Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация История и современность

Путешествия с Ростехом: Лыткарино

7 апреля 2021 года / Ростех / Aviation EXplorer
 

Этот маленький городок на берегу Москвы-реки в окружении сосновых лесов на первый взгляд ничем не может удивить. Но именно здесь сделали зеркало для самого большого в мире телескопа, ракетные двигатели для доставки луноходов на Луну, а также впервые запустили двигатель истребителя Су-57.

Первое упоминание о Лыткарино датируется XV веком – в архиве Чудова монастыря обнаружена дарственная грамота некоей инокини Марфы, в которой говорилось о «селе Лыткорине». Позже имение перешло во владение воспитателя Петра I – Никиты Зотова и его потомков. Сегодня в родовой усадьбе располагается Лыткаринский историко-краеведческий музей. Вблизи Лыткарино находится еще несколько интересных памятников архитектуры, которые манят любителей истории. Здесь на высоком берегу Москвы-реки расположилась Усадьба Петровское с двумя старинными церквями и парком.

Фото: Городской портал Лыткарино

Впрочем, в Лыткарино могут интересно провести время даже любители пляжного отдыха. Волкушинский или Лыткаринский карьер – пожалуй, самое популярное место в летнее время. Сегодня это озеро с песчаными пляжами, а когда-то здесь добывали песок. Добыча камня-известняка и песчаника началась в этом месте много веков назад. Есть версия, что само название города произошло от слова «лытка» – это старинный камнетесный инструмент. Из плит лыткаринского песчаника выложены: подпорная стена храма Василия Блаженного на Красной площади, фундаменты Большого театра, Манежа и многое другое.

Как считают ученые, эти отложения когда-то были дном древнего моря. Молчаливые свидетели тому – отпечатки раковин ископаемых моллюсков Юрского периода, которые можно встретить в местных песчаниках. В 1930-х годах началась активная разработка карьера в Лыткарино. Редкий по своей чистоте здешний кварцевый песок мог стать отличным сырьем для производства высококачественного стекла. Поэтому было принято решение о строительстве Лыткаринского завода оптического стекла (ЛЗОС). Во время войны на предприятии изготавливались прожекторные зеркала для зенитных установок противовоздушной обороны, бронестекла для самолетов, смотровые призмы для танков и прочая продукция для фронта. Позже ЛЗОС начал выпуск оптики для приборостроения, медицинской техники, объективов фотоаппаратов и другие изделия отрасли.

Космическая оптика из Лыткарино

Сегодня это градообразующее предприятие, которое входит в холдинг Ростеха «Швабе». ЛЗОС является ведущим российским производителем оптического стекла и стекловолокна, крупногабаритных астрономических и космических зеркал, космических объективов, различных оптических деталей и приборов. Именно благодаря Лыткаринскому заводу Россия входит в тройку крупнейших мировых поставщиков оптического стекла. Кроме выпуска оптических материалов, завод лидирует в изготовлении крупногабаритной астрономической оптики – ЛЗОС производит около трети всего мирового рынка крупногабаритной оптики.

Большие зеркала диаметром в несколько метров на ЛЗОС начали изготавливать еще в 1980-х годах. Это ключевая часть любого телескопа, и, пожалуй, его самая сложная деталь. Специалистами ЛЗОС разработана уникальная технология, которая позволяет изготовить зеркало массой несколько десятков тонн и обработать его с точностью до нанометра. Так в Лыткарино были произведены зеркала для самых известных телескопов в мире: Большого телескопа азимутального (БТА), когда-то крупнейшего в мире, а сегодня – в Евразии; китайского гиганта LAMOST, второго по размеру в Азии тайского телескопа TNT и многих других международных проектов.

Где учат двигатели летать

Развитие Лыткарино связано, в том числе, и с основанием здесь значимых предприятий отечественного двигателестроения. В городе находятся Научно-испытательный центр ЦИАМ – крупнейший в Европе экспериментальный комплекс авиадвигателей, Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз», где создаются жидкостные ракетные двигатели для космических аппаратов, а также Лыткаринский машиностроительный завод (ЛМЗ).

Предприятие было основано в 1955 году как филиал опытного завода №165 (ныне ОКБ им. А. Люльки – филиал «ОДК-УМПО»). На заводе в Лыткарино изготавливались узлы и детали, проводились испытания нескольких поколений авиадвигателей марки «АЛ» (Архип Люлька). В наши дни Лыткаринский машиностроительный завод также является филиалом «ОДК-УМПО». Это испытательная база для всех опытных двигателей, выпускаемых в «ОДК-УМПО». Здесь в прямом смысле двигатели учатся летать – после испытаний в Лыткарино моторы идут прямым ходом на самолеты.

К примеру, в 2014 году здесь прошли государственные испытания изделия 117С – двигателя для истребителя поколения 4++ Су-35С. В ноябре 2016 года на ЛМЗ состоялся первый наземный запуск двигателя для истребителя пятого поколения Су-57. Сейчас на заводе была проведена масштабная реконструкция испытательной станции, завершено строительство нового стенда, где будут проходить испытания опытные образцы перспективных авиадвигателей.

Источник: https://rostec.ru/news/puteshestviya-s-rostekhom-lytkarino/

Опубликовано с сокращениями


Ростех



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer