Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

1 февраля 2022 года / А.Козлов, А.Сальников / Aviation EXplorer
 

Залогом наличия статуса авиационной державы является способность разрабатывать и производить собственные современные авиационные двигатели и летательные аппараты. Из более чем 190 стран мира на это способны только четыре, обладающие наиболее высокоразвитой технологической и конструкторской базой: США, Великобритания, Франция и Россия. За членство в этом узком клубе ожесточенно борются Китай, Индия, Иран и ряд других стран.

Андрей Козлов,

генеральный директор ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Антон Сальников,

начальник отдела ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Авиационное двигателестроение не просто производит технически сложную продукцию: создание газотурбинного двигателя признано одним из выдающихся научно-технических прорывов ХХ века, наряду с освоением космоса, атомной энергии и изобретением Интернета. Конкуренция в сфере таких высокотехнологичных разработок, как авиадвигатели, является мощным драйвером для поиска и применения инновационных подходов. Их исследование – одна из ключевых задач науки.

В процессе создания двигателя необходимо решить множество сложных задач на стыке самых разных областей знаний: от прогнозирования оптимального облика и формирования набора обязательных к внедрению на двигателе технологий до методик его испытаний и доводки. Технологии, методики, практические и фундаментальные решения, которые появляются и тщательно исследуются во время работы над двигателем будущего, становятся научно-техническим заделом. Этот задел определяет успех перспективного изделия, снимает риски возникновения проблем при его разработке и позволяет избежать срыва сроков выхода в опытное, а затем и серийное производство.

Формирование и постоянное обновление научно-технического задела является основной функцией Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), как головной научной организации авиационного двигателестроения.

Новому поколению – новые решения

За более чем 80-летний период развития реактивной авиации создано пять поколений авиационных газотурбинных двигателей при кардинальном улучшении их показателей. Создание современных двигателей, при постоянном ужесточении требований к их экономичности, массогабаритным характеристикам, надежности, расширению диапазона эксплуатационных режимов и т. д., требует разработки и внедрения новых, прорывных технологий, материалов, конструкторских решений. Во многом именно передовые технологии определяют соответствие двигателя международным требованиям и востребованность рынком.

На протяжении уже свыше 90 лет ЦИАМ аккумулирует и внедряет новые знания, компетенции, испытательные возможности, которые способствуют поэтапному появлению высокотехнологичных изделий с уникальным набором технологий и характеристик, позволяют доводить технологии до высокого уровня совершенства и готовности, способствуя переходу от научно-исследовательской к опытно-конструкторской работе.

Методы автоматизированного проектирования авиационных газотурбинных двигателей ЦИАМ начал развивать в инициативном порядке еще в конце 1970-х гг. Они осуществили прорыв в решении задач проектирования двигателей. Уже позже стало известно, что первые программы аналогичного назначения появились в США примерно в те же годы, и вели их военные. В советское время ЦИАМовская система программ в том или ином объеме была передана в ОКБ и учебные заведения.

Сегодня цифровые технологии – это не только применение математического моделирования. Это принципиально иная философия восприятия изделия, новая парадигма развития двигателестроительной отрасли и авиационной сферы.

В ЦИАМ большое значение уделяется развитию современных суперкомпьютерных технологий и средств математического моделирования процессов, происходящих в авиационных двигателях. Важной задачей является снижение времени доводки и сертификации двигателя, а также повышение вероятности получения требуемых характеристик двигателя в ходе его испытаний и эксплуатации.

Для решения этих и сопутствующих задач, в том числе для смежных предприятий, на базе института создан Суперкомпьютерный центр коллективного пользования общей мощностью свыше 500 Терафлопс.

Развитие математического моделирования и рост вычислительных мощностей приводят к все большему внедрению на всех этапах жизненного цикла авиационных двигателей и силовых установок цифровых технологий и связанных с ними подходов. Цифровые технологии условно можно разделить на две группы: математическое моделирование и автоматизация процессов. На каждом из этапов жизненного цикла ГТД эти группы технологий активно используются и взаимодействуют друг с другом. Наибольший вклад от внедрения технологии цифровых двойников возможен на стадии разработки изделия, где закладываются его ключевые преимущества.

Собственные цифровые продукты ЦИАМ дают возможность проводить вычисления в области газовой динамики, горения, прочности, механики деформированного тела и др., при оптимальном проектировании рабочих процессов и оптимизации компрессоров, турбин, камер сгорания, входных и выходных устройств и др.

В общем случае основной задачей математического моделирования является конкретизация конструкции изделия в процессе проектирования и прогнозирование характеристик двигателя, его систем, узлов, деталей и сборочных единиц в условиях испытаний и эксплуатации. Также в последнее время инструменты математического моделирования активно используются для анализа результатов испытаний опытных двигателей, в том числе на испытательных стендах ЦИАМ, и технологических процессов, применяемых при производстве двигателей (аддитивные технологии, литье, сборка изделия и др.).

Вычислительные программные комплексы института обладают высокой степенью точности и позволяют проводить ряд виртуальных экспериментов. При этом нужно отметить, что все математические модели тщательно валидируются, полученные данные верифицируются и уточняются как на базе натурных испытаний, так и с учетом опыта последующей эксплуатации двигателя, его узлов, систем и деталей. Никакое виртуальное моделирование не заменит реальные испытания, оно лишь поддерживает и дополняет их. Основная задача сертификационных испытаний – подтвердить безопасную работу авиационного двигателя, от которой зависят жизни людей.

Совместно с АО «ОДК» ЦИАМ реализует комплексную научно-исследовательскую работу по внедрению цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла авиадвигателя. В рамках заключенного между организациями соглашения о сотрудничестве ведется работа по созданию цифровых двойников газотурбинных двигателей (например, АИ-222-25) и силовых установок на их основе.

Демонстраторы цифровых двойников авиационных двигателей ЦИАМ создает и в рамках других прикладных исследований. В основе работ лежат наработки Института в области турбореактивных и малоразмерных газотурбинных двигателей, а также гибридных силовых установок. Целью проводимых работ являются разработка, апробация и анализ потенциала технологии цифровых двойников авиационных двигателей за короткий срок (2-3 гг.).

Нормативная база для «цифры»

Реализация проектов в области цифровых технологий ведется параллельно с оперативным формированием нормативной базы. Это достаточно уникальная ситуация не только для нашей страны, но и в мировом масштабе.

С 1 января 2022 г. в Российской Федерации вступает в силу ГОСТ Р «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения». Специалистами ЦИАМ, которые участвовали в разработке стандарта, был проработан ряд замечаний и предложений к нему в части авиационного двигателестроения.

Впервые в мировой практике стандарт устанавливает единое определение цифрового двойника изделия, стандартизирует такие определения, как: «адекватность модели», «валидация модели изделия», «цифровая модель изделия», «цифровые (виртуальные) испытания», «цифровой (виртуальный) испытательный стенд», «цифровой (виртуальный) испытательный полигон».

По инициативе ЦИАМ в план национальной стандартизации на 2022 г. включена разработка стандарта «Цифровые двойники газотурбинных двигателей и установок. Общие положения». Работа над этим стандартом уже ведется.

Опубликовано в журнале «АвиаСоюз»


А.Козлов, А.Сальников



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer