из ведущих научно-промышленных комплексов России по разработке и выпуску иммунобиологических лекарственных средств – уфимскому «Иммунопрепарату». Сегодня предприятие является филиалом НПО «Микроген» (находится под управлением холдинга «Нацимбио»).

Трудовая биография предприятия началась с создания Пастеровской станции, в штате которой значилось лишь пять человек. В Уфе был начат выпуск оспенного детрита, а в 1907 году производство противодифтерийной и противоскарлатинозной сыворотки. Производство расширялось год за годом, его подлинный расцвет пришелся на 1930-е годы – именно в это время в институте производство бактерийных препаратов было поставлено на новый, более качественный уровень. Это позволило в годы войны наладить здесь выпуск вакцин и бактериофагов, которые были жизненно необходимы фронту. Благодаря работе уфимских микробиологов удалось предотвратить «эпидемический пожар», что спасло сотни тысяч жизней.

Фото: Нацимбио

Сегодня предприятие выпускает вакцины для применения в рамках Национального календаря профилактических прививок. Производство вакцин продолжает модернизироваться – созданы новые подразделения и производственные участки. В этом году именно на площадке уфимского «Иммунопрепарата» начнется выпуск новейшей российской вакцины – препарата «МенингоВак А+С» для профилактики менингококковой инфекции. Годом ранее здесь был запущен первый в России Биологический ресурсный центр по изучению бактериофагов. Центр является хранилищем уникальной коллекции микроорганизмов из более чем 10 тыс. штаммов бактериофагов, которые будут использованы при конструировании актуальных, клинически эффективных и безопасных препаратов.

Из Уфы в космос и обратно

Уфимское приборостроительное производственное объединение (УППО) в этом году отмечает свой 65-летний юбилей. Сегодня предприятие входит в состав КРЭТ и специализируется на серийном выпуске бортового оборудования, в том числе автопилотов, систем управления и прочих изделий для авиапрома. В Уфе производится около трети всех вычислительных машин систем управления для российской авиации. Также на УППО освоено производство нефтегазового оборудования: пневматических приводов со струйным двигателем.

В истории предприятия есть место и космических успехам. В середине 1960-х годов в Уфе производили блоки управления для космических кораблей, орбитальной станции «Мир». Пожалуй, один из самых необычных космических заказов специалистам УППО поступил в 1971 году – создание первой электробритвы для космонавтов.

Электробритва «Агидель-К»

Воспользоваться обычной бритвой в космосе весьма затруднительно – главная проблема заключается не в отсутствии обычной сети в 220 В, а в отсутствии гравитации. Электробритва «Агидель-К» была создана уфимскими специалистами в результате совместной работы с конструкторами космических кораблей. Кроме питания от бортовой сети 27 В, она получила встроенный микропылесос. Первыми качество электробритвы оценили советские космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин – свой положительный отзыв они озвучили на весь мир прямо с орбиты. Позже еще не одно поколение советских космонавтов пользовалось этим космическим гаджетом из Уфы. Между тем у электробритвы «Агидель» богатая история и на Земле – эта уфимская марка хорошо известна, особенно старшему поколению россиян.

Источник: https://rostec.ru/news/puteshestviya-s-rostekhom-ufa/

Публикуется с сокращениями


Ростех



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer