Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация История и современность

Будущее – в нашей истории!

Новое становится старым, но через годы старое сменяется новым! Так было и будет всегда! Рудаки


19 января 2023 года / Юрий Михальчевский / Aviation EXplorer
 

100-летие гражданской авиации России – важный этап развития страны! Сохраняя историю, мы формируем будущее! Для поколения молодых специалистов гражданской авиации историческая преемственность имеет важное значение в формировании личности гражданина своей Родины! Знаменательная дата – повод вспомнить исторические события, подвести некоторые итоги, скорректировать планы на будущее!

Юрий Михальчевский
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор экономических наук, кандидат технических наук

История сегодняшнего ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова» (Университет) неразрывно связана с историей отечественной гражданской авиации.

В начале 1950-х гг. стало очевидным, что без подготовки командно-летных кадров и политработников для Гражданского воздушного флота (ГВФ) высшей квалификации в новых условиях развития СССР невозможно решить в полном объеме весь круг специфических задач по эксплуатации воздушных судов (ВС) нового поколения и коренной перестройки практически всех служб Аэрофлота: летной, штурманской, службы движения и перевозок. Кроме того, в летных, штурманских, диспетчерских кадрах высшей квалификации нуждались Главное управление ГВФ (ГУ ГВФ), региональные управления, научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты и центры, летные и технические училища гражданской авиации.

Постановлением Совета Министров СССР от 23 июня 1955 г. в Ленинграде было организовано Высшее авиационное училище (ВАУ) Гражданского воздушного флота. В начале августа 1955 г. Главное управление ГВФ издало приказ «Об образовании ВАУ ГВФ», 19 октября этого года Министерство высшего и среднего специального образования СССР утвердило Устав Высшего авиационного училища.

Знаменательным событием явилось назначение 26 июня 1956 г. начальником ВАУ ГВФ дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Александра Александровича Новикова.

А.А. Новиков стал одним из основателей и первым руководителем учебного заведения. Он возглавлял ВАУ ГВФ в 1956-1966 гг. Высокий авторитет известного полководца в немалой степени обеспечил учебному заведению быстрый, уверенный старт и высокие темпы развития.

У истоков создания ВАУ в одном строю с А.А. Новиковым стоял П.С. Лобазин, который еще в 1953 г. в докладной записке на имя начальника ГУ ГВФ маршала авиации С.Ф. Жаворонкова обосновал необходимость создания высшего учебного заведения ГВФ в Ленинграде. П.С. Лобазин в 1955-1963 гг. был заместителем по учебной и научной работе и участвовал в становлении учебного процесса, организации научной и методической работы, создании факультетов, кафедр и лабораторий, формировании коллектива профессорско-преподавательского состава.

 Сохранение традиций педагогических и авиационных школ и энтузиазм преподавателей первого десятилетия ВАУ (Г.П. Астафьева, П.С. Лобазина, Н.Г. Федорова, В.Г. Шахвердова, М.А. Теренина и т. д.), обеспечили дальнейшее развитие в области профессиональной подготовки специалистов ГВФ.

 Неформально в истории нашего вуза можно условно выделить четыре важнейших периода в его становлении и развитии.

Первый период охватывает 1955 г. – начало 1970-х гг. Его можно охарактеризовать, как время становления первого, уникального учебного заведения в системе ГУ ГВФ, которому поручалась подготовка руководителей авиапредприятий, специалистов с высшим образованием в области летной эксплуатации и аэронавигации, способных стать во главе быстро развивающегося гражданского воздушного флота СССР. С этой задачей ВАУ справилось успешно! Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1971 г. ВАУ было награждено орденом Ленина.

Немало теплых слов можно сказать о тех, кто достойно продолжал традиции прославленного вуза в то время, в частности, о Юрии Петровиче Дарымове. Он выпускник первого набора по специализации управления воздушным движением (УВД) командного факультета. В 1966 г. с отличием закончил ВАУ и был назначен заместителем начальника Красноярского аэропорта. В 1968 г. Юрий Петрович избран доцентом кафедры УВД. В июне 1970 г. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Совете Министров СССР присвоила ему ученое звание доцента, а 28 августа 1970 г. Совет училища избрал его деканом командного факультета.

С именем Ю.П. Дарымова, талантливого ученого, педагога, организатора, умелого воспитателя, известного своими трудами в области аэронавигации, связаны успехи в решении сложных проблем организации учебной, научно-исследовательской работы, укреплении контактов с предприятиями гражданской авиации. Под его непосредственным руководством проходило внедрение в учебный процесс вычислительной техники, дисциплин, связанных с развитием новой авиационной техники.

Впоследствии он успешно продвигался по службе: заместитель начальника Академии гражданской авиации по учебной работе, начальник Управления учебными заведениями МГА СССР. Работал в представительстве нашей страны в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Монреале в качестве члена Аэронавигационной комиссии.

Ко второму периоду развития нашего вуза можно отнести начало 1970-х – конец 1980-х гг.

Это качественно новый этап в развитии вуза, уже в статусе Академии гражданской авиации (Академия). В 1972 г. ее первым начальником стал Иван Федотович Васин – кандидат технических наук, профессор, лауреат авторитетной премии «Икар». Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Дружбы народов, Болгарским орденом «Кирилл и Мефодий».

Этот период отмечен значительными событиями в развитии Академии: переезд с Литейного проспекта в новые корпуса в авиагородке, дальнейшее развитие учебно-лабораторной и материально-технической базы, внедрение в учебный процесс ЭВМ, оснащение комплексными тренажерами большинства типов ВС, создание отделения диспетчерских тренажеров, строительство лабораторного корпуса и двух общежитий.

Был сформирован высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, сложились научные школы по летной эксплуатации, аэродинамике, метеорологии, авиационным перевозкам, покрытиям аэродромов. Успешно работали тренажеры, не было авиационных происшествий в учебно-летной эскадрилье, научно-исследовательский сектор выполнял серьезные исследования.

Третий период: конец 1980-х гг. – начало XXI столетия. Начата подготовка специалистов в области авиационного менеджмента, транспортного права, сервиса на транспорте, связей с общественностью. Открыты факультеты: юридический, гуманитарный, авиационного менеджмента и инженерно-технический, заложены основы для получения статуса Университета.

С 1991 г. в Академии под руководством ректора, доктора технических наук, профессора Георгия Алексеевича Крыжановского проводилась планомерная работа по совершенствованию подготовки кадров для гражданской авиации России и зарубежных государств в новых, нестабильных рыночных условиях. Г.А. Крыжановский, известный ученый, его труды в области проблем организации и управления воздушным движением, оптимизации управления транспортными системами до сих пор актуальны и используются молодыми учеными. В трудных условиях первой половины 1990-х гг. Г.А. Крыжановскому удалось сохранить статус Академии как ведущего вуза в области гражданской авиации и квалифицированные кадры.

Важнейшими задачами для Академии стали: финансовая стабильность, повышение роли и авторитета вуза в системе отечественного высшего образования, развитие дополнительного образования, активизация международной деятельности, стремление добиться статуса университета.

И наконец, четвертый, современный период. В течение последних 10 лет в деятельности Университета в целом значительно усилилась инновационная составляющая. Высокое качество подготовки специалистов обеспечивается единством учебного процесса и научных исследований, при этом новые научные результаты незамедлительно используются в соответствующих учебных курсах.

Наш Университет сегодня – современный вертикально интегрированный образовательный комплекс, включающий в себя широкую филиальную сеть, расположенную в крупнейших федеральных округах: Дальневосточном, Сибирском, Приволжском и Северо-Западном. Созданная система профессионального образования позволяет не только обеспечить возможность получения профессионального образования любого уровня – от среднего специального до высшего, но и развивать полученные компетенции действующих авиационных специалистов на протяжении всей профессиональной деятельности.

 В составе Университетского комплекса – пять филиалов, четыре факультета, 25 кафедр, магистратура, авиационно-транспортный колледж, летно-технический комплекс, аспирантура и докторантура, авиационный учебный центр, как неотъемлемая часть подготовки авиаперсонала в университетском комплексе, центр информационных технологий, учебно-научные, научно-исследовательские и информационно-издательские центры и другие подразделения.

К сожалению, сегодня студенты Университета, наряду с освоением основных образовательных программ высшего образования, не могут пройти подготовку в профильном Военном учебном центре и получить военную специальность, что накладывает определенные трудности для выпускников и их работодателей по сохранению полученных во время учебы профессиональных компетенций.

В 2021 г. Университет через Федеральное агентство воздушного транспорта и Министерство транспорта РФ подал заявку на открытие Военного учебного центра на своей базе. Надеюсь на положительное решение, и тогда мы сможем обеспечить наших выпускников не только качественным образованием по выбранной гражданской профессии, но и, как потенциальных защитников Родины, соответствующей профессиональной подготовкой по военной специальности без отрыва от производства.

За все годы деятельности Университет подготовил более 40 тыс. руководителей и специалистов гражданской авиации нашей страны, других отраслей транспорта, сфер экономики и общественной жизни. Вуз получил всеобщее признание, как кузница руководящих кадров.

Тысячи наших выпускников отмечены правительственными наградами, более 200 удостоены почетных званий «Заслуженный пилот», «Заслуженный штурман», «Заслуженный работник транспорта», свыше 30 выпускникам присвоено высокое звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, Героя России.

Если говорить о перспективах подготовки авиационных специалистов, то для достижения максимального результата в формировании профессиональных компетенций специалистов, связанных с адаптацией к быстро меняющимся инновационным условиям труда, сформирована надежная система непрерывной профессиональной подготовки.

Важнейшим стратегическим направлением развития и совершенствования образовательного процесса в Университете является его ориентированность на требования работодателя. Университет стремится интегрироваться в профессиональное сообщество и максимально приблизить наши возможности к потребностям производства, тем самым повысить спрос на образовательные услуги.

Большинство крупных предприятий отрасли в различных формах принимают участие в образовательном процессе. Прежде всего – это участие в организации и проведении практики студентов Университета как важной части обучения. География мест практики достаточно широкая – от Калининграда до Сахалина и Чукотки.

В планах Университета – создание, по ключевым направлениям подготовки будущих специалистов отрасли, производственных кафедр, способных не только повысить качество обучения, но и обеспечить плавный переход от учебного процесса к производственному.

Еще одно важное направление нашей деятельности – обучение в области эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Университет, как один из лидеров отечественного авиационного образования, ведет планомерную и масштабную организационную работу в части подготовки специалистов по этому перспективному направлению.

Разработан план развития направления подготовки специалистов по эксплуатации БАС на базе Университетского вертикально интегрированного образовательного комплекса. Один из важных этапов плана – анализ и последующая актуализация имеющихся программ подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования Федеральным учебно-методическим объединением по укрупненным группам профессий, специальностей 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники» (ФУМО СПО). Его председателем является ректор Университета.

К сожалению, сегодня отсутствуют законодательные требования к внешним пилотам, их первоначальной подготовке и поддержанию профессиональных компетенций, как к авиационному персоналу. Это не позволяет двигаться дальше в плане реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выдачу свидетельств авиационного персонала.

В своей работе по формированию профессиональных компетенций наших выпускников, будущих молодых специалистов отрасли, мы придерживаемся принципа опоры на научную и научно-исследовательскую работу в области обеспечения безопасности полетов, в рамках каждодневной деятельности на предприятиях и в организациях гражданской авиации. Этот же принцип закреплен и в Транспортной стратегии – 2030, в которой приоритетным направлением развития транспортной науки является формирование повестки исследований, на основе ключевых задач технологического развития отрасли, а также привлечение молодых ученых, как важный фактор притяжения высококвалифицированных и талантливых перспективных научных кадров, для которых будет создана современная инфраструктура исследований и разработок.

Хотел бы отметить, что в Университете наукой может заниматься каждый: от студента до профессора, были бы желание и внутренняя тяга к знаниям. Тема студенческой науки – одна из самых сложных в научной и организационной деятельности любого вуза. Это не только интеграция науки в образовательный процесс с перспективой подготовки научно-педагогических кадров, это еще кругозор и развитие когнитивных способностей.

Достигнутый нами рубеж должен стать продолжением качественных перемен на пути вуза к достижению еще более значимых стратегических целей. А деятельность профессорско-преподавательского состава и всего коллектива Университета будет направлена на реализацию главной задачи – подготовка высококвалифицированных профессионалов, активных граждан России, высококультурных авиационных специалистов, для которых будущее авиации, судьба России не абстрактные понятия, а дело всей жизни!

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Юрий Михальчевский


комментарии (2):

Dawdler      19/01/2023 [18:40:20]#1
Верным курсом летит Университет ГА.
Попутного ветра всем начинаниям.


РСБН-2СА      20/01/2023 [13:06:38]#2
Да, если как говорят 90% выпускников Университета ушли в иные отрасли, не в ГА.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer