Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?

7 июня 2022 года / Евгений Жуков / Aviation EXplorer
 

3 июня стало известно, что американская компания "Боинг" временно приостановила производство самолётов 737 MAX примерно на десять дней. Официальная формулировка звучала так: "Из-за проблем с цепочками поставок комплектующих". Но на деле ситуация может быть куда тревожнее. Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров отметил, что обычно говорят, каких именно комплектующих не хватает, и "Боинг" всегда был открытой, достаточно откровенной компанией, но в этот раз откровений не случилось.

Сборка первого B 737 MAX, фото из архива Boeing

Не секрет, что самолёты "Боинг" — продукт международной кооперации, в которой любой сбой поставок чреват рисками для производства. По словам Романа Гусарова, доминирование компании "Боинг" неслучайно и не просто так ей далось.

Роман Гусаров: Они всегда рассказывали и указывали, где именно у них проблемы. Сейчас получается как-то размыто: каких-то комплектующих. Ни какой именно страны, ни каких комплектующих, почему не хватает — не сказано. Многолетнее доминирование компании на мировом рынке достигалось благодаря тому, что на них работают тысячи предприятий по всему миру, снабжают конвейер "Боинга". И, конечно, без них "Боинг" не стал бы нынешним "Боингом", и компания не смогла бы выпускать по 600 самолётов в год. А благодаря международной кооперации половина мирового рынка принадлежит именно этой компании. И что касается кооперации с Россией — "Боингу" это было выгодно во всех отношениях. В первую очередь, компания получала от нас относительно дешёвый титан в больших объемах, - Роман Гусаров, Главный редактор портала AVIA.RU

Зависимость американской компании от российского титана, по словам эксперта, составляет порядка 30–40%. То есть по факту каждый третий самолёт полностью собран из российского титана. Несмотря на то что есть производители титана в Китае, Японии, Европе, наконец, в США (Howmet, TIMET и ATI), уже на протяжении без малого 25 лет "Боинг" отдавал предпочтение российской компании "ВСМПО-Ависма". А в 2011 году глава "Боинга" Джим Албау так и заявил: "Немного России есть в каждом производимом нами самолёте". Заменить такого поставщика, как "ВСМПО-Ависма", будет очень тяжело и очень дорого.

Роман Гусаров: И это не просто какой-то титан как металл, это готовые изделия. То есть не просто какие-то чурки мы туда поставляли, а уже практически готовые изделия после штамповки и механообработки. "Боинг" получал почти готовую продукцию. То есть они потом их ещё обтачивают до идеального состояния на высокоточных станках и ставят на самолёты. Это, в первую очередь, силовая конструкция всего самолёта.

Почему без России не будет полупроводников и "Боингов"?

По словам Романа Гусарова, 2022 год показал, что в мире всё взаимосвязано сильнее, чем мы думали. Только в пул клиентов "ВСМПО-Ависма" входили или входят Rolls-Royce, Safran Aircraft Engines, Safran Aero Boosters, Safran Landing Systems, Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Blades Technology Limited, Zimmer, Orchid Orthopedic Solutions. По версии сайта "Авиация России", в январе 2022 года ПАО "ВСМПО-Ависма" заключило контракт с американской компанией Plymouth Engineered Shapes (до конца 2024 года), с испанским концерном Aernnova Aerospace (до 2028 года), в числе клиентов которого SpaceX, а также с американской компанией Barnes Aerospace (до конца 2026 года). "Боинг" — лишь верхушка айсберга, однако его поведение — часть симптоматики потрясений, которые испытывает сегодня мировая экономика.

Роман Гусаров: Действительно, как оказалось, без России, которую мы сами привыкли считать газоколонкой/нефтеколонкой, в мире сложно производить и микрочипы, и самолёты, и даже айфоны на самом деле. Поэтому это (приостановка производства. — Прим. Лайфа) в том числе и следствие происходящих процессов.

Эксперт не исключает, что дело не только в одном титане. Так, 3 июня стало известно, что Россия ограничила поставки неона за рубеж, что, по самым предварительным прогнозам, обернётся новым дефицитом чипов и попытками Запада договориться с Россией. По этому поводу Лайфу дал комментарий доктор экономических наук, эксперт Леонид Хазанов.

Леонид Хазанов: Это реальный удар по электронной индустрии всей планеты. Резкое расширение спроса, который неминуем после прекращения экспорта неона из нашей страны, не сможет быть быстро компенсировано за счёт продаж из Китая, зато тамошние поставщики не преминут задрать цены и наживаться на благоприятной для них конъюнктуре

По словам Хазанова, в результате цены на неон на мировом рынке уже выросли в девять-десять раз. Теперь же они снова могут подскочить на аналогичную величину, больно ударив по производителям чипов в Европе, США и Азии. Как следствие, можно ждать больших проблем также у потребителей полупроводников — предприятий по выпуску электроники, автомобилей, самолётов.

Если "Боинг" встанет, дешёвые авиабилеты купить будет нельзя

По словам Романа Гусарова, причины, из-за которых "Боинг" вынужден был приостановить производство самолётов, могут быть разными. Компания может также испытывать дефицит иных комплектующих.

Роман Гусаров: Многие конвейеры встали из-за нехватки блоков управления, бортовых компьютеров. Потому что в Азии из-за пандемии приостановили производство. Возможно, что процесс дошёл и до авиапроизводителей — до того же "Боинга"

В качестве третьей версии подобного поведения эксперт назвал возможный поиск предлога для приостановки производства, призванного закамуфлировать другие, более серьёзные проблемы. Это может быть связано с техническими проблемами новых самолётов, о которых мы подозреваем, а производитель знает. Ещё одна возможная причина — низкий спрос на продукцию компании. Вследствие пандемии и последующих событий спрос на новые самолеты заметно сеизился.

По словам Романа Гусарова, что там происходит на самом деле, покажет только время. Но, выстраивая версии, не стоит забывать, что "Боинг" с Россией очень крепко повязан. И дело здесь не только в титане, неоне, криптоне. Россия для "Боинга" — крупный рынок, замену которому найти не так просто, если вообще возможно. 

Роман Гусаров: 700 магистральных самолётов, плюс динамично растущий рынок, который за десять лет утроился. Плюс, все эти годы мы не просто покупали у них эти самолёты, но и регулярно меняли их на новые. Шла ротация, через российский рынок прошло огромное количество самолётов. А десять среднемагистральных самолётов — это заработок Боинга в миллиард долларов минимум. А у нас 700! Это минимум 70 миллиардов долларов. Даже для Америки очень немаленькие деньги. Мы для них достаточно крупный покупатель.

Если это ещё для многих более-менее известный факт, то, по словам эксперта, не стоит забывать и о других преференциях, которые "Боинг" получал, сотрудничая с Россией.

Роман Гусаров: У "Боинга" в "Сколково" большой учебный центр. Там стоят тренажёры, там они занимались подготовкой пилотов. На всяких сервисах компания в России очень даже неплохо зарабатывала. И это тоже очень доходный бизнес. Также у "Боинга" в Москве был самый большой зарубежный инженерный центр. Там наши инженеры участвовали в разработке новых самолётов.

Почему США ввели санкции и как работают ответные санкции России

Россия для "Боинга" была суперуспешной историей сотрудничества во многих отношениях. На фоне всех напастей, свалившихся в последнее время на компанию (пандемия, крушение самолётов Boeing 737 MAX и, как следствие, двухлетняя приостановка производства), санкции и разрыв с Россией станут дополнительной огромной проблемой для американской компании. Многие надеются, что сотрудничество все же возобновится, и для этого есть предпосылки.

Роман Гусаров: Внесли же наши сначала наши калийные удобрения в санкционный список, а потом исключили. Поняли, что для них это удар больший, чем для нас. Точно так же было и с телекоммуникационным оборудованием. А титан они вообще не включали в санкционные списки. "Боинг" сам приостановил поставки, а через некоторое время вполне может их возобновить. Помните, как ещё до спецоперации они решили не покупать у нас двигатели для космических ракет? Не покупали, не покупали, потом взяли и решили, что им надо ещё столько-то двигателей докупить, на время сняли санкции, купили эти двигатели, потом опять ввели.

Какие бы реальные причины ни стояли за приостановкой производства самолётов 737 MAX, сейчас "Боинг" надеется, что сотрудничество с Россией удастся сохранить. В противном случае придётся вкладывать огромные деньги в создание новых потоков поставки титана, лишаться России как рынка сбыта самолётов, лишаться возможности зарабатывать на дополнительных сервисах вроде большого учебного центра в "Сколково", а также инженерного центра в Москве вместе со специалистами, замену которым просто так не найти. А на всё это нужны время и деньги, чего у "Боинга" после нескольких непростых лет точно не в избытке.

Источникhttps://life.ru/


Евгений Жуков



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer