Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Исторический обзор

Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии

31 октября 2022 года / журнал "АвиаСоюз" / Aviation EXplorer
 

Одно из важнейших событий в отечественной авиации в 2022 г. – 75-летие Школы летчиков-испытателей им. А.В. Федотова, одного из ведущих подразделений Летно-исследовательского института им. М.М. Громова.

Развитие авиационной промышленности невозможно представить без налаженной системы летных испытаний новой авиационной техники. Любая перспективная машина, даже самая технически совершенная, должна сначала пройти проверку небом. Только после комплексных летных исследований новые воздушные суда могут поступить на серийную линию авиационного завода и стать частью воздушного флота России.

В 1941 г. выдающийся летчик-испытатель Михаил Михайлович Громов, обладавший гениальным даром прозорливости, в своем обращении к руководству СССР отметил, что направление летных исследований и испытаний стало, по сути, целой отраслью авиационной науки. М.М. Громову привыкли верить и доверять, поэтому Отдел летных испытаний ЦАГИ был преобразован в самостоятельную структуру – Летно-исследовательский институт (ЛИИ), который со дня основания возглавил Михаил Михайлович Громов, чье имя уже в течение многих лет носит ЛИИ.

А спустя шесть лет, уже после окончания Великой Отечественной войны, в 1947 г. именно М.М. Громов добился от Правительства решения о том, что подготовка абсолютно всех специалистов-испытателей, профессиональная деятельность которых отличается особой спецификой работы, должна быть сконцентрирована в одном специализированном учебном заведении. Так состоялась Школа летчиков-испытателей (ШЛИ), созданная Постановлением Совета Министров СССР № 3604-1187с от 20 октября 1947 г. и зарекомендовавшая себя как уникальное учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров по всем направлениям обучения специалистов-испытателей для экспериментальной авиации.

Цель создания ШЛИ – организация подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также всех других специалистов-испытателей и инженеров по эксплуатации экспериментальных воздушных судов, необходимых летно-испытательным подразделениям научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, серийных и ремонтных заводов авиационной промышленности, и всех других предприятий и организаций – разработчиков авиационной техники. Авиастроение в Российской Федерации поддерживается Правительством и развивается с целью выхода на лидирующую позицию на мировом рынке. Существование и развитие авиационной промышленности без экспериментальной авиации невозможно, а деятельность экспериментальной авиации должна соответственно обеспечиваться кадрами специалистов-испытателей.

17 сентября 1984 г. ШЛИ было присвоено имя Александра Васильевича Федотова в память об этом выдающемся летчике-испытателе, погибшем при катастрофе в испытательном полете самолета МиГ-31 в этом же году. Более чем 25 лет А.В. Фе-дотов проработал испытателем в ОКБ А.И. Микояна. Воистину недюжинным талантом обладал этот необыкновенный летчик, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, шеф-пилот ОКБ им. А.И. Микояна.

В его послужном списке 18 мировых рекордов по высшим авиационным достижениям. Гибель Федотова была величайшей утратой для отечественной авиации. Генеральный конструктор А.И. Микоян сказал о Федотове: «Больше нет такого летчика. И долго не будет…».

В октябре 2022 г. Школа летчиков-испытателей им. А.В. Федотова отмечает свой 75-летний юбилей. Школа является единственной в России кузницей летно-испытательных кадров. Уникальные программы обучения, в основе которых лежит накопленный годами летно-исследовательский опыт, крепкий костяк высококлассных преподавателей, обладающих не только летными, но и научными компетенциями, позволяют готовить летчиков и инженеров-испытателей, в руках и умах которых сосредоточено будущее отечественного самолето- и вертолетостроения.

Во главе Школы летчиков-испытателей – начальник, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Алексей Валентинович Наумов, заместитель начальника по научной и методической работе, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Елена Владимировна Данилевич и заместитель начальника ШЛИ по летной работе летчик-испытатель Денис Владимирович Плаксин.

Школа летчиков-испытателей гордится своими выпускниками, в числе которых: 46 Героев Советского Союза, 46 Героев Российской Федерации, два Героя Социалистического Труда, один дважды Герой советского Союза, три лауреата Ленинской премии, шесть лауреатов Государственной премии СССР (РФ), один лауреат Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации. Среди выпускников ШЛИ: 156 заслуженных летчиков-испытателей СССР, 75 заслуженных летчиков-испытателей РФ, 11 заслуженных штурманов-испытателей СССР, 12 заслуженных штурманов-испытателей РФ, 8 заслуженных пилотов СССР, два заслуженных пилота РФ.

Из выпускников ШЛИ выросли замечательные и знаменитые специалисты во всех областях летных исследований и авиационно-космических знаний. Четыре выпускника ШЛИ стали летчиками-космонавтами СССР: И.П. Волк, А.С. Левченко, Т.О. Аубакиров и С.Е. Савицкая.

Слава ШЛИ, благодаря ее выпускникам, распространилась далеко за пределами нашей страны. В 1990-х гг. руководством ЛИИ были налажены тесные контакты с коллегами из других стран-авиапроизводителей. Достигнутые договоренности предусматривали программы обмена опытом, и выпускники ШЛИ бок о бок летали с иностранными коллегами и в этих полетах смогли доказать, что Школа летчиков-испытателей не зря носит гордое имя А.В. Федотова. Кроме того, ШЛИ широко известна в странах Азии и Африки, где активно эксплуатируется российская авиационная техника. Специалисты из этих государств посещают школу в рамках стажировок, а затем распространяют полученные знания у себя на родине.

Душой, руками и высочайшим профессионализмом выпускников Школы создавалось величие отечественной авиации. Они неустанно трудятся как в самолетостроительной, так и в вертолетостроительной отраслях, на авиаремонтных предприятиях.

Выпускники Школы – это не только летчики-испытатели и другие испытатели – члены летных экипажей, но и ведущие инженеры по летным испытаниям – идейные вдохновители, идеологи и организаторы летных испытаний, на плечах которых лежит подготовка программ летных испытаний, обработка и анализ результатов.

ШЛИ ежегодно готовит порядка 4-10 летчиков- и штурманов-испытателей. Всего на сегодняшний день в отечественной авиационной отрасли работают 173 летчика-испытателя. Это истинно уникальные специалисты, в которых преподаватели ШЛИ вкладывают весь свой многолетний опыт, состоящий из сплава глубоких научных познаний в области физики и аэродинамики полета и практических навыков пилотирования разных типов воздушных судов на всех режимах. Именно благодаря такой подготовке выпускники ШЛИ становятся элитой российской авиации.

Школа летчиков-испытателей продолжает и развивает славные традиции в сфере подготовки авиационного персонала. С учетом современных требований перед Школой поставлены сложные задачи, решение которых постоянно находится в центре внимания руководства ЛИИ и ШЛИ.

Наряду с традиционными направлениями подготовки летчиков-испытателей и испытателей других профилей в последние годы в Школе летчиков-испытателей освоены программы подготовки специалистов по беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) и специалистов по безопасности полетов. Внешний пилот-испытатель беспилотного воздушного судна (БВС), оператор-испытатель средств управления целевой нагрузкой БВС и специалист по безопасности полетов – это новые специальности авиационного персонала экспериментальной авиации, которые были введены в Перечень специалистов экспериментальной авиации Российской Федерации приказом Минпромторга России от 22 сентября 2016 г. № 3366.

Преемственность – фундамент, на котором строится система подготовки будущих асов. Основные принципы, по которым разработана программа теоретических и практических занятий летчиков-испытателей, заложены «отцом-основателем» ЛИИ – М.М. Громовым.

В Школе летчиков-испытателей работают настоящие энтузиасты своего дела – руководители ШЛИ, сотрудники, преподаватели и инструкторы. Благодаря их неустанному труду Школа летчиков-испытателей продолжает выпускать высококлассных специалистов для отечественной авиационной отрасли.

Сохранение отечественной школы подготовки специалистов экспериментальной авиации относится к вопросам национальной безопасности нашей страны.

Школа летчиков-испытателей – единственная отраслевая организация, осуществляющая подготовку летчиков-испытателей и других авиационных специалистов экспериментальной авиации, без которых невозможно создавать новую авиационную и аэрокосмическую технику.      

В обеспечение деятельности экспериментальной авиации в соответствии с утвержденными показателями государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 г. № 379, Школе летчиков-испытателей предстоит подготовить авиационный персонал, необходимый для обеспечения:

- испытательных полетов летающих лабораторий экспериментальной авиации в обеспечение опережающих летных исследований, летных испытаний компонентов авиационной техники, в том числе оборудования и двигателей;

- летных испытаний новых типов воздушных судов;

- летных испытаний (облетов) серийных воздушных судов, выпускаемых на заводах-изготовителях;

- летных испытаний (облетов) эксплуатируемых воздушных судов государственной и гражданской авиации после заводского ремонта.

Если оценить объемы летных испытаний новых типов ВС в соответствии с утвержденными показателями государственной программы, включая предварительные испытания, государственные (государственные совместные) испытания военных ВС и сертификационные испытания гражданских ВС, а также испытания при модернизации и модификации серийных образцов авиационной техники, то необходимый объем летных испытаний военного ВС составляет от 2 до 5 тыс. летных часов, а объем летных испытаний гражданского ВС – одна тыс. летных часов. Таким образом, оценка объема летных испытаний новых типов ВС за 10 лет в период 2022-2032 гг. – более 10 тыс. летных часов.

Помимо подготовки кадров для экспериментальной авиации, ШЛИ проводит научные исследования по совершенствованию методики обучения, разработке современных методик для технических средств обучения, разработке критериев уровня подготовленности, принимает участие в летных исследованиях и летных испытаниях, проводимых другими подразделениями ЛИИ, а также в летных испытаниях, которые выполняют другие испытательные организации экспериментальной авиации.

Например, специалисты ШЛИ активно участвовали в НИР по теме «Исследования состояния безопасности полетов воздушных судов гражданской и экспериментальной авиации», в разработке предложений по совершенствованию правил и процедур государственного регулирования в области обеспечения безопасности полетов, а также в исследованиях по совершенствованию методов подготовки, повышения квалификации и поддержания профессионального уровня летно-испытательного персонала и исследованиях по повышению безопасности сертификационных испытаний перспективной авиационной техники в условиях сокращения сроков проведения испытаний и комплексирования программ. Сотрудники ШЛИ в настоящее время активно участвуют в научно-исследовательских работах по информационно-интеллектуальной поддержке экипажей ВС, работах по авиационной психофизиологии и в разработке алгоритмов автоматической обработки полетной информации в целях сокращения стоимости и сроков испытаний изделий авиационной техники, а также в разработке математических моделей сложных человеко-машинных систем повышенной опасности, основанных на нечеткой логике и нейросетевых технологиях.

В последнее время руководством страны принят ряд серьезных решений по развитию отечественной авиации, прежде всего, в сфере гражданского авиастроения. Намечены эффективные меры по созданию и развертыванию серийного производства новых воздушных судов отечественного производства. Их реализация потребует совершенствования и развития системы подготовки авиационных специалистов, в том числе летчиков-испытателей и других категорий специалистов-испытателей. А это значит, что роль Школы летчиков-испытателей им. А.В. Федотова будет возрастать, ее деятельность при соответствующей государственной поддержке станет более эффективной.

Даже при беглом взгляде на принятую недавно Стратегию развития авиационной промышленности России становится ясно: стране нужны испытатели. В ситуации, когда авиапром входит в ответственный этап активного создания и производства новых воздушных судов и совершенствования находящихся в эксплуатации летательных аппаратов, на плечи Школы летчиков-испытателей ложится ответственная миссия – обеспечить отрасль достаточными высокопрофессиональными кадрами, готовыми поднимать в небо новые аппараты и исследовать их способность летать. В этой связи коллектив Школы летчиков-испытателей с большим воодушевлением смотрит в будущее, следуя напутствию Михаила Михайловича Громова: «Только вперед и всегда по прямой!»

генеральный директор АО «ЛИИ им. М.М. Громова» Евгений Пушкарский

начальник ШЛИ АО «ЛИИ им. М.М. Громова» Алексей Наумов

летчик-испытатель АО «ЛИИ им. М.М. Громова» Василий Ахрамеев


журнал "АвиаСоюз"


комментарии (2):

Александр Илюшин      02/12/2022 [05:59:16]#1
Ранее посмотрел видеоролик. Написал комментарий с поздравлениями. Порадовался за ветеранов, руководителей, преподавателей. Пожелал здоровья и всего самого доброго. С уважением, Александр

Александр Илюшин      02/12/2022 [06:00:07]#2
Ранее посмотрел видеоролик. Написал комментарий с поздравлениями. Порадовался за ветеранов, руководителей, преподавателей. Пожелал здоровья и всего самого доброго. С уважением, Александр





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer