Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Интервью

В России стартуют виртуальные соревнования по планерному спорту

11 января 2023 года / Марина Калинина / Aviation EXplorer
 

С 14 по 31 января в виртуальном пространстве пройдет Кубок России по планерному спорту, класс – клубный с использованием компьютерного симулятора Condor2. Официальными организаторами соревнований выступили Федерация планерного спорта России и Виртуальный планерный центр России.  О специфике проведения соревнований рассказала Секретарь Федерации планерного спорта России и судья Лада Баламут.

Лада Баламут
Секретарь Федерации планерного спорта России, судья Кубка России по планерному спорту в виртуальном пространстве

- Виртуальный Кубок России – это соревнование, которое проводится с использованием планерного авиасимулятора Condor. Предвижу снисходительную усмешку у пилотов «старой школы», так как в большинстве своём они скептически относятся к полетам в различных авиасимуляторах. Возможно, для других симуляторов эта точка зрения оправдана, но с Кондором история иная.

- Во-первых, основной задачей при полетах в Кондоре является не наработать умение «дергать ручку», а оттачивание тактических и стратегических навыков в маршрутном полёте, в группе планеров, летящих с тобой рядом и управляемых такими же виртуальными пилотами. Кондор предоставляет возможность таких полетов, когда несколько участников присоединяются к единому серверу и летят одновременно по одному и тому же заданию, над одной и той же местностью. Мы предварительно сделали некое подобие электронного описания карт, как в мультфильме – визуализацию рельефа в той местности, в которой будут проходить полеты. Это довольно сложная работа, которую выполнили наши планеристы-программисты. Нынешний виртуальный Кубок России проходит на базе Владикавказского АСК, в горах Кавказа.

Во-вторых, это способ экономить деньги. Да-да, как ни странно – это так. Реальные полеты в России (да и в мире) – довольно дорогое удовольствие. И здесь на помощь приходят тренировки в Кондоре. В некотором смысле тут есть аналогия с тренировками парашютистов в аэродинамических трубах. «Себестоимость» приобретения навыков намного ниже, драгоценное лётное время тратится намного эффективнее, прогресс у пилотов идёт намного быстрее. В разговорах на чемпионатах мира и Европы мы от многих пилотов слышали, что наступает время «кондор-пилотов», спортсменов, которые за 3-5 лет достигают тех же результатов, к которым раньше шли десятилетиями. Это оценка профессионалов-планеристов.

В-третьих, климат у нас тоже сокращает планерный лётный сезон до 4-5 месяцев в году. Полёты в Кондоре позволяют не терять форму в зимний сезон. К слову, сценарий местности, над которой проходят виртуальные соревнования, может быть создан программистами в точном соответствии с реальными местами планерных полетов, а это значит, что виртуальные пилоты получают возможность ещё и «пощупать» потенциальные места проведения реальных соревнований в наступающем сезоне.

Итак, местность – максимально приближенная к реальной, рядом с тобой одновременно «летят» пилоты из разных городов и стран, правила соревнований – практически полностью совпадают с теми, что применяются на реальных соревнованиях. Время старта известно, задание рассылается всем участникам за 2 часа до запуска сервера. Раз-два-три – Погнали!

Следить за виртуальными планерными гонками не менее увлекательно, чем за реальными. Среди «кондор»-пилотов есть как начинающие, так и более чем опытные – члены сборной России по планерному спорту (например, в Виртуальном Кубке России в этом году принимает участие Виталий Быстров, ставший чемпионом России в 2022 году).  Зрители из числа опытных планеристов, сразу выделяют сильных пилотов «по почерку» - минимальные отклонения от линии маршрута, понятные и логичные решения при переходах от потока к потоку, использование «маячков» - планеров конкурентов и многое другое. Но как и в реальности, есть и коэффициент случайности и неожиданности, когда погода меняется не в соответствии с прогнозом, на который рассчитывал пилот, когда пилот совершает невынужденную ошибку или кто-то из новичков «подрезает» его в потоке, мешая выбрать максимально возможную высоту. Кто-то, увлекаясь, влетает в запретные воздушные зоны и получает «фотофиниш», кто-то… засыпает дома перед монитором. Одно из отличий виртуальных соревнований от реальных в том, что гонки проходят по вечерам, когда все участники возвращаются с работы или учебы. А длительность упражнения достигает иногда 2-2,5 часов, что не всегда оказывается по силам виртуальным пилотам.

- Получается, что у пилотов есть абсолютное присутствие на реальных соревнованиях?

- Конечно, хотя эмоции от того, что ты находишься непосредственно в воздухе, ничем заменить нельзя. И нервное напряжение в воздухе является дополнительным источником невынужденных ошибок. Но знаю ситуации, когда после напряженного виртуального полета пилоты вылезали из-за монитора выжатые, как лимон. У виртуальных планеристов есть даже свой специальный чат (подобие радиоэфира), где они ведут переговоры во время соревнования, и обстановка там бывает весьма напряженная. Даже виртуальная гонка отнимает много сил и нервов.

- А как «делается погода» на виртуальных соревнованиях?

- Чаще всего за основу мы берем погодные условия какого-то конкретного летного дня в местности, на которой проводятся соревнования. Базовые параметры вводятся в исходные данные дня, но дальше для каждого из параметров задается диапазон возможных отклонений. Таким образом, даже участник, который «рисует погоду» для упражнения, не может на 100% предсказать её развития в течение полета. Собственно, как и в реальности. Сколько прогнозов не смотри, как правило всё равно природа преподносит какие-то сюрпризы даже опытным судьям, ставящим задания на реальных соревнованиях.

- Сколько людей заявились на участие в виртуальных соревнованиях?

- Участвовать собираются 30 человек, из них - один спортсмен из Белоруссии. Такой формат соревнований стал достаточно популярным – пару лет назад мы собирали больше 70 пилотов, включая литовцев, французов и др.

- Что нужно для того, чтобы участвовать в виртуальных соревнованиях?

- Из оборудования вам потребуется достаточно мощный современный компьютер, джойстик ( в идеале – джойстик, педали и виртуальной шлем) – средний ценник около 30 тыс руб. Из программного обеспечения – купить лицензионную программу Condor 2.

Хотя можно не ограничивать себя и пойти путём краснодарских энтузиастов – буквально на днях команда Геннадия Ивахника презентовала свою собственную разработку - полноценный тренажёр с имитацией настоящей кабины планера. Его цена составила около 900 тыс. руб.

- Есть ли возможность у болельщиков подключиться и следить за ходом соревнований?

- Да, такая возможность есть – все, как в настоящих планерных турнирах. Отображение наших полетов - так называемый «трекинг». Принципиально он устроен следующим образом: на каждом планере стоит небольшая «коробочка»-трекер, транслирующая с планера основные параметры полета: координаты, скорость, высоту, скороподъемность. Эти данные принимает базовая станция трекинга – по сути это комплекс из антенны и «приставки» к компьютеру, принимающему и обрабатывающему данные. Дальше вся информация собирается на едином общем сервере и отображается в виде графической картинки на нескольких сайтах. На картинке вы будете схематично видеть фигурки планеров на карте местности и линию маршрута, по которой нужно лететь планеристам. Дополнительно можно увидеть кто на какой высоте, кто набирает, кто снижается, кто у кого «висит на хвосте» и многое другое. До этого года мы пользовались визуализацией исключительно иностранных сайтов, но в этом году начнем тестировать собственную систему отображения трекинга, разработанную одним из наших планеристов.

Так что присоединяйтесь к наблюдению за планерными гонками, это увлекательно и эмоционально! А мы постараемся почаще рассказывать вам о специфике нашего спорта, чтобы сделать его ближе зрителю!


Марина Калинина



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer