← Назад

Главная Авиация Беседа с руководителемSmartavia  – первый умный лоукостер России

19.09.21 18:35 / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

16 сентября 2021 года генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Михайлович Василенко и генеральный директор авиакомпании Smartavia Сергей Анатольевич Савостин подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, объявив о перспективной масштабной программе полётов авиакомпании из нового базового аэропорта. После церемонии подписания соглашения руководитель Smartavia пообщался с журналистами и рассказал о новой стратегии авиакомпании. 

Сергей Савостин: Для любой авиакомпании решение по аэропорту базирования, особенно в московском авиаузле, это один из ключевых моментов в жизни и работе компании. Сам по себе факт подписания нашего соглашения и начала базирования авиакомпании Smartavia в аэропорту Шереметьево - важный технологический и коммерческий момент в истории нашей компании.

И особенное внимание я хотел бы уделить нашим  новым технологиям и всему самому современному, к чему мы стремимся и чем бы хотели наполнять нашу работу и сервис, который предоставляем нашим пассажирам. Аэропорт Шереметьево является одним из самых передовых предприятий с развитой инфраструктурой, использующий такие новые технологии, и авиакомпания Smartavia в том же тренде. Мы видим синергию наших возможностей, для того, чтобы те услуги, которые уже активно предоставляет аэропорт Шереметьево, мы могли бы продвигать, предлагать и комфортно предоставлять нашим пассажирам во время полета и, соответственно, до и после его завершения.

«Смарт» означает, в первую очередь, - ум. И концепция нашей авиакомпании состоит в том, чтобы использовать те самые новые передовые возможности и технологии, чтобы расширить объем сервисов и услуг, которые интересны пассажирам. Мы позиционируем себя как первый смарт-лоукостер в нашей стране. Понятие «смарт-лоукостер»  я бы обозначил таким образом: приобретая базовую перевозку, пассажир очень удобно и технологично может скомпоновать себе весь спектр услуг, который он бы хотел получить во время перелета, начиная с выбора места, размера ручной клади, питания, и до дополнительных технологичных сервисов, которыми мы сейчас комплектуем наш пакет смарт-услуг.

Одним из элементов таких смарт-технологий является запущенная в этом году технология «смарт-вау». Это интерактивный сервис на борту самолета, которым можно воспользоваться  во время полета и который настроен в соответствии с направлением, по которому совершается рейс. Он включает в себя как систему развлечений, так и, в первую очередь, большой набор предлагаемых сервисов.

- Каковы ваши планы по дальнейшему расширению парка воздушных судов и маршрутной сети авиакомпании?

- В первую очередь, я бы хотел отметить, что Smartavia в ближайший год планирует расширять количество своих базовых аэропортов на территории России. В планах авиакомпании Smartavia на 2022 год открытие дополнительных баз: в аэропорту Самары, в аэропорту Мурманска, в аэропорту Сочи. Ведутся переговоры по возможности открытия еще одной базы в аэропорту Калининграда. Это связано с расширением нашей маршрутной сети и с увеличением квот. Теперь мы можем позволить себе базировать наши воздушные суда и расширять географию полетов еще в четырех регионах.

Сейчас флот авиакомпании Smartavia состоит из 15 самолетов. Это Боинги B737NG, и в этом году он был пополнен тремя новыми современными воздушными судами Airbus А320neo. На следующий 2022 год у нас зафрахтованы еще 7 новых А320neo, которые с весны 2022 года начнут свою работу по маршрутной сети компании. Касательно Боингов, эти самолеты продолжат работать во флоте авиакомпании и будут составлять значительную часть нашего флота. Мы осознанно эксплуатируем два вида самолетов, готовы к этому и умеем делать это экономически эффективно и правильно.

Что касается количества воздушных судов, которые будут базироваться непосредственно в Шереметьево и маршрутов, буду готов прокомментировать это позже, когда будет сформирована наша коммерческая программа на весну-лето 2022 года. Коммерческая программа нашей авиакомпании будет сформирована исходя из рыночных условий и анализа ситуации на рынке.  Дальше вместе с аэропортом мы подготовим свой план на весну и запросим слоты. После этого будем готовы ее презентовать. Исходя из этого будет рассчитано и количество воздушных судов для базирования в Шереметьево, и принято решение о сохранении или нет нашего базирования в Домодедово. Планируемая дата начала полетов Smartavia из Шереметьево - март-апрель 2022 года.

Касательно роста авиакомпании Smartavia. В этом году в начале октября мы перевезем трехмиллионного пассажира и планируем наши показатели по объему пассажиропотока продолжать увеличивать очень интенсивно. В том числе, рассчитываем на партнерство с Шереметьево в использовании тех преимуществ, которые есть у аэропорта. Планируем очень интенсивно и амбициозно расширять и пассажиропоток, и направления полетов.

Несомненно, самой важный и значительной для любой авиакомпании является задача обеспечения безопасности полетов, это для нас бескомпромиссный приоритет. Наше партнерство с аэропортом Шереметьево предусматривает активное внимание ко всем вопросам, связанным с безопасностью полетов, с регулярностью выполнения рейсов и мы планируем обеспечить это на самом самом высоком уровне, в соответствии со всеми современными требованиями. Smartavia использует в своей деятельности рекомендации IATA и работает по стандартам IOSA. Очередной аудит по соответствию авиакомпании мировым стандартам безопасности нами пройден в текущем 2021 году.

- То есть Вы не исключаете полного перехода в Шереметьево?

- Smartavia не делает акцента на том, что мы откуда-то уходим. Мы делаем акцент на том, что мы приходим. Приходим к новому партнеру, к новым возможностям. Поскольку Smartavia действительно опирается на очень активную, очень амбициозную стратегию, мы ищем те возможности, которые позволят авиакомпании сделать значительные шаги в своем развитии.  Аэропорт Шереметьево представляет для нас как нового партнера, со всеми производственными технологиями и возможностями, так и новые рынки. Мы здраво понимаем и все свои риски, связанные с открытием новой базы в аэропорту Шереметьево. Но высоко оцениваем тот потенциал, который Шереметьево может дать для развития Smartavia. Именно поэтому было принято решение начать переговоры и как видите, они завершились успешно.

Я скажу базовые вещи. Авиакомпания Smartavia точно сохранит все свои маршрутные направления, действующие в настоящий момент. Примерно на 15% мы планируем расширение маршрутной сети по новым направлениям с соответствующим увеличением пассажиропотока. И мы очень внимательно смотрим на возможности расширения международных полетов. Как вы понимаете, это зависит от соответствующих решений государства по открытию границ и полетов в те или иные страны. Поэтому я говорю о том, что наша стратегия и по аэропортам базирования, и по маршрутной сети ещё на стадии формирования.

Вопрос в том, как четко уловить баланс и определение тактики коммерческой авиакомпании. Мы очень внимательно занимаемся этим вопросом, и я надеюсь, сделаем это как в предыдущие годы на основе нашего опыта и интуиции, которая позволяет авиакомпании расти с такой интенсивностью и увеличивать пассажиропоток. Даже в кризисный для отрасли пандемийный год мы его сохранили практически в объеме 2019 года. Мы также попали в тройку авиакомпаний, сохранивших свои производственные ресурсы. 

- Сохранит ли «Смартавиа» базировку в Архангельске?

- Касательно Архангельска мы четко определили свою позицию. Это не только историческая родина нашей авиакомпании, но и одна из самых важных базовых рабочих точек. Авиакомпания Smartavia несомненно, сохранит всю маршрутную сеть и весь объем перевозок, которые мы осуществляем в Архангельске. Более того, там у нас тоже есть планы развития в рамках того потенциала, которым обладают регионы Северо-Западного направления. В настоящее время авиакомпания Smartavia осуществляет из Архангельска полеты по 7 направлениям, в том числе и курортным.

Так, маршрут Архангельск-Сочи, благодаря партнерству с администрацией Архангельской области, переведен в круглогодичный режим. Мы получили и согласовали программу сосубсидирования, которая позволила возить архангелогородцев на отечественный курорт круглогодично. В планах перевод на круглогодичный режим Калининграда, и, возможно, южные направления – Анапа и Краснодар. Надеемся на такую же программу сосубсидироаания круглогодичных перевозок, чтобы дать возможность жителям региона прямого доступа к курортам, без транзита через Москву. Как вы знаете, на севере отпуска длинные, с надбавками, и такие программы очень востребованы. Помимо планов в партнерстве с регионом, мы планируем самостоятельно открыть два новых направления: Краснодар и Ростов. Также в наших планах выполнение чартеров в Турцию и, при открытии зарубежных направлений, возможно расширение международных рейсов по другим направлениям.

Сегодня аэропорт Архангельска удовлетворяет всем потребностям и авиакомпании Smartavia, и других перевозчиков. И считаю, что  аэропорту необходимо также динамично эволюционировать и расширяться, имея и используя возможности своего базового перевозчика. Мы настроены на очень конструктивное партнерство и надеемся, что оно будет активным. Мы понимаем, что рынок в Архангельске имеет свои пределы, и расширяться до бесконечности, к сожалению, там не получается. Но будем использовать весь его потенциал.

- Расскажите подробнее о ваших умных технологиях, о которых вы упомянули в свете концепции «смарт-лоукост».  

- Перечень услуг, которые авиакомпания предлагает на всех этапах нашей коммуникации с пассажиром, начинается с сайта, приложения, колл-центра, и завершается вот этой передовой системой, которую мы назвали Смартавиа-вау. Помимо базовых вещей, таких как место, питание, багаж, мы стремимся дополнить это большим количеством современных интересных технологичных элементов, которые создают комфорт и удобства для пассажиров. Например, только у нас вы сможете уже во время полета пересесть на свободное место, используя бортовую интерактивную систему. Не надо ни с кем договариваться, не надо ничего заранее планировать. В интерактивной системе вам доступна  рассадка на рейсе, вы меняете место, заплатив очень разумные деньги, и делаете все это в интерактивном режиме.

Или, вот у аэропорта Шереметьево достаточно широкий спектр дополнительных услуг, начиная с vip-залов, парковки, заканчивая актуальными сейчас услугами, такими как прохождение ковид-теста и других опций с этим связанных. Мы планируем продавать эти услуги через наши сервисы. В этом наш совместный интерес. Встретились две компании, позиционирующие себя передовыми во всех современных технологиях. Перевозчику это необходимо для развития. Аэропорту необходимо пополнять себя теми перевозчиками, которые это в состоянии потреблять и развивать.

Сейчас нами внедряется новая технология контактных чипов, которая позволяет при использовании любого современного смартфона войти в приложение простым прикосновением смартфона к этому чипу. Это новая и очень интересная технология. Мы ее уже реализовали и устанавливаем на всех наших самолетах, а в перспективе и на стойках регистрации. Он позволяет, вместо относительно сложного традиционного процесса авторизации в бортовой интерактивной системе, сделать это, приложив смартфон к чипу и одним нажатием попасть в приложение Smartavia. Не надо читать инструкций, выполнять какие-то шаги, что-то вводить…

Это один из элементов наших смарт-технологий, но он очень показателен, потому что представляет два ключевых момента, которые мы используем в своей работе. Это реализация всех современных технологий - раз, и второе, предоставление максимально умного комфорта для пассажиров. Предоставление дополнительных услуг в лоукостерах не является какой-то новинкой. Просто мы хотим сделать это настолько удобным, технологичным и умным, чтобы человек мог это совершенно свободно реализовать и подобрать себе сервис, который ему необходим.


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2021/9/19/3309/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.