Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Интервью

Возвращение главной выставки российского двигателестроения

18 октября 2022 года / Aviation EXplorer
 

С 26 по 28 октября 2022 года в павильоне 57 АО «ВДНХ» в Москве состоится 4-й Международный форум двигателестроения (МФД-2022), в рамках форума откроется «Научно-технический Конгресс по двигателестроению» (НТКД-2022). Девиз МФД-2022 – «Цифровая среда в авиационном двигателестроении». МФД проводится в юбилейный год для всего отече¬ственного авиадвигателестроения – отрасли в этом году исполняется 110 лет. Выставка обещает познакомить участников и посетителей с ключевыми результатами работы российских двигателестроителей сразу за несколько лет – в связи с пандемией МФД не проводился с 2018 года. В преддверии выставки мы взяли интервью у Виктора Михайловича Чуйко, президента и основателя Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД).

Чуйко Виктор Михайлович
Президент и основатель Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), профессор, действительный член Академии наук Авиации и Воздухоплавания, заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984-1991гг.), лауреат премии Совета министров СССР, премии правительства РФ.

- Виктор Михайлович, для начала позвольте поздравить Вас с замечательным юбилеем – 110-летием авиационного двигателестроения России. В этом году после перерыва, наконец, состоится долгожданное событие – Междуна­родный форум двигателестроения. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом событии и его значении для отрасли.

- Форум будет проводиться на основании Приказа Минпромторга РФ №2386 от 09 июня 2022 года «Об утверждении сводного плана участия Минпромторга России в выставочных и конгрессных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом в 2022 году», как и раньше, на ВДНХ в Москве. Организаторы – Минпромторг и наша ассоциация.

В мероприятиях форума и «Научно-технического конгресса по двигателестроению» примут участие ведущие специалисты авиационной, газовой промыш­ленности, энергетики и представители других отраслей и организаций, смежных с авиадвигателестроением. На форуме планируется проведение круглых столов, презентаций предприятий, пресс-конференций и переговоров. Будет опубликован каталог на основании полученной от экспонентов информации.

Темами экспозиции МФД в этом году станут – авиационные и космические двигатели; двигатели для судов, двигатели для газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, а также для энергетических установок; электродвигатели, ветродвигатели; микродвигатели для спортивного моделизма; цифровые технологии в двига­телестроении; двойные технологии; компьютерные разработки; cтанкостроение; металлургия; топливо, масла, смазки; перспективные научные и инвестици­онные проекты; ремонт и сервисное обслуживание; подшипники; оборудование для неразрушающего контроля; подготовка кадров. Как видите, тематика нашего форума очень широка и далеко не ограничи­вается одними силовыми установками для авиации.

В ходе научно-технического конгресса пройдут пленарное заседание и симпозиумы по наиболее актуальным для двигателестроения на его современном этапе развития темам: это и общие перспективы развития ВРД, комбинированных, гибридных и электри­ческих силовых установок, и проблематика, связанная с прочностью, надежностью, новыми конструктивно-технологическими решениями двигателей, и индустри­альные силовые установки, и авиационная химмо­тология, и юридическое обеспечение деятельности предприятий, и многое другое.

Мы рассчитываем на большой интерес к нашей выставке со стороны профессионального сообщества и со стороны просто всех тех, кто неравнодушен к двига­телестроению. В 2018 году я сформулировал основную миссию форума следующим образом: «содействовать выполнению основной задачи отечественной авиаци­онной промышленности: пересадить пассажира на российские самолеты с российскими двигателями». Стоит ли говорить, что сегодня, в сложившейся обста­новке, это стало еще более актуальным.

В первый день Форума пройдет официальное его открытие в 11:00, а пленарное заседание научно-технического конгресса откроется в 14:00. Второй день будет посвящен встрече с авиакомпаниями, на которой будут представлены самолет МС-21 и двигатель ПД-14. Будут заслушаны предложения специалистов гражданской авиации по послепро­дажному обслуживанию двигателя ПД-14.

Девиз форума – «Цифровая среда в авиадвига­телестроении». Трудно переоценить роль цифровых технологий. Уже сегодня их постоянное развитие позволило повысить качество и производительность работ в 4-6 раз. Дальнейшее развитие этих техно­логий будет способствовать повышению эффектив­ности и качеству создания, изготовления и после­продажного обслуживания двигателей.

- Чем запомнился предыдущий Междуна­родный форум двигателестроения, который прошел в Москве в 2018 году?

- Форум был масштабный. Были представлены ключевые направления развития современного двигателестроения, а также смежных отраслей. Речь идет как о самих двигателях, так и о технологических решениях в целом. Можно было сделать полный срез актуальных отраслевых тенденций. МФД-2018 проводился под эгидой сразу двух юбилейных дат: 110-летия со дня рождения выдающегося конструктора и создателя первого отечественного реактивного двигателя Архипа Люльки и 10-летия образования Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

ОДК разместила свою масштабную экспозицию в центре выставочного павильона и показала свои новейшие разработки в области авиационных, морских и наземных двигателей, а также в рамках выставки рассказала о ключевых достижениях за 10 лет со времени образования холдинга. Экспозиция ОДК отражала все основные направ­ления ее работы — от двигателей для гражданской и боевой авиации до газотурбинных установок промышленного назначения. Впервые на выставке ОДК показала натурный образец турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ. Следует отметить, что это был именно тот самый образец, который использовался в ходе наземных испытаний. Помимо этого ОДК, в частности, продемонстрировала на МФД турбовен­тиляторный двигатель для авиалайнера МС-21-300 ПД-14, турбореактивный двигатель поколения 4++ для истребителя Су-35 АЛ-41Ф-1С, вертолетный двигатель ВК-2500ПС, двигатели для морского применения, для космоса, для транспорта газа и энергетики.

ЦИАМ представил гостям ряд экспонатов, демонстрирующих результаты работ по перспек­тивным направлениям развития авиадвига­телестроения, например, макет гиперзву­кового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). Широкий спектр разработок представили НПО «Наука» и «НПП «Аэросила»: вспомогательные и малоразмерные газотурбинные двигатели, воздушные винты, теплообменники, турбохолодильники, регуляторы избыточного давления и радиаторы. Всероссийский институт легких сплавов совместно с ОДК показал заготовки дисков и вала для перспективных авиационных и морских газотурбинных двигателей.

- Как бы Вы оценили нынешнее состояние отечественной двигателестроительной отрасли?

- Если говорить языком цифр, то активность отрасли только возрастает. Так, за 2021 год объем работ, выполненных на основных предприятиях двигателе- и агрегатостроения – членах АССАД, увеличился к уровню 2020 года на 7,6%. Можно отметить и рост общей численности работников. Двигателестроение сегодня – это не только создание и производство двигателей и агрегатов, но и непрерывная работа по формированию научно-технического и технологического заделов в инсти­тутах и ОКБ отрасли, модернизации основных фондов предприятий. Значительную позитивную роль сыграло создание в 2008 году Объединенной двигателестроительной корпорации в составе Ростеха. Это консолидировало отрасль, дало новый стимул, открыло много новых дорог.

Продолжаются испытания новейшего российского авиалайнера МС-21 с отечественным двигателем нового поколения ПД-14, в создании которого приняло участие более 50% предприятий - членов нашей ассоциации. Другие ключевые направления работы Объеди­ненной двигателестроительной корпорации – это создание двигателя большой тяги ПД-35, двигателя ПД-8 для новой версии авиалайнера «Суперджет 100». Продолжаются работы по созданию и совер­шенствованию других двигателей.

Программа ПД-35 – это уже 18 «критических» технологий. Это и новые материалы, и новые покрытия, и новые конструктивные решения. Газоге­нератор ПД-35 в будущем может стать основой для создания двигателей в диапазоне тяг от 24 до 38 тс для перспективных широкофюзеляжных самолетов - как пассажирских, так и транспортных.

Создание двигателя ПД-8 имеет большое значение, в первую очередь, с точки зрения импор­тозамещения – ведь от этого проекта во многом зависит будущее и программы «Суперджет 100». В конструкции двигателя используются только отечественные материалы и комплектующие изделия. При проектировании и производстве применяются отработанные в ходе других проектов конструктивные решения, материалы и технологии, что значительно уменьшает стоимость разработки и технические риски успешной реализации проекта.

Если говорить о вертолетном направлении, то тут два магистральных проекта – это ВК-650В и ВК-1600В. Россия должна получить отечественные вертолетные турбовальные двигатели в новой для себя размерности, что также крайне важно для импортозамещения. Оба проекта – высоко иннова­ционные. Так, ВК-1600В – это первый в российской истории вертолетный двигатель, спроектированный только с использованием 3D-моделирования.

При этом газотурбинное двигателестроение сегодня – это далеко не только авиационные двигатели. В рамках деятельности тех же предприятий развиваются сегменты газотурбинных установок промышленного назначения, двигателей морского применения, ракетных двигателей для космических программ.

- Каковы основные направления техноло­гического развития отечественного двигателе­строения?

Можно выделить использование при создании перспективных двигателей полимерных компо­зиционных материалов, аддитивных технологий, высокотемпературных материалов, применение новых конструктивных схем, применение технологий «более электрических» двигателей, а также, конечно же, цифровые технологии, которые способны сократить трудозатраты на всех этапах жизненного цикла авиационного двигателя – от проектирования до эксплуатации.

Именно вопросам применения цифровых техно­логий в двигателестроении было посвящено заседание научно-технического совета АССАД, которое состо­ялось в июне 2022 года в НПП «Мера» в Мытищах. Наш НТС, в частности, решил с целью повышения эффективности и качества испытаний авиадвигателей рекомендовать предприятиям авиационного двига­телестроения и их партнерам внедрение цифровой среды при проведении испытаний. Для повышения доступности оценки проектных решений было рекомендовано применение технологий виртуальной реальности (VR-технологий).

- Недавно Международная ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» приняла перспективную программу своей деятельности на 2022-2026 гг. Каковы ее основные задачи?

- Главная цель – это развитие обмена передовыми научно-техническими достижениями в области создания новых двигателей, материалов, техноло­гических процессов, методов обеспечения ресурса, качественного ремонта и эксплуатационной эффек­тивности силовых установок. АССАД занимается как увязыванием взаимных интересов входящих в нее организаций, созданием благоприятного климата для взаимовыгодных кооперационных связей между опытно-конструкторскими, серийными и ремонтными предприятиями, так и аналитическими вопросами возможности применения их сил. Мы будем делать все что, в наших силах, чтобы способ­ствовать дальнейшему улучшению деятельности предприятий и развития двигателестроительной отрасли в целом.

Мы будем осуществлять систематический анализ технико-экономических показателей предприятий, уровня надежности эксплуатируемых двигателей, будем участвовать в разработке и внедрении мероприятий, повышающих надежность авиатехники, безопасность полетов и экономическую эффектив­ность при эксплуатации двигателей (совместно с НИИ промышленности и заказчика, предприятиями).

Важным направлением деятельности АССАД является проведение научно-технических советов. Развитию науки ассоциация всегда предавала принципиальное значение, ведь без постоянного совершенствования направлений и теоретических разработок нельзя создавать конкурентоспособные авиационные двигатели.

Какие направления можно еще выделить? Независимая экспертная оценка стоимости авиаци­онных двигателей и другой продукции, выпускаемой предприятиями - членами АССАД. Участие вместе с предприятиями в разработке предложений по совер­шенствованию законодательных и иных правовых актов, связанных с вопросами развития авиад­вигателестроения. Взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти в интересах развития предприятий – членов АССАД. Содействие модернизации основных фондов предприятий, включая стендовую испытательную базу.

Конечно же, будем продолжать укреплять деловые связи с Госкорпорацией Ростех, с Объеди­ненной двигателестроительной корпорацией, с которой у нас подписано Соглашение о взаимодей­ствии.

Мы издаем и будем издавать сборники «Созвездие», сводные каталоги АССАД.

Возвращаясь к теме предстоящего Междуна­родного Форума Двигателестроения, отмечу, что наша программа на 2022-2026 гг. как раз выделяет в качестве отдельного направления организацию выставок и научно-технических конгрессов, участие в международных салонах и выставках.

Я уверен, что и октябрьская выставка, и конгресс будут успешными, что будет дан старт новым партнерствам и проектам, а интерес общества к двигателестроению еще вырастет. Приглашаю всех на «Международный форум двигателестроения» и «Научно-технический Конгресс по двигателестроению»!

Статья проиллюстрирована фото с Международного форума двигателестроения (МФД-2018).

 Автор фото: Альберт Янкевич, Игорь Егоров

Опубликовано журналом "Крылья Родины"





комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer