← Назад

Главная Авиация Экспертное мнениеВторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»

6 августа 2022 года / Андрей Шнырев / Aviation EXplorer

Андрей Шнырев
кандидат технических наук

Эксперт "Aviation EXplorer"

С постепенным приходом понимания реальной международной ситуации у руководителей государств, которые ввели незаконные недружественные действия в отношении Российской Федерации, санкции в отношении российской гражданской авиации начинают немного утихать.

Вероятно, недружественные государства осознали, что столь длительное нарушение Конвенции о международной гражданской авиации, соглашений о воздушном сообщении больно бьет по их международному авторитету и может привести к массовым нарушениям международных договоров со стороны других государств, что повлечет за собой разрушение системы международной гражданской авиации.

Поэтому появились попытки явно незаконные санкции преобразовать в «правомерные ограничения» на основе решений Международной организации гражданской авиации.

Так, группы недружественных государств представляют документы в Совет ИКАО об якобы имеющих место нарушениях Конвенции о международной гражданской авиации (далее – Конвенции) со стороны Российской Федерации.

Одной из главных претензий является «двойная регистрация» якобы допущенная Российской Федерацией.

Разберемся в этой ситуации подробно.

Действительно, Статья 18 Конвенции «Двойное занесение в регистр» Конвенции гласит: «Не может считаться действительным занесение воздушного судна в регистр более чем одного Государства, но Государство регистрации может меняться».

Но кто виноват в создании ситуации с двойной регистрацией?

Статья 19 «Национальные законы, регулирующие занесение в регистр» Конвенции устанавливает: «Занесение в регистр или смена Государства регистрации воздушных судов в любом Договаривающемся Государстве будут производиться в соответствии с его законами и правилами».

В Российской Федерации регистрация гражданских воздушных судов предусмотрена статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации. Порядок регистрации установлен в Административном регламенте Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденном приказом Минтранса России от 5 декабря 2013 г. № 457.

Необходимо отметить, что в ходе проверки системы гражданской авиации Российской Федерации в рамках МНМ УППКБП, проведенной экспертами ИКАО в 2014 – 2015 году отсутствуют существенные замечания в отношении процедур регистрации гражданских воздушных судов.

В связи с введенным санкциями, Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий, установленных федеральными законами Российской Федерации, установило особенности государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенности государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними [1].

С учетом «особенностей» и была произведена регистрация некоторых воздушных судов иностранного производства в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

При этом в Приложении 7 к Конвенции о международной гражданской авиации, а также других приложениях к Конвенции отсутствуют стандарты и рекомендуемая практика, обязывающие государство запрашивать подтверждение о регистрации от авиационных властей государства предыдущей регистрации.

Что касается утверждений, что регистрационные действия - подача заявления на регистрацию, снятие с регистрации, может осуществляться только собственником воздушного судна, то и таких требований нет в положениях как самой Конвенции о международной гражданской авиации, так и в Приложении 7 к ней.

Более того, в Приложении 7 приведен образец регистрационного удостоверения в пунктах 4 и 5 предусматривает указание не собственника, а владельца и его адреса.

При этом понятие собственника и владения разделены в статье 209 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, что позволяет регистрировать воздушные суда по заявлению владельца воздушного судна.

Автор настоящей статьи не призывает в нормальной ситуации регистрировать воздушные суда без ведома собственников, но такая регистрация не нарушает положения статьи 19 Конвенции о международной гражданской авиации и Международных стандартов и рекомендуемой практики Приложения 7 к ней и вызвана действиями ряда государств массово поправших право собственности Российской Федерации и ее граждан.

И на вопрос: а кто именно нарушил статью 18 Конвенции о международной гражданской авиации? - можно дать четкий ответ.

Это государство, которое нарушило обязанности государства регистрации, установленные в главе 4 Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, государства, не выполнившие обязанности государства разработчика и изготовителя, нарушившие в одностороннем порядке лизинговые договоры, а так же присвоившие, задержавшие имущество государства и его граждан без решений суда и объявившие об умышленном нанесении вреда гражданской авиации России!

И никак не государство, которое зарегистрировало воздушные суда в своем реестре без нарушений Конвенции о международной гражданской авиации и приложений к ней!

Уверен, что Международная организация гражданской авиации, которая позиционирует себя как организация, выступающая за безопасное развитие гражданской авиации независимо от политических и экономических споров, разберется и даст справедливую оценку действиям недружественных государств.

Надеемся, что и в этой непростой ситуации удастся сохранить дух уважения к Конвенции о международной гражданской авиации.

И полагаю, что чисто экономические проблемы должны решать те, кто их создал, грубо поправ международное право, не смешивая их с вопросами обеспечения безопасности полетов.

------------------------------------------------------------------------------

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2022 г. № 411 «Об особенностях государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенностей государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».

Продолжение: Вторая.волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"


Андрей Шнырев


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2022/8/6/3385/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.