Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Промышленность России

УЗГА - новый разработчик и производитель самолетов

5 сентября 2021 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) стремительно превращается в заметного игрока на российском рынке производства авиатехники. Предприятие производит самолеты L-410 различных модификаций для разного рода нужд и заказчиков (построено около 50 единиц), занимается производством, доработкой и модификациями учебно-тренировочного самолета Diamond-42 (построено около 200 единиц), готовится к производству нового самолета для местных воздушных линий «Байкал», который придёт на замену Ан-2, занимается разработкой 44-местного турбовинтового самолета ТВРС-44 для замены Ан-26, учебно тренировочного УТС-800, и других летательных аппаратов и двигателей к ним. И планы по дальнейшему развитию и инвестициям также значительны. Знакомимся с предприятием.

Самолет ЛМС-901 "Байкал" на авиасалоне МАКС-2021

Изначально Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), который располагается в Екатеринбурге, занимался ремонтом вертолетных двигателей. Это был один из крупнейших заводов в Советском Союзе по ремонту двигателей и главных редукторов. Кроме того он занимался ремонтом самолетных двигателей для Ту-154, которые, к слову, летают до сих пор. Позже предприятие стало отходить от ремонта исключительно авиационных  двигателей и начало занимался ремонт газоперекачивающих установок, которые, как известно, производятся на основе самолетных двигателей. Затем завод стал заниматься сборкой и производством малых воздушных судов и в течение последних 10 лет превратился в предприятие, которое разрабатывает и производит самолеты и двигатели.

Сегодня УЗГА это динамичное и быстрорастущее предприятие. С 2016 года компания выросла в два раза, а за 10 лет примерно в 7 раз. Завод состоит из нескольких производственных площадок. Исторически главная площадка находится в екатеринбургском аэропорту Кольцово. Здесь производятся двигатели, детали двигателей  и их ремонт. Рядом с аэропортом находится площадка, где эти двигатели испытываются. Третья площадка - Арамиль,  где располагается сборочное производство самолетов и производство некоторых компонентов. Кроме того, имеется дочернее предприятие «ЛКТ»,  располагающееся в Подмосковье, на котором производятся компоненты для авиационных вертолетных двигателей.

Большую часть предприятия составляет инженерный центр, созданный в 2017 г., в котором разрабатывается новая авиационная техника. Подразделения инженерного центра размещены в городах, которые располагают необходимым кадровым потенциалом. Это Москва, Казань, Санкт-Петербург, Таганрог и ещё несколько локаций. В настоящее время инженерный центр работает над линейкой из семи летательных аппаратов и ведет 20 конструкторских работ различной тематики. В целом все подразделения УЗГА насчитывают более 4300 сотрудников. 

Таким образом, сейчас завод состоит из трех дивизионов: Двигательный дивизион, Самолетный дивизион и Инженерный центр. Такая структура отражает 3 основные сферы деятельности предприятия. «Хочется отметить, что наше предприятие за беспрецедентно короткий срок перешло от завода, который являлся ремонтным все свое историческое прошлое, сначала к сборке самолетов и авиационной техники из компонентов, а затем и за столь же короткий промежуток времени к разработке авиационной техники. И это мощный скачок, который произошел всего лишь за последнее пять-семь лет», - говорит исполнительный директор АО УЗГА Сергей Федоров.

Производство самолетов L-410 на площадке Арамиль

Предприятие продолжает развивать все те компетенции, которыми располагает, а также формирует новые, которые находятся на начальном этапе освоения. Большой потенциал роста завода видится в сфере малой, региональной и беспилотной авиации. Производимые сегодня и перспективные продукты это: самолет L-410 различных модификаций для разного рода нужд и заказчиков; производство, доработка и модификация учебно-тренировочного самолета Diamond-42; 9-местный самолет ЛМС «Байкал», который придёт на замену Ан-2; ТВРС - 44-местный самолет на замену Ан-26; новый учебно-тренировочный самолет УТС-800.

Самолет УТС-800 на Армия-2021, фото Владимира Карнозова

В части двигателестроения ключевым проектом является разработка двигателя ВК-800, который должен встать на основные разрабатываемые предприятием самолеты: L-410, ЛМС и на УТС. УЗГА заявляет, что пытается выстроить вертикальную интеграцию, чтобы иметь возможность контролировать цепочки поставок и быть уверенными в том, что кооперанты не подведут. «Наша компания стремится стать лидером в разработке и производстве самолетов для малой и региональной авиации, а также учебно-тренировочных самолетов. Для повышения эффективности бизнеса мы ведем вертикальную интеграцию по основным агрегатам и системам, включая производство двигателей, БРЭО, систем управления и связи», - рассказывает Сергей Федоров.

Модель самолета ТВРС- 44 на стенде УЗГА форума "Армия-2021", фото Владимира Карнозова

По своему историческому профилю деятельности завод осуществляет ремонт и обслуживание авиационных двигателей ТВ2-117, ТВ3-117, ГТД-350, главных редукторов ВР-8А, ВР-14, ВР-24, которые применяются на вертолетах Ми-2, ­Ми-8, Ми-17, Ми-24, а также ремонт двигателей НК-12СТ, НК-16СТ и ПС-90 ГП-2, предназначенных для газоперекачивающих агрегатов. За год дивизионом было отремонтировано около одной тысячи единиц техники.

В 2020 году объем выручки предприятия составил 25,2 млрд рублей. Практически половину доходов составляет выручка от производства самолетов - около 13 млрд. Она сформировалась за счет реализации программ производства, в том числе пассажирского самолета L-410 и учебно-тренировочного DA-42. Опытно-конструкторские работы, которые оплачиваются заказчиком, принесли предприятию 3,6 млрд рублей. Также значительную часть доходов составляет традиционная деятельность предприятия: ремонт двигателей - порядка 6 млрд, и двигателей большой тяги - свыше 1 млрд. Газоперекачивающие установки (НК-16, НК-12) обеспечили 1,7 рублей поступлений. 

Этот результат демонстрирует, что УЗГА становится авиастроительным предприятием, прошедшим несколько этапов большого пути: от авиаремонтных работ к лицензионному производству авиационной техники, а затем – к ее самостоятельному проектированию и выпуску. Прогноз выручки на 2021 год – свыше 30 млрд рублей. Этот рост будет обеспечен прежде всего за счет развития дивизионов «Самолеты» и «Инженерный центр». На 2021 год запланирован объем инвестиций в развитие производства в размере - 5,8 млрд. руб. Общий объем капитальных вложений до 2030 года составит 11 млрд рублей.

«У нас есть планы по расширению производства, мы их сформировали и утвердили. Наш партнер «Титановая долина» особая экономическая зона, где располагаются наши самолетные производственные площади, отработало вместе с нами, я считаю на твердую «5». Мы согласовали проектирование и старт всех работ, связанных с началом строительства новых производственных площадей - это 11-тысячник для сборки одного типа самолетов, 18-титысячник для сборки ТВС.  «Титановая долина» уже согласовала планы кредитования со Сбербанком и сейчас мы находимся на стадии подписания всех договоров для того, чтобы можно было строить необходимые производственные площади», - рассказывает Сергей Федоров.

Исполнительный директор АО УЗГА Сергей Федоров

Исполнительный директор отмечает: «Мы не хотим делать производство полного цикла. В стране есть много производств, которые специализируются на тех или иных самолетных агрегатах, с которыми у нас установилось тесное взаимодействие. В то же время мы собираемся застолбить за собой производство ключевых элементов. Хотим самостоятельно фрезеровать крыло, делаем БРЭО и иные элементы, которые могут подвергаться изменениям, для того, чтобы сокращать производственные циклы. А все, что можно сделать на иных предприятиях, которые специализируются на производстве различных изделий, мы вовлекаем в широкую кооперацию».

Композитное производство планера самолета DA-42

Одно из таких перспективных и наиважнейших направлений развития компетенций – композитное производство. На площадке Арамиль построено новое проиводство композитного планера самолета Da-42. Также создана дочерняя структура в Ульяновске. И если в Екатеринбурге мелкая серия, и особые специфические процессы, которые диктуются лицензионным соглашением с австрийской компанией, то в Ульяновске работа ведется во взаимодействии с UMATEX, подразделением Росатома, которое занимается производством композитных материалов. Таким образом, УЗГА ориентируется на то, что новые композитные технологии будут основываться на российском сырье.

Производство самолетов DA-42 на площадке Арамиль

В последующих материалах мы более подробно поговорим о продукции предприятия и реализуемых на УЗГА проектах. 

Материал по теме: "Титановая долина" становится авиастроительным технопарком

фото автора


Роман Гусаров


комментарии (2):

Arhara      12/09/2021 [20:27:46]#1
До последнего времени на счет Л-410 только шильдик приклепывали на Чешский самолет, сейчас может до отверточной сборки дошли. Но и то хорошо. Угрохать свои заводы типа САЗ и на двигательных и ремонтных заводах делать самолеты.

Байкал57      26/04/2022 [12:33:07]#2
По идее L-410 самый лучший вариант заместо Ан-2 на ближайшие 50 лет. Вот бы еще мотор от двух Аурус к нему на один винт...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer