Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Эксклюзивное интервью

Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России

5 марта 2021 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

Одно из приоритетных и перспективных направлений в области науки и техники в мире и России – беспилотная авиация. О состоянии этой отрасли в нашей стране, проблемах и решениях рассказывает первый заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Андрей Ельчанинов.

Ельчанинов Андрей Федорович
Первый заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

- Андрей Федорович, распоряжением Председателя Правительства РФ Вы назначены первым заместителем Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, с чем я Вас искренне поздравляю. Не могли бы Вы кратко рассказать об основных задачах на этом высоком посту?

- Благодарю за поздравление. В соответствии с Положением о коллегии ВПК РФ первый заместитель Председателя организует текущую деятельность коллегии по всем вопросам, относящимся к ее компетенции, а также выполняет отдельные поручения Председателя коллегии. За решение этих задач я отвечаю лично.

Конечно же, с учетом моей предыдущей деятельности в качестве члена коллегии ВПК, председателя Совета по авиастроению особое внимание я уделяю вопросам формирования и выполнения Государственной программы вооружения, Государственного оборонного заказа в сфере авиации, повышения эффективности и качества разработки, изготовления, поставок, ремонта и эксплуатации авиационной техники.

- В течение нескольких лет Вы также возглавляете Рабочую группу по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения. В этой связи хотел бы поговорить с Вами о состоянии дел в сфере разработки и производства беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в Российской Федерации.

- В нашей стране в области создания беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) работает несколько сотен предприятий, составляющих основу инфраструктуры этого важного сектора экономики. Условно их можно разделить на несколько групп, специализирующихся, в первую очередь, на разработке и производстве:

         - БАС и БВС военного и специального назначения. Достаточно эффективно в этом направлении работают компании «Сухой», «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), «Кронштадт» и др.;

        - БАС и БВС многоцелевого, в том числе, гражданского, назначения. Среди лидеров: компании «Кронштадт», «Вега», НПП «Радар ммс», «Аэрокон», «РТИ системы», Группа компаний «Беспилотные системы»;

           - авиационных двигателей для БВС (предприятия «Агат» и УЗГА, компания «Наука Софт» совместно с ЦИАМ);

           - бортового оборудования, различной полезной нагрузки и программного обеспечения (концерн «МАНС», КБ «Луч», НПП «Радар ммс»);

           - наземного оборудования, систем управления (компании «Промтекс», «Альбатрос» и др.);

           - комплектующих изделий (КИ) – несколько десятков организаций, занимающихся разработкой, производством и поставкой КИ.

Не следует забывать и о компаниях, оказывающих услуги в области применения БАС и БВС, обеспечения безопасности воздушного движения, подготовки авиационного персонала, включая внешних пилотов.

Научное и методическое сопровождение работ в области беспилотной авиации осуществляют ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС, входящие в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ЛИИ им. М.М. Громова, ВИАМ, а также ГосНИИ ГА.

Важную роль в развитии беспилотной отрасли играют Рабочая группа (РГ) «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Ассоциация «Аэронет» в части разработки и реализации программ поддержки перспективных проектов.

Следует понимать, что деление на группы чисто условное, так как возможности и интересы многих организаций не ограничиваются лишь одной специализацией. Большинство предприятий-головников, разрабатывающих и производящих БВС, как правило, участвуют в создании бортового и наземного оборудования, систем управления для БАС, разработке программного обеспечения к ним, а также предоставлении различных услуг.

Примером комплексного подхода к созданию БВС различного назначения является деятельность АО «Кронштадт». Направления работ этого предприятия охватывают широкий спектр от разработки и изготовления БВС, бортового оборудования и целевой нагрузки, комплексов навигации и управления, программного обеспечения до создания наземных пунктов управления, тренажеров, систем и программ обучения соответствующих специалистов.

Отмечу, что беспилотная отрасль в мире развивается во многом за счет новых, преимущественно малых предприятий (стартапов), предлагающих участникам рынка более инновационную продукцию по меньшей цене. В этом контексте среди лидеров на отечественном рынке беспилотной авиации эффективно работают недавно созданные и активно развивающиеся компании «Беспилотные системы» (Ижевск), «Геоскан» (С-Петербург), «Аэрокон» (Казань), «Птеро» (Москва) и др.

Наращивают свое участие в этом процессе и государственные заказчики – все силовые министерства и ведомства, Минпромторг России, а также Государственная корпорация Ростех и другие структуры.

В настоящее время при создании БАС и БВС используются, в основном, нормативные документы, регламентирующие деятельность в области пилотируемой авиации. Своей «нормативки» для беспилотников практически пока нет. Поэтому и система управления в этой сфере, в том числе организация испытаний и сертификации, пока (до формирования собственной нормативной правовой базы) опирается на традиционную, применяемую при создании пилотируемых воздушных судов (ВС). Об этой проблеме более подробно остановлюсь ниже.

- Какое место в мире в области беспилотной авиации занимает наша страна? Каковы реалии и перспективы развития БАС гражданского (двойного) назначения?

- Востребованность БВС в мире значительно выросла за последние годы, став модным трендом. Наша страна, как я уже говорил, также активно участвует в этом процессе и постепенно выходит на конкурентные позиции. Это связано как с востребованностью отечественных беспилотников военного назначения, так и с широчайшими перспективами развития гражданского рынка БВС.

Сегодня доля России на мировом рынке беспилотных авиационных систем относительно небольшая, по некоторым исследованиям – 2-3%. Однако, по прогнозам специалистов, к 2035 г. в небе России ожидается одновременное нахождение не десятков, а сотен тысяч БВС. Они будут обслуживать создаваемый в нашей стране единый рынок работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих, потребностей экономики. Уже сейчас прорабатываются технологии применения БАС и БВС в различных отраслях для решения широкого спектра задач: мониторинга, в том числе экологического, разведки, фото- и видеосъемки, обнаружения и тушения пожаров, контроля уровня радиации, транспортных (аэротакси и грузовые БВС), медицинских, логистических услуг, выполнения сельскохозяйственных работ и др.

Руководство нашей страны уделяет самое пристальное внимание развитию этого сектора экономики. Наиболее проблемные и актуальные вопросы рассматриваются Комиссией при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий, Военно-промышленной комиссией РФ, Правительственной комиссией по транспорту и другими структурами.

Рынок беспилотной транспортной авиации сегодня только формируется. Предстоит решить огромный объем задач по выработке концептуальных решений по развитию этого нового вида транспорта, разработке и внедрению прорывных технологий в этой сфере. На мой взгляд, придание БВС «интеллекта» может обеспечить их более широкое применение.

Для масштабного использования беспилотников в качестве одной из важных задач необходимо разработать и создать полноценную инфраструктуру, имеющую как минимум: несегрегированное воздушное пространство, систему управления безопасностью полетов, наземный производственный комплекс (аэродромы, площадки, пункты дозаправки, центры технического обслуживания, передачи груза).

И конечно же, учитывая уже набившие оскомину проблемы организации и проведения обслуживания отечественной авиационной техники (АТ), в том числе поставляемой на экспорт, необходимо заблаговременно разработать полноценную и эффективную систему послепродажного обслуживания БВС.

В решении этих задач ведущую роль должны играть научно-исследовательские институты во главе с НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГосНИИ ГА и головные разработчики БАС и БВС.

- Андрей Федорович, давайте поговорим о состоянии и перспективах формирования полноценной отечественной нормативной базы в области беспилотной авиации, в том числе ее интеграции в сферу гражданской авиации?

- В рамках работы Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ и Рабочей группы по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения проделана большая работа по формированию новой ре-дакции одного из основополагающих документов – Положения о порядке создания авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения. Особое внимание при этом уделено разработке нормативной базы в области конструирования, производства и испытания БВС. В настоящее время этот документ находится на заключительной стадии согласования и будет представлен для рассмотрения и заключения на НТС коллегии ВПК Российской Федерации.

Как я уже отметил, действующие документы, определяющие порядок создания авиационной техники военного (специального) и двойного (гражданского) назначения, практически не учитывают специфику той области, которую мы обсуждаем. Многие вопросы не урегулированы и не имеют правого статуса, в том числе и внедрение БВС в единое воздушное пространство России. Отсутствуют и отдельные нормы по разработке, производству и испытаниям БВС, малоразмерных двигателей, бортового и наземного оборудования. Важной составляющей является и разработка современной нормативной базы по сертификации БВС. Можно констатировать, что отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России.

Во многих странах уже разработаны требования к созданию и правила использования беспилотных воздушных судов в сфере гражданской авиации. Правда, это касается только беспилотников с небольшой массой. Нормативную базу для крупноразмерных БВС еще предстоит создать.

Она должна регламентировать все аспекты: от утверждения норм летной годности БВС, лицензирования внешних пилотов до установления требований по экологической безопасности. Основной пакет международных стандартов и рекомендаций для крупноразмерных БВС гражданского назначения, а на их базе и национальных документов, планируется создать к 2024 г.

При этом, работа по созданию нормативной базы для беспилотников в нашей стране уже ведется. НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» выполнена НИР, в рамках которой разработан проект «Программы совершенствования нормативного обеспечения создания и испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами на 2019-2030 гг.». В стадии разработки и реализации и ряд других документов в этой сфере.

Правительством РФ утверждена разработанная Рабочей группой «Аэронет» НТИ «дорожная карта» с перечнем основных нормативных правовых актов, подлежащих уточнению и разработке в области беспилотной авиации. Ее реализация во многом сдерживается отсутствием готовых технологических и технических решений, обеспечивающих безопасную интеграцию БАС в единое воздушное пространство.

В соответствии с Doc 10019 AN/507 «Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС)», их безопасная интеграция в несегрегированное воздушное пространство является длительным процессом, требующим согласованных действий многих заинтересованных сторон, каждая из которых привносит в этот процесс свой опыт в других областях деятельности. Всем участникам этого процесса предстоит большая и напряженная работа в достижении поставленной цели.

- Какие еще «узкие места» и проблемные вопросы в сфере беспилотной авиации требуют решения?

- Еще одно «узкое место» – необходимость опережающей разработки и производства отечественных поршневых и электродвигателей для БВС различного класса, новых технологических и конструктивных решений, в том числе создания и применения композитных материалов, элементной базы, программного обеспечения и т. д.

В современных политических и экономических реалиях при разработке отечественных БПЛА уже на стадии разработки технических требований следует максимально закладывать комплектующие изделия отечественного производства.

В этом контексте можно выделить ударные беспилотники «Альтиус» и «Охотник», поскольку их создание велась с максимальным упором на отечественную элементную базу.

С этой целью только для «Альтиуса» пришлось организовать кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Практически все в этих ударных беспилотниках создавалось с нуля: от элементов управления и бортового оборудования до разведывательных систем с блоками наблюдения.

Мне известно, уважаемый Илья Григорьевич, что в очередном номере журнала «АвиаСоюз» будет опубликован большой блок материалов по различным аспектам беспилотной авиации. Уверен, что их авторы глубоко и предметно обозначат проблемы в области создания и применения БАС и БВС. Безусловно, тематика беспилотной авиации найдет отражение в планах работы коллегии ВПК РФ и ее органов – Совета по авиастроению и соответствующей Рабочей группы. Наиболее актуальные предложения по решению проблемных вопросов в этой сфере, высказанные авторами публикаций в журнале «АвиаСоюз», обязательно будут нами рассмотрены.

Фото: АО «НПП «Радар ммс», АО «Кронштадт»

Опубликовано журналом "Авиасоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer