Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Вехи истории

«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!

31 мая 2021 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

31 мая 2021 г. – 75-летие знаменитого разработчика авиационной техники, Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Олега Константиновича Антонова (позднее – АНТК им. О.К. Антонова, в настоящее время – Государственное предприятие (ГП) «АНТОНОВ»). Именно 31 мая 1946 г. вышло Постановление Правительства СССР об образовании в Новосибирске нового ОКБ во главе с О.К. Антоновым.

Первое детище нового ОКБ – сельскохозяйственный самолет СХ-1, известный во всем мире как Ан-2, завоевал всеобщее признание. Этот самолет – единственный в мировой авиации, который строился серийно более 60 лет. С Ан-2 началось триумфальное шествие самолетов марки «Ан».

Самолеты Ан-2 выпускались на авиазаводах СССР, Польши и Китая, имеют опознавательные знаки или код регистрации почти 100 стран мира. Всего построено свыше 17 тыс. Ан-2. И сейчас в мире эксплуатируется около двух тыс. самолетов Ан-2, в том числе в парке гражданской авиации России.

Интересен и такой факт: в конце 1990-х гг. в США образовалась коалиция владельцев и эксплуатантов «Аннушки» (тогда в стране их насчитывалось не менее 10), которая пыталась сертифицировать самолет по нормам FAA. Сенатор Г.Хемфри признался, что если бы он мог полетать только на каком-то одном советском самолете, то выбрал бы Ан-2. «Это самолет для настоящего мужчины», – заявил он.

С 1952 г. деятельность ОКБ связана с Киевом, где пришлось практически с нуля создавать производственную базу и формировать коллектив, основу которого многие годы составляли выпускники Харь-ковского авиационного института. В этот период был создан первый советский транспортный самолет с турбовинтовыми двигателями Ан-8, который стал посылом к проектированию более тяжелых машин: пассажирского Ан-10 и грузового Ан-12, который эксплуатируется и в настоящее время.

В высокой надежности и эксплуатационной технологичности Ан-12 убе-дился и автор этой статьи, принимавший участие в его техническом обслуживании в период работы в Авиационно-технической базе (АТБ) в аэропорту Домодедово.

Важная веха для антоновского ОКБ – создание самолета для местных воздушных линий Ан-24 (грузовая модификация – Ан-26, специальная модификация для аэрофотосъемки – Ан-30). Долгие годы Ан-24 был основным авиаперевозчиком в своей нише в СССР и многих зару-бежных странах. В производстве Ан-24 впервые использовались клеесварные соединения элементов конструкции, разработанные совместно с институтом им. Е.О. Патона.

Следует отметить, что антоновские самолеты, прежде всего Ан-24, Ан-26, позднее Ан-32, были широко востребованы у зарубежных заказчиков. Об этом говорит тот факт, что по контрактам Внешнеэкономического объединения «Авиаэкспорт» инозаказчикам было поставлено более 1300 самолетов «Ан».

Антоновская фирма широко известна в мире, прежде всего, созданием уникальных транспортных самолетов. В феврале 1965 г. совершил первый полет знаменитый Ан-22 «Антей» – по сути, первый широкофюзеляжный самолет в мире. По словам британской газеты «Таймс», «… благодаря этому самолету СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года».

Особая гордость ОКБ – создание транспортных гигантов «Руслан» и «Мрия». Тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 «Руслан» (последнее детище, созданное под непосредственным руководством генерального конструктора О.К. Антонова) и сегодня является лидером мировой авиации при перевозке сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов на сверхдальние расстояния. На его базе был создан уникальный супергигант Ан-225 «Мрия», установивший около 300 мировых рекордов, в том числе по перевозке самого тяжелого груза массой 253 т.

«Руслан» и «Мрия» в составе авиакомпании «Авиалинии Антонова» эффективно себя проявили и в период пандемии 2020-2021 гг., доставляя гуманитарные грузы и медицинское оборудование в различные регионы мира.

В начале XXI века деятельность антоновской фирмы связана с реализацией программы семейства региональных самолетов Ан-148/Ан-158, которые выпускались на авиазаводах в Воронеже и Киеве. Ряд самолетов этого семейства летают за рубежом, в том числе Ан-158 на Кубе.

В свое время в журнале «АвиаСоюз» неоднократно публиковались материалы о перспективном военно-транспортном самолете Ан-70, который часто называли российско-украинским. В его создание, испытания и освоение производства было вложено немало средств обеих стран. Ан-70 с успехом демонстрировался на ведущих авиасалонах мира и явно переигрывал своего европейского конкурента А400. Но … не сложилась судьба самолета в эпоху политических и экономических катаклизмов. А жаль!

В настоящее время деятельность ГП «АНТОНОВ» направлена, прежде всего, на реализацию программы серийного производства нового среднего военно-транспортного самолета Ан-178, созданного на базе пассажирского Ан-158. При разработке Ан-178 учтены как требования коммерческих авиакомпаний, так и запросы военных эксплуатантов.  Ан-178 должен заменить на более высоком техническом уровне средний четырехмоторный турбовинтовой транспортный самолет Ан-12.

Ан-178 во многом унифицирован с Ан-158, оснащен двумя запорожскими турбовентиляторными двигателями Д-436-148М. Масса его полезной нагрузки – 15-18 т, скорость – 825 км/час. Дальность – 5500 км при загрузке 5 т, 1000-2000 км – при загрузке 15-18 т.

Сегодня на серийном заводе ГП «АНТОНОВ» на различных производственных этапах находятся несколько самолетов Ан-178 для украинского заказчика. К юбилею предприятия к концу мая должна быть завершена сборка фюзеляжа первого серийного Ан-178.

В настоящее время на предприятии также выполняется ремонт и модернизация тяжелых транспортных самолетов «Руслан» с установкой на них современного бортового оборудования.

Символично, что 23 мая 2021 г., за несколько дней до юбилея предприятия, исполнилось бы 90 лет ученику и преемнику Олега Константиновича Антонова – генеральному конструктору Петру Васильевичу Балабуеву. Он возглавлял антоновскую фирму более 20 лет в самый сложный период в 1984-2005 гг. Под его руководством создавались самолеты Ан-225 «Мрия», Ан-74, Ан-140, Ан-70, семейство самолетов Ан-148/158. Именно Петр Васильевич еще в позднесоветское время стал инициатором и организатором создания авиакомпании «Авиалинии Антонова». Большая востребованность в мире и эффективная деятельность в значительной мере обеспечивает стабильную работу Государственного предприятия «АНТОНОВ».

В заключение несколько цифр, отражающих итоги 75-летней деятельности антоновской фирмы, ее место в мировом авиационном сообществе. Создано более 100 типов и модификаций самолетов «Ан», изготовлено свыше 22 тыс. самолетов, несколько тысяч из них и сегодня эксплуатируются во многих странах мира.

Хотел бы пожелать прославленному антоновскому коллективу, у которого в 75-летней истории немало ярких побед и свершений, успехов в создании новых самолетов «Ан»!

Журнал "АвиаСоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer