Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Исторический обзор

Самолет без возраста

О.К. Антонов: "Ан-2 – это моя самая большая удача"


31 августа 2022 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

В ОКБ О.К. Антонова создано свыше 100 типов и модификаций самолетов «Ан». Но даже если бы был спроектирован только один Ан-2, то имя его создателя, выдающегося авиаконструктора Олега Константиновича Антонова, без сомнения, вошло бы в историю мировой авиации.

Свой первый полет сельскохозяйственный самолет СХ-1, который в серии стал Ан-2, совершил 31 августа 1947 г. (летчик-испытатель – Павел Володин, НИИ ГВФ). Самолет стал дебютом нового конструкторского бюро под руководством Олега Константиновича Антонова, образованного 31 мая 1946 г. в Новосибирске Постановлением Правительства СССР. Именно с Ан-2 началось триумфальное шествие самолетов «Ан» в СССР и мире.

Вот как объяснял О.К. Антонов в конце 1970-х гг. успех и широкое распространение в СССР и за рубежом Ан-2: «Думаю, он обязан этим, прежде всего, своим летным качествам: короткими взлетными и посадочными дистанциями, простотой пилотирования и эксплуатации, неприхотливостью к аэродромам».

После удачных испытаний Ан-2 возникли трудности с его серийным производством. Видимо, лоббистский потенциал молодого главного конструктора был еще недостаточен для решения этого вопроса в Минавиапроме СССР. А руководство ГУ ГВФ и НИИ ГВФ (ныне ГосНИИ ГА) оценило новый самолет и нашло поддержку у руководителя партийной организации Украины Никиты Сергеевича Хрущева, которому Ан-2 был представлен «живьем» в киевском аэропорту Жуляны в июне 1948 г.

Будущему Первому секретарю ЦК КПСС самолет понравился, особенно с учетом перспектив применения его в сельском хозяйстве. Было принято решение о запуске Ан-2 в серию на авиазаводе в Киеве (ныне Серийный завод ГП «АНТОНОВ»). О.К. Антонов считал Н.С. Хрущева своего рода крестным отцом Ан-2 и КБ, которое в 1952 г. перебазировалось в Киев. Об этом подробно рассказывается в изданной в Киеве в 2005 г. документальной повести «Его имя носят самолеты» (автор В.А. Моисеев).

Эксплуатация Ан-2 началась стремительно сразу в нескольких областях народного хозяйства. Наиболее массовое применение самолет нашел при выполнении авиахимработ в сельском и лесном хозяйстве: подкормка растений минеральными удобрениями, борьба с вредителями и сорняками распылением и разбрызгиванием ядохимикатов, подкормка пастбищ, истребление хищных животных. С Ан-2 выполнялся также аэросев сельхозкультур, дефолиация (предуборочное удаление листьев хлопчатника) и десикация (подсушивание на корню подсолнечника и риса). Ан-2 обслуживал и геологические экспедиции. Диапазон применения нового самолета ежегодно расширялся: аэрофотосъемка для определения скоростей и направления течения рек, перевозка людей, животных, почты, различных грузов. Ан-2 привлекались к проведению авиационного мониторинга, включая облеты газо- и нефтепроводов, электросетей, а также участвовали в ликвидации техногенных катастроф. Ан-2 активно применялись на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Антоновский биплан внес большой вклад в сохранение здоровья людей: перевозка больных, доставка врачей и медикаментов, борьба с переносчиками инфекционных заболеваний.

Концепция многоцелевого самолета была реализована в Ан-2 настолько успешно, что точное количество решавшихся им задач трудно оценить. Велика роль «Аннушки» в развитии авиационных видов спорта и подготовки летных кадров. Ан-2 применялись для обучения летного состава и выброски парашютистов, а также буксировки планеров – до пяти штук одновременно! Многие рекордные полеты советских планеристов состоялись с помощью Ан-2. Тысячи спортсменов и будущих летчиков совершили первые парашютные прыжки именно с этой машины.

Выдающуюся роль Ан-2 сыграл в обеспечении работы советских экспедиций в Арктике и Антарктике. Здесь следует отметить известного полярного летчика Михаила Николаевича Каминского, который был большим патриотом Ан-2 и одним из активных участников полетов на этом самолете в экстремальных условиях.

Самолеты Ан-2 выпускались на авиазаводах СССР, Польши и Китая, имеют опознавательные знаки или код регистрации почти 100 стран мира. Всего построено свыше 17 тыс. Ан-2. И сейчас в мире эксплуатируется более 1,5 тыс. самолетов Ан-2, в т. ч. по состоянию на 28 июня 2022 г., по данным ГосНИИ ГА, в Государственном Реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации состоит 1002 самолета, заявлено к эксплуатации – 230.

Зарубежные эксплуатанты существенно расширили диапазон использования самолетов Ан-2. В вышедшей в 2007 г. в Киеве книге «Крылатая легенда» (автор В.Г. Анисенко) приводятся интересные факты применения Ан-2 в ряде стран. Так, например, на нем летали лидеры некоторых государств: президент Вьетнама Хо Ши Мин, премьер-министр Гренады Морис Бишоп и король Непала Махендра. Франция, закупив в 1973 г. партию машин, стала первой страной, где Ан-2 получил национальный сертификат летной годности. Одним из аргументов при этом была невозможность вогнать самолет в штопор: ни одному из французских испытателей так и не удалось довести Ан-2 до срыва в штопор.

Еще несколько интересных примеров использования Ан-2 из этой книги. В 1995 г. один из самолетов Ан-2, приобретенный англичанами, стал воздушной сценой «Московского летающего балета», обосновавшегося в Лондоне. Артисты, в основном из Большого и Мариинского театров, исполняли свои пируэты и фуэте на верхней поверхности фюзеляжа летящего самолета, а зрители взирали на сие действо с пролетающего рядом самолета.

В конце 1990-х гг. в США образовалась коалиция владельцев и эксплуатантов «Аннушки» (тогда в стране их насчитывалось не менее 10), которая пыталась сертифицировать самолет по нормам FAA. Сенатор Г.Хемфри признался, что если бы он мог полетать только на одном советском самолете, то выбрал бы Ан-2. «Это самолет для настоящего мужчины», – заявил он.

В 2017 г. в Мелеце (Польша) прошел XIX Европейский слет самолетов Ан-2. В нем участвовал Ан-2-100 – модификация знаменитой «Аннушки» с турбовинтовым двигателем МС-14 разработки и производства АО «Мотор Сич».

Несмотря на неоднократные попытки, в т. ч. в последние годы, создать новый современный легкий самолет на замену Ан-2 с его выдающимися летно-техническими и эксплуатационными характеристиками пока не удалось.

Жизнь уникального самолета XX-XXI веков продолжается!

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer