Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Беседа с руководителем

Наука высокого полета

18 октября 2022 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

1 июля 2022 г. генеральным директором Федерального государственного унитарного предприятия Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА) – головного центра отраслевой науки – назначен Андрей Максименко, возглавлявший Институт с 29 января 2021 г. в качестве исполнявшего обязанности. Об основных результатах работы ГосНИИ ГА в 2021-2022 гг. и планах на ближайшую перспективу говорим с генеральным директором института.

- Андрей Вячеславович, каким был этот год для ГосНИИ ГА? Что удалось реализовать из задуманного?

А.М.: Год был достаточно тяжелый: ограничения, связанные с пандемией и борьбой с распространением короновирусной инфекции, сложная геополитическая обстановка оставили свой след в деятельности Института, однако не только не помешали реализовать задуманное, но и открыли дополнительные перспективы для дальнейшего развития и совершенствования компетенций.

Деятельность ГосНИИ ГА, как и прежде, осуществляется в привязке к задачам, поставленным перед гражданской авиацией Российской Федерации, где приоритетными являются вопросы по обеспечению устойчивого и безопасного развития воздушного транспорта в соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России, законодательными и нормативными актами.

Одно из ключевых направлений для Института – участие в сертификационных работах по новой и модифицированной авиационной технике. В 2021 г. все три сертификационных центра ГосНИИ ГА: Авиационный сертификационный центр (АСЦ), Сертификационный центр бортового оборудования (СЦБО) и Сертификационный центр «Летная годность» подтвердили свое соответствие требованиям Росавиации и являются аккредитованными в качестве компетентных и независимых сертификационных центров объектов гражданской авиации.

В первую очередь это, конечно, обязательная сертификация типа пилотируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового оборудования, аэродромов, предназначенных для осуществления воздушных перевозок на самолетах, вместимостью более 20 пассажиров и открытых для выполнения международных полетов гражданский воздушных судов (ГВС), светосигнального и метрологическое оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки ГВС.

В 2022 г. экспертами Авиационного сертификационного центра успешно проведен комплекс работ, итогом которого стало получение Национальным центром вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова сертификата типа на новейший гражданский многоцелевой вертолет Ка-62, а Научно-производственная корпорация «Иркут» получила сертификат типа на среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300.

Большая работа проделана летчиками и инженерами АСЦ в рамках сертификационных летных испытаний. Летный состав Летно-испытательного центра АСЦ выполнил 150 испытательных полетов на самолетах и 260 на вертолетах.

В рамках исследовательской программы «Эксплуатационная оценка выполнения транспортных полетов на ВВП со снежно-ледовым покрытием станции «Новолазаревская» выполнялись полеты на самолете Ил-76ДТ-90ВД в Антарктиду, проведен ряд научно-исследовательских работ, направленных на обеспечение высокой безопасности полетов на аэродромы Антарктиды, осуществлены восемь десантирований грузов и топлива на российские и международные арктические станции с использованием многокупольных парашютных систем.

В результате проведенных работ по улучшению характеристик и расширению условий эксплуатации ПАО «Ил» получено одобрение главных изменений типовых конструкций самолета Ил-96-300, связанных с модернизацией пилотажно-навигационного комплекса и допуском к выполнению полетов по трассам зональной навигации RNAV 2 и RNP-4, а также самолета Ил-76ТД-90ВД по внедрению функции ADS-B Out v.2.

Дополнительно следует отметить создание сертификационной испытательной лаборатории комплекса оборудования спутниковой навигации гражданского назначения авиационного транспорта, которая вошла в состав Научного центра бортового оборудования.

Помимо обязательной сертификации типа ГосНИИ ГА проводил добровольную сертификацию, например, авиационных горюче-смазочных материалов (авиаГСМ), специальных жидкостей (СЖ) и противообледенительных жидкостей (ПОЖ), специальных технических средств обеспечения авиационной безопасности и поискового, аварийно-спасательного обеспечения полетов ГА, светосигнального оборудования, устанавливаемого на вертодромах и вертолетных площадках, посадочных площадках, оборудования по обеспечению орнитологической безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.

Плодотворным был прошедший год для СЦ «Летная годность», выполняющим работы по оценке соответствия ВС отечественного и зарубежного производства с целью дальнейшего получения от Федерального агентства воздушного транспорта сертификатов летной годности ВС. Высококвалифицированный кадровый состав подразделения, научно-методический и информационно-аналитический задел являются основой уникального научного потенциала ГосНИИ ГА.

В 2021 г. сертификационным центром было завершено более 1300 научно-исследовательских работ в области поддержания летной годности с реализацией результатов через бюллетени Разработчика, сертификации экземпляра ВС, а также конструкторско-технологическое сопровождение воздушных судов.

Специалисты Центра принимали активное участие в оценке технического состояния воздушных судов, в разработке и введении в действие актуализируемой эксплуатационной документации ВС российского производства, а также осуществляли совместно с АСЦ сертификационные работы по главным изменениям типовой конструкции самолетов Ту-204/Ту-214, Ил-96-300, RRJ-95, МС-21-300, Ан-124-100, вертолетов Ми-38-2, Ка-226Т, Ка-62, Ми-171, Ми-171А2, Ми-8АМТ-2, сертификацию самолетов Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01 и модификаций типов вертолетов Ка-226 (Ка-226.54) и Ми-171А (модель Ми-171А3).

- А что происходит в области добровольной сертификации?

А.М.: Объем проведенных исследований и оказанных услуг по направлению добровольной сертификации объектов гражданской авиации обусловлен преимущественно заявками авиапредприятий и других организаций различной принадлежности, имеющих то или иное отношение к объектам ГА.

Здесь следует отметить, на мой взгляд, важность для отрасли работ по сертификации в области аэропортовой деятельности, исследования и разработки методик, направленных на совершенствование эксплуатации воздушных судов в части авиаГСМ, сертификацию горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей.

Специалистами Научного центра аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения ГосНИИ ГА в рамках деятельности центра были разработаны и изданы Методические рекомендации по применению авиаГСМ и СЖ в гражданской авиации, выполняющие роль основополагающего документа для топливозаправочных комплексов и лабораторий ГСМ в аэропортах, а именно:

- порядок поставки в гражданскую авиацию, приема, хранения, подготовки к выдаче и выдачи противоводокристаллизационной жидкости;

- заправка вертолетной техники, задействованной при ликвидации чрезвычайных ситуаций, на неподготовленных площадках.

По указанию Росавиации разработан проект нормативного правового акта – Федеральных авиационных правил, действующих в области авиатопливообеспечения воздушных перевозок. В рамках подготовки гражданской авиации к осенне-зимнему сезону 2021-2022 гг. сотрудниками Института разработана и согласована с Росавиацией и ведущими ОКБ «Программа работ по оценке противообледенительных жидкостей (ПОЖ) для определения возможности их применения на ВС ГА», составлен и согласован «Перечень ПОЖ, одобренных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА».

В условиях ужесточения санкционной политики в отношении России важным для ГосНИИ ГА явилось вступление Института в евразийский SAF Alliance, куда также входят ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ООО «Эйрбас-Рус», ПАО «АЭРОФЛОТ», ГК «Волга-Днепр», ЗАО «Группа компаний С7». Основной целью SAF Alliance является оказание методической помощи по внедрению в гражданскую авиацию биологически чистого топлива, и, конечно, начало собственной научно-исследовательской деятельности в области разработки отечественных авиаГСМ и СЖ.

В составе НЦ аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения ведет свою научную деятельность лаборатория исследования проблем коррозии авиационных материалов, которая в августе 2022 г. подтвердила свое соответствие требованиям Росавиации и получила соответствующий Аттестат сроком на пять лет.

- Андрей Вячеславович, расскажите, пожалуйста, о деятельности Института в 2021 г. в сфере аэронавигации?

А.М.: Научный центр Аэронавигации ГосНИИ ГА является основным исполнителем в части проведения исследований в области развития Аэронавигационной системы России, оказания услуг по сертификации типа оборудования аэродромов (аэропортов), воздушных трасс и оборудования центров УВД.

В прошлом году Научный центр Аэронавигации завершил работы по разработке Стандарта «Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации ОрВД гражданской авиации Российской Федерации», который охватывает весь спектр используемого радиотехнического оборудования обеспечения полетов в Российской Федерации. Работы проводились по заказу ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Специалисты НЦ Аэронавигации вели работы по методическому сопровождению подготовки к внедрению и процессу внедрения новой структуры воздушного пространства Московского аэроузла, разработанную и утвержденную в декабре 2020 г., вносили необходимые изменения в структуру.

Проводилась работа в области сертификации: выполнено более 10 работ по различным типам оборудования радиотехнического обеспечения полетов и авиационной связи (РТОП и АС), осуществлялось научно-техническое и методическое сопровождение поставки резервной АС ОрВД для Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).

Помимо этого, структурным подразделением НЦ Аэронавигации – Региональным мониторинговым агентством «Евразия» – реализован полный комплекс услуг по выполнению «Программы контроля характеристик выдерживания высоты воздушными судами в воздушном пространстве государств региона Евразия RVSM».

Важным событием в области организации воздушного движения является и полученное 22 декабря 2021 г. от Росавиации разрешение на ввод в эксплуатацию Санкт-Петербургского укрупненного центра Единой системы организации воздушного движения. Это позволит значительно повысить уровень безопасности полетов в Северо-Западном регионе. Специалисты ГосНИИ ГА принимали активное участие в проведении работ, обеспечивших получение указанного разрешения.

- Что в планах ГосНИИ ГА на ближайшую перспективу с учетом того, что Институт имеет в своем арсенале внушительный багаж компетенций и опыта? Текущая геополитическая обстановка как-то отразилась на расстановке приоритетов и задач для ГосНИИ ГА?

А.М.: Ни для кого не секрет, что сложные обстоятельства – это всегда период открытых перспектив, вызовы, требующие новых научно обоснованных подходов и технологичных решений. В условиях санкционных ограничений перед гражданской авиацией в целом стоит непростая многоплановая задача, которая подробно отражена в разработанной при участии Института и утвержденной Правительством «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». ГосНИИ ГА предстоит принимать активное участие в подготовке плана мероприятий по реализации Стратегии и ее научному обеспечению. Это объемная и ответственная задача.

Также Институт продолжит участвовать в реализации Плана мероприятий Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации.

Усилия авиационной промышленности по решению задачи импортозамещения в парке воздушных судов российских авиакомпаний, поставленной Президентом Российской Федерации, обуславливают значительное увеличение объема сертификационных работ в ближайшей перспективе в различных направлениях.

Для их выполнения с высоким уровнем качества необходимо создание постоянно действующей межотраслевой системы оперативной актуализации норм летной годности, формирование типовых методов оценки соответствия с учетом российской и мировой практики.

Важным фактором для выполнения возрастающего объема работ по сертификации представляется разработка межотраслевой программы развития испытательной базы, в первую очередь, имея в виду выявление наиболее критических позиций и узких мест в части оценки соответствия авиатехники современным требованиям норм летной годности. В числе приоритетных задач программы: техническое переоснащение и создание недостающих лабораторий, внедрение цифровых технологий испытаний, создание отечественного оборудования и программного обеспечения, подготовка кадров.

Специалисты Института принимают активное участие в разработке нормативных правовых актов и инженерно-технических решений в указанных областях.

В части ведения научно-исследовательской деятельности в АСЦ запланировано проведение следующих работ:

- мониторинг состояния, анализ тенденций и актуализация прогнозов развития авиационной деятельности Российской Федерации;

- разработка предложений по совершенствованию структуры и актуализации действующей нормативной базы по сертификации разрабатываемой авиационной техники на основе обобщения опыта проведения сертификационных работ и анализа мировой практики нормативного обеспечения сертификации авиатехники;

- анализ влияния на развитие гражданской авиации в России решений, принимаемых международными организациями, в области охраны окружающей среды от воздействия гражданской авиации;

- актуализация Национального плана действий по снижению выбросов парниковых газов гражданской авиацией для представления в ИКАО.

Большой объем работ запланирован в СЦ «Летная Годность», в том числе по оценке технического состояния воздушных судов, по одобрению изменений типовой конструкции самолетов и вертолетов и уточнению ресурсов и сроков службы, по обеспечению соответствия летной годности типовой конструкции и двигателей самолетов типа «Ан». Специалисты СЦ продолжат выполнение НИР по разработке проекта «Положения об утилизации компонентов воздушных судов с неподтвержденным жизненным циклом, выявленных при проведении инспекции воздушных судов с целью оценки их летной годности».

Завершается реорганизация Научно-технического комплекса организации воздушного движения. В связи с необходимостью проведения исследований в области интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, создан Центр исследований, координации и развития технологий беспилотных авиационных систем. ГосНИИ ГА совместно с предприятиями промышленности проработан проект Программы НИР и ОКР, предусмотренных планом реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий. Специалисты Института имеют достаточные компетенции для выполнения исследований в области внедрения беспилотные авиационные системы (БАС) в единое воздушное пространство.

В планах научного центра аэронавигации – продолжение решения задач по разработке технических требований к средствам наблюдения и средствам автоматизации управления воздушным движением в части получения, обработки и индикации информации открытых режимов канала единой системы государственного радиолокационного опознавания, проведение исследований по влиянию застройки приаэродромной территории на безопасность полетов и радиотехнического обеспечения полетов, авиационную электросвязь и электромагнитную совместимость. Планируется участие в проведении исследований и испытаний дистанционного диспетчерского пункта с применением системы визуального наблюдения при аэродромном диспетчерском обслуживании и ряду других работ по заказу Минтранса России, Росавиации и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В компетенции НЦ Аэронавигации входит проведение научных исследований в области аэронавигации в части внедрения новых технологий, предусмотренных глобальным аэронавигационным планом ИКАО.

Считаю, что только скоординированная, совместная и слаженная работа выведет авиационную отрасль на новый уровень развития. При проведении научных исследований, в целях подготовки обобщенной всесторонней позиции в интересах Российской Федерации, планируется совместная работа специалистов ГосНИИ ГА, крупнейших отечественных производителей и разработчиков авиационной техники, а также ведущих научных и образовательных организаций.

Институт планирует продолжить работу по организации и активному участию в конференциях и форумах в области совершенствования технологий в области аэронавигации и внедрения БАС в единое воздушное пространство.

Актуальным направлением является проведение НИР по разработке и утверждению Методических рекомендаций по применению авиаГСМ, анализу результатов исследований проб авиаГСМ в рамках расследований авиационных событий, определения в топливах для реактивных двигателей органических примесей, а также по подготовке к производству устойчивого (биологически чистого) реактивного топлива (SAF).

Наряду с Авиационным сертификационным центром участие в сертификационных работах в рамках своей компетенции принимает и Научный центр бортового оборудования.

По направлению обеспечения авиационной и транспортной безопасности запланированы пролонгация срока действия свидетельства Росавиации об аккредитации ГосНИИ ГА на проведение оценки уязвимости объектов и транспортных средств и выполнение НИР «Эффективность использования профайлинга в обеспечении транспортной безопасности», «Использование беспилотных ЛА в обеспечении транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры».

Санкционная политика западных стран, наложившая ограничения на использование российскими авиакомпаниями воздушных судов иностранного производства, открыла перспективы для развития отечественного авиастроения. Подписанное в рамках IV Восточного экономического форуме между «Аэрофлотом» и ОАК Соглашение о намерениях в отношении приобретения более 300 воздушных судов отечественного производства – важнейшее событие для гражданской авиации. Сертификация воздушных судов и поддержание их летной годности, обеспечение дальнейшей безопасной эксплуатации изготовленных самолетов – это лишь часть задач, стоящих перед предприятиями отрасли. Так что в ближайшей перспективе у ГосНИИ ГА будет много работы, интересных и важных для развития гражданской авиации России проектов.

Начато создание на своей площадке модульного лабораторного аналитического комплекса, который будет решать государственные задачи по моделированию маршрутной сети для авиакомпаний с учетом данных по существующему и планируемому к эксплуатации парку ВС Российской Федерации, их летно-технических характеристик, информации о летной годности, ремонтной базе и т. д. Комплекс позволит моделировать маршрутную сеть с учетом существующей и планируемой к изменению структуры воздушного пространства, схем маневрирования, оцифровки аэродромов, наличия средств РТОП и АС на маршрутах и аэродромах, а также динамики пассажиропотока. Разрабатываемый комплекс даст возможность динамического просчета экономической выгоды или дополнительных затрат для авиакомпаний, например, при изменении маршрутной сети или внедрении какой-либо новой технологии. Преимуществом комплекса будет являться его модульность и наличие различного рода баз данных, что позволит организовать интероперабельность аэронавигационных систем и в последующем будет использоваться в основе общесистемного управления информацией SWIM.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Илья Вайсберг


комментарии (1):

Arhara      19/10/2022 [07:38:25]#1
Красиво излагает! Товарищ каким образом связан с авиацией, какое образование, какие научные труды в области ГА есть? Как научная организация ГосНИИ ГА практически не существует, выход для эксплуатантц ноль. Переработка старых документов под новым названием здорово. Все хорошо только объясните почему государственная организация осуществляет свою сертификационных деятельность по договорам, а не за свои оклады. Сравните зарплаты специалистов сертификационных центров с зарплатами специалистов эксплуатационных предприятий, которые несут всю ответственность за безопасность полетов.
Став в одночасье разработчиками АТ, украинской в основном, слово в слово переписка бюллетени Мотор сич, стали продлевать ресурсы двигателей за те же деньги что и хохлы, имея за душой только авторучки.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»



Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer