Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Эксклюзивное интервью

Мы реально оцениваем темпы развития отрасли

14 сентября 2021 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Интервью руководителя Федерального Агентства Воздушного Транспорта (Росавиация) Александра Нерадько главному редактору «Авиа.ру» Роману Гусарову

Нерадько Александр Васильевич
Руководитель Федерального Агентства Воздушного Транспорта (Росавиация)

- Александр Васильевич, уже появились предварительные данные по результатам авиаперевозок за август и восемь месяцев 2021 года. Все указывает на восстановление отрасли после коллапса 2020 года. Каковы Ваши оценки ситуации?

- В 2021 году наблюдается постепенный рост объемов авиаперевозок. Если в цифрах, то за первые восемь месяцев российские авиакомпании перевезли около 71,1 млн. пассажиров.

Конечно, еще не достигнут уровень «доковидного» 2019 года, когда за этот период было перевезено 86,2 млн. пассажиров. Но ведь в текущем году объем международных рейсов только возобновляется после ковидных ограничений. Если в августе 2020 года решением оперативного штаба были возобновлены перелеты лишь в три страны, то в настоящее время мы осуществляем полеты в более чем 50 стран. Исходим из того, что эпидемиологическая ситуация, основанная на массовой вакцинации, будет улучшаться и, в перспективе, объемы международных полетов также будут увеличиваться.

Также с лета прошлого года наблюдается стабильный рост внутренних авиаперевозок. В этом году за январь-июль российскими авиакомпаниями перевезено более 57 млн.пассажиров, из низ 85 % - по внутренним маршрутам. Многие аэропорты в этом году превысили показатели «доковидного» 2019 года. И это не только аэропорты южного направления или крупные авиаузлы, но и региональные, такие как: Калуга, Псков, Горно-Алтайск, Магадан, Благовещенск и другие.

Значительного сокращения пассажирских перевозок удалось избежать, во многом благодаря программам субсидирования, реализуемым Росавиацией.

На сегодняшний день перечень субсидируемых региональных маршрутов по постановлению Правительства РФ 1242 включает 410 направлений. И это хороший показатель. За пять лет, с 2017 года, количество направлений увеличилось в 3 раза. Значительно расширен перечень направлений в, из и внутри Дальневосточного федерального округа. Постоянно дополняются новые маршруты, учитывая потребности жителей страны в авиаперевозках.

Например, в августе 2021 года появились семь новых маршрутов, перевозки по которым не выполнялись ранее: Айхал - Иркутск, Газимурский Завод - Иркутск, Краснокаменск - Иркутск, Кырен - Иркутск, Магадан - Певек, Менза - Иркутск, Якутск – Бодайбо. Эти дополнительные маршруты улучшат транспортную доступность Амурской и Магаданской областей, Республик Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальского и Приморского краев.

Совместно с авиакомпаниями, с региональными властями мы постоянно мониторим ситуацию и принимаем своевременные решения по пересмотру перечня маршрутов.

Конечно нам бы хотелось, чтобы показатель объемов авиаперевозок поступательно рос, восстановился в полном объеме на уровне 2019 года и пошел дальше вверх. Но мы реально оцениваем темпы развития отрасли и четко понимаем, что такой значительный «скачок» возможен лишь при комплексном решении вопросов, которые напрямую влияют на увеличение объемов авиаперевозок.

И дело не только в стоимости авиабилетов, на которую сегодня существенно влияет увеличение эксплуатационных расходов авиакомпаний из-за роста цен на авиационное топливо и стоимости владения воздушными судами. Для увеличения авиационной подвижности населения необходимо повышение уровня его платежеспособности.

Очень важно, чтобы стратегические планы развития воздушного транспорта были четко увязаны со стратегиями развития субъектов РФ. В условиях низкой плотности населения и с учетом особенностей географического положения страны, для транспортной инфраструктуры требуются особые решения экономического, технологического и организационного характера. Нужно активное расширение торговых связей регионов и развитие туристической инфраструктуры.

- Но, помимо туристической, есть и авиационная инфраструктура, которая, несмотря на проведенную работу по ее модернизации в минувшее десятилетие, все ещё, мягко говоря, далека от совершенства.

- Росавиация активно участвует в реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Российской Федерации на период до 2024 года. Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов» предусматривает реконструкцию инфраструктуры значительного количества аэропортов.

И география обновления инфраструктурных объектов гражданской авиации существенна. Важно то, что осуществляется модернизация не только крупных аэропортов, но и региональных и местных. Это и аэропорты центральной части страны, Сибири, Урала, регионов Севера и Дальнего Востока.

Сейчас развитию районов Арктики и Дальнего Востока уделяется повышенное внимание со стороны государства. В этой связи Росавиация, с учетом опыта реализации мероприятий в 2014-2020 годах, взвешенно подходит к вопросам сроков реконструкции аэропортовых комплексов в этих регионах.

Дальневосточные аэропорты находятся в труднодоступных районах на значительном удалении друг от друга. С учетом климатических условий, ограничивающих срок проведения строительно-монтажных работ и доставку строительных материалов и оборудования, на мероприятия по реконструкции большинства аэропортов предусматривается период не менее трех лет.

С учетом этого, совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации, нами организована работа по подготовке исходных данных, учитывающих транспортную модель регионов на основе конъюнктурного анализа рынка в регионах, с последующим направлением в Минстрой России для пересчета индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ по позиции «Аэродромы гражданского назначения».

Мы смотрим на перспективу. Уже сейчас совместно с региональными властями формируется список приоритетных аэропортов, которые, с учетом перспектив развития авиаперевозок, будут включены в план по модернизации на период до 2030 года.

- Вопрос, который очень волнует наши авиакомпании. В марте 2021 года на коллегии Росавиации по итогам прошлого года Вы объявили, что после 31 декабря 2022 года регистрация иностранных воздушных судов российских авиакомпаний должна осуществляться исключительно в российском реестре. Что будет с уже ввезенной авиатехникой, которая зарегистрирована в офшорах и почему определена именно эта дата?

- Росавиация последовательно выступает за перевод самолетов российских авиакомпаний из офшорных реестров в российский реестр.

Сегодня в стране созданы все условия для осуществления контроля за поддержанием летной годности иностранных воздушных судов в соответствии с международными требованиями. Также для этого сформирована и необходимая правовая база. Какие-либо препятствия для перевода воздушных судов российских авиакомпаний в национальный реестр отсутствуют.

Считаю необходимым подчеркнуть, что такой перевод в российский реестр не наша прихоть. Он направлен на повышение уровня безопасности полетов и осуществление надлежащего контроля за техническим состоянием воздушных судов.

Хотелось бы отметить следующее. Статьёй 17 Конвенции о международной гражданской авиации (прим. ред: Чикагская конвенция 1944 года) определено буквально следующее: «Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы».

Таким образом получается, что воздушные суда, имеющие офшорную регистрацию и выполняющие полёты в составе флотов российских авиакомпаний, находятся под юрисдикцией этих офшоров,  и наши права по осуществлению надзора за их эксплуатацией ограничены.

Выбор даты 31 декабря 2022 года обусловлен тем, что с этой даты перестает действовать положение второй части Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении ввозимых воздушных судов от уплаты НДС. При этом в Налоговый кодекс готовятся дополнения в части исключения из числа объектов налогообложения воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Речь идёт о создании благоприятных условий для регистрации воздушных судов, приобретаемых российскими авиакомпаниями в рамках лизинговых соглашений, в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Российские эксплуатанты, которые уже зарегистрировали свои воздушные суда иностранного производства в России, не испытывают с этим каких-либо затруднений. Напротив, стоимость регистрации воздушных судов в России обходится авиакомпаниям в 3–4 раза дешевле, чем в офшорных реестрах. Для справки, по грубой оценке, сейчас российские авиакомпании ежегодно выплачивают в офшорные реестры более двух миллиардов рублей в год.

Для сравнения, в офшорных реестрах сертификаты лётной годности продлеваются ежегодно на платной основе. Так, например, продление сертификата лётной годности такого воздушного судна как Boeing 737 или Airbus 320 обходится его эксплуатанту в 40 000 долларов США. Дополнительно оплачиваются командировочные расходы инспекторов, включающие перелёт бизнес-классом и проживание в отеле классом не ниже 4-х звёзд.

Даже сегодня в России аналогичное продление сертификата лётной годности, проводимое один раз в два года, обходится всего в 650 рублей государственной пошлины и примерно в 100 тысяч рублей (примерно 1365 долларов США), уплачиваемых сертификационному центру за выполнение работ по комплексной оценке технического состояния воздушного судна.

В настоящее время в рамках плана мероприятий (прим. ред: утверждён Правительством Российской Федерации 22 апреля 2019 г. № 3501п‑П9) разрабатывается пакет новых нормативных правовых актов в области гражданской авиации, который позволит осуществлять регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации в течение одного рабочего дня и за значительно более низкую плату, что, среди прочего, положительно скажется на стоимости авиаперелётов для пассажиров. При этом авиакомпании будут защищены государством от санкционных рисков.

Что будет с уже ввезенной авиатехникой, которая зарегистрирована в офшорах? Она будет эксплуатироваться авиакомпаниями без ограничений в соответствии с лизинговыми соглашениями.

До января 2023 года еще есть время. Росавиация и Минтранс России работают совместно с авиакомпаниями и полагаю, что эта совместная работа обязательно даст положительный результат.

- Александр Васильевич, мы находимся на пороге выборов и скоро приступит к работе Государственная Дума в обновленном составе. Не понаслышке знаю, как непросто отстаивать в Парламенте интересы отрасли, объяснять депутатам необходимость принятия тех или иных правовых документов. Как бы Вы оценили результаты взаимодействия вашего  ведомства с Государственной Думой уходящего седьмого созыва?

- Могу сказать, что с 2016 года нами была проделана огромная совместная работа с Государственной Думой седьмого созыва, и мы благодарны за это всем без исключения фракциям. Депутаты неоднократно оказывали помощь в решении вопросов, связанных с развитием нашей отрасли. По-другому и не могло быть — ведь и у нас, и депутатов одна цель: обеспечение стабильного и безопасного функционирования системы воздушного транспорта.

Федеральное агентство воздушного транспорта не осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Этими полномочиями наделено Министерство транспорта Российской Федерации, в ведении которого находится Росавиация.

При этом Росавиация принимает активное участие в законотворческой деятельности. Системно ведется работа как с профильным Комитетом по транспорту и строительству, так и с другими.

Гражданская авиация постоянно развивается, меняются подходы, требуются новые решения. Именно это требует осуществления постоянной работы  взаимодействия с депутатским корпусом.

Росавиация принимает участие в разработке проектов федеральных законов о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ).

Если продолжить наше обсуждение авиаперевозок, то можно в качестве примера совместной работы, напомнить следующее: в начале 2020 года Государственной Думой были приняты поправки в Воздушный кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», касающиеся лицензирования авиаперевозок.

Эти изменения положений действующего воздушного законодательства были инициированы Федеральным агентством воздушного транспорта с целью устранения дублирования процедур сертификации авиаперевозчиков процедурами лицензирования их основной деятельности. Это позволило снять избыточную административную нагрузку с субъектов, осуществляющих перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов.

Или вот еще один пример, когда принятие закона отразилось на деятельности многих коммерческих организаций и простых граждан. В июле 2017 года были внесены изменения в статью 47 ВК РФ, регулирующую установление приаэродромной территории. (прим. ред: Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ). Эти поправки были направлены на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, перспективное развитие аэропортов и исключение негативного воздействия оборудования аэродромов и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.

До этого действовало общее правило: приаэродромной территорией признавали зону взлета и посадки самолетов, а также земли в радиусе 30 км от аэродрома. Теперь границы приаэродромных территорий разделили на семь зон, а правила использования земель уточняются для каждого аэродрома в зависимости от его характеристик.

При этом установление 7-й подзоны, к сожалению, имело достаточно много вопросов. Существовали разногласия между федеральными и региональными органами власти по вопросу о границах седьмых подзон аэродромов. В связи с отсутствием единой методики размер седьмой подзоны зачастую проектировался операторами аэродромов без учета интересов городского развития. Седьмая подзона в случае ее установления могла охватить значительную по площади территорию города, полностью заблокировав на ней строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры. Конечно, были задеты интересы простых граждан и собственников земельных участков.

2 июня 2021 года Государственной Думой в окончательном, третьем чтении, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 957544-7), направленный на устранение проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий. Так, наиболее важным положением нового федерального закона является закрепление возможности устанавливать приаэродромные территории без седьмой подзоны, в которой вводятся ограничения на строительство жилья и социальной инфраструктуры.

И здесь следует напомнить, что вопросы развития инфраструктурных объектов гражданской авиации находятся на личном контроле спикера Госдумы Вячеслава Викторовича Володина. Так, при его непосредственном участии и постоянном контроле велось строительство нового аэропорта в Саратове. В 2019 году мы завершили и ввели в эксплуатацию новый современный аэропорт Гагарин, который наращивает свои производственные мощности и сегодня показывает рост объёмов авиаперевозок. В планах еще один аэропорт в регионе - Балаково. Инвестор найден и уже ведутся проектно-изыскательские работы.

- Что Вы ожидаете от работы с новым составом Госдумы? Интересуюсь этим потому, что на выборы идут 14 партий, есть немало новых людей, получится ли наладить с ними столь же эффективное взаимодействие и взаимопонимание? И прямой вопрос: на выборы пойдете?

- Надеюсь, что наше конструктивное сотрудничество с коллегами из Государственной Думы будет продолжено. Со своей стороны мы готовы как и раньше оказывать необходимое  профессиональное содействие в подготовке законодательных инициатив.

Моя гражданская позиция – голосовать. Считаю это своим гражданским долгом. Уверен, что именно так гражданин страны, а тем более руководитель отрасли, отвечающий за эффективное развитие воздушного транспорта, и должен поступать.

Право голоса, право выбора предоставлено Конституцией всем гражданам России. Реализация этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством, влиять на власть и даже менять ее. Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, нам не безразлично. Голосование на выборах — это реальная, а не фиктивная гражданская позиция.


Роман Гусаров


комментарии (1):

Arhara      15/09/2021 [00:13:26]#1
То что предлагается как новые авиационные правила, это просто позор, Росавиация уже н е скрываясь тупо переводит заграничные ПАРТ-М и ПАРТ-145 с английского на русский, читать это просто невозможно, а просят дать предложения к этому бренду. Хорошо это делается для включения бобиков и аэрбасов в Госреестр, но оставьте нас в покое эксплуатантов Советской и Российской техники. Где Ан-2 и Ми-8 и где переведенный ПАРТ. Подключите институтскую науку МГТУ ГА , остатки отраслевой науки в виде ГосНИИ ГА и разработайте для нас документ на подобие НТРАТ ГА-93 и будет всем счастье.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer