Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Обзор

Пилотов для «беспилотников» готовят в МГТУ ГА

5 апреля 2021 года / Борис Елисеев / Aviation EXplorer
 

Одна из главных тенденций последних лет в авиации – развитие беспилотных воздушных систем. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) уже активно используются как в военной, так и в гражданской авиации. Пока беспилотные летательные аппараты в гражданской авиации применяются для транспортировки грузов, однако прототипы БПЛА для перевозки пассажиров уже поднимаются в воздух.

Елисеев Борис Петрович
член коллегии Росавиации, ректор МГТУ ГА, доктор юридических наук, профессор

Сама идея БПЛА подразумевает как полное управление летательным аппаратом искусственным интеллектом, так и управление им «с земли». От пилотов-операторов «беспилотников» требуется специальная подготовка, ведь даже в случае с простыми некоммерческими беспилотными системами они имеют дело с дорогостоящим оборудованием. Обучение операторов БПЛА – задача ведущих вузов гражданской авиации, а также авиационных учебных центров, где могут дать необходимый объем знаний и навыков. Внешний пилот (оператор БПЛА) и пилот на борту воздушного судна несут равную ответственность за безопасный полет их воздушных судов и поэтому должны обладать достаточными знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, производственных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи.

Одним из вузов, оперативно отреагировавших на запросы рынка кадров на операторов БПЛА, стал ведущий университет гражданской авиации России в области подготовки инженеров для наземного обслуживания самолетов – Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА).

О готовности начать подготовку специалистов по технической эксплуатации беспилотных летательных аппаратов автор этой статьи, как ректор МГТУ ГА, заявил еще в 2013 г., когда в отечественной авиации только начинался «беспилотный бум». Позднее в головном вузе была открыта лаборатория беспилотных авиационных систем и робототехники, которая стала научной площадкой для студентов, аспирантов, преподавателей, а также школьников, проходящих в нашем университете довузовскую подготовку, в рамках реализуемых правительством Москвы общегородских проектов.

В последние годы набирают популярность круглые столы университета по вопросам эксплуатации и обслуживания беспилотных летательных аппаратов. Первые мероприятия такого рода проводились преимущественно для слушателей из числа студентов, однако в дальнейшем в круглых столах и конференциях стали принимать участие представители государственных структур. Например, два года назад в мероприятии приняли участие представители подразделения исследования вопросов перспектив развития и применения робототехнических комплексов военного назначения Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники Министерства обороны РФ, а в 2020 г. соорганизатором очередного круглого стола в МГТУ ГА по вопросом БПЛА выступила Ассоциация «Аэронет», объединяющая более 50 ведущих государственных и коммерческих предприятий из сфер науки, образования, создания передовой робототехники, разработки и применения гражданских беспилотных авиационных систем. В этом мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Госкорпорации по организации воздушного движения, Ространснадзора, МЧС, спец-ведомств, а также гости из авиационных предприятий различного профиля и отраслевых вузов.

Одним из основных обсуждавшихся вопросов стала проблема подготовки внешних пилотов. Участники круглого стола отмечали, что новый вид авиации уже активно используется, его развитие происходит быстрыми темпами, но управляющие беспилотными авиационными системами операторы до сих пор не имеют возможности пройти полноценное обучение.

Одна из главных сложностей – отсутствие требований к подготовке внешних пилотов в Воздушном законодательстве и в части ФАП-147. В 2018 г. автор этой статьи в составе делегации Российской Федерации, в которую входили представители Министерства иностранных дел, Минтранса и Генеральной прокуратуры России, принял участие в работе 37-й сессии Юридического комитета Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Монреале (Канада).

На сессии рассматривался ряд вопросов, в том числе юридические аспекты определения статуса беспилотного воздушного судна, некоторые стороны экономической либерализации, связанные с безопасностью полетов. Обсуждалась практика и правовые новеллы, касающиеся дистанционно пилотируемых воздушных судов и статуса внешних пилотов. Пересматривались правила по разрешению разногласий в случае возникновения споров и затрагивались другие актуальные правовые вопросы.

Имея уже существенный опыт в области подготовки специалистов по БПЛА, ведущий вуз гражданской авиации России выступил образовательной площадкой для подготовки операторов БПЛА. В 2020 г. Иркутский филиал МГТУ ГА получил лицензию на право реализации основной образовательной программы «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» для подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов, первый набор на данную программу запланирован на 2022 г.

В то же время, Институт повышения квалификации и аттестации кадров (ИПКиАК) МГТУ ГА, имеющий сертификат авиационного учебного центра, разработал курс подготовки инструкторов для обучения специалистов беспилотных авиационных систем максимальной взлетной массой до 30 кг.

Первый выпуск составили сотрудники МГТУ ГА – головного вуза и Егорьевского филиала, на аэродроме которого проходила летная практика обучающихся. Учебный курс был рассчитан на 112 часов и включал в себя весь необходимый объем как летной, так и теоретической подготовки. В нее входит изучение законодательства, аэронавигации, метеорологии, а также устройства беспилотных систем и, конечно, особенностей их эксплуатации.

Беспилотные летательные аппараты, разработанные и собранные в лаборатории БПЛА МГТУ ГА, часто оказываются в центре внимания на выставках и днях открытых дверей. Например, беспилотные системы ежегодно демонстрируются на выставке-форуме аэропортовой инфраструктуры NAIS, в феврале 2021 г. на этой выставке БПЛА на стенде МГТУ ГА вновь привлек большое внимание посетителей.

Отдельно стоит отметить одно неочевидное, на первый взгляд, направление – программирование БПЛА. Ведь современные «беспилотники» – это не столько коптеры на радиоуправлении, сколько сложные, технологически развитые, дорогостоящие роботы, работающие на сложном программном обеспечении. Имея богатый опыт в подготовке программистов для авиации, МГТУ ГА успешно справляется и с этой задачей. Так, в 2019 г. команда университета, состоящая из сотрудников лаборатории беспилотных авиационных систем и робототехники университета и студентов вуза, одержала победу в международном соревновании по программированию квадрокоптеров CopterHack'19. В турнире приняло участие более 50 команд из разных стран, состоящих из программистов, инженеров, конструкторов и пилотов беспилотных авиационных систем. В рамках трехдневного состязания команды разрабатывали и конструировали беспилотные летательные аппараты, имея лишь различные составные части современного программируемого квадрокоптера.

Таким образом, в МГТУ ГА активно ведется образовательная деятельность в области эксплуатации и обслуживания беспилотных летательных аппаратов, а Институт повышения квалификации и аттестации кадров, совместно с лабораторией беспилотных летательных аппаратов, успешно обучает как операторов и инженеров, так и программистов и инструкторов для беспилотных летательных систем.

Опубликовано в журнале «АвиаСоюз»


Борис Елисеев



комментарии (0):











Материалы рубрики

Росавиация
Основные показатели работы ГА России за август 2021
Роман Гусаров
Smartavia  – первый умный лоукостер России
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в августе 2021
Александр Нерадько
Мы реально оцениваем темпы развития отрасли
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за июль 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за июль 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за июль 2021
Роман Гусаров
Сможет ли лоукостер S7 потеснить «Победу»



Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за июнь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за июнь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в июне 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за май 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за май 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за май 2021
Роман Гусаров
Объемы есть, а денег нет
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в мае 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за апрель 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за апрель 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за апрель 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за март 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за март 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за март 2021 года
Борис Елисеев
Пилотов для «беспилотников» готовят в МГТУ ГА
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2021 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2021
Александр Нерадько
«Беспилотное будущее» гражданской авиации
Евгений Баженов
В аэропорту Геленджик строится новый пассажирский терминал
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь 2021
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за январь 2021
Александр Нерадько
Реализация инвестиционных проектов развития аэропортовой инфраструктуры России
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2021 года
Юлия Логачева
Антикризисная стратегия и реконструкция "Аэропортов Красноярья"
Андрей Богданов
Мы можем сотрудничать только как равноправные партнеры
Александр Нерадько
Эффективность инструментов государственной поддержки авиаотрасли в 2020 году
NAIS
Итоги NAIS-2021
Алексей Кондратов
Названы лучшие авиакомпании и аэропорты России по итогам 2020 года
Лариса Брынцева
Движение вперед и вверх
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за 2020 год
Росавиация
Показатели работы ГА России за 2020 год

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer