Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Обзор

Новые тренажеры для российских самолетов

1 октября 2023 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

21 сентября 2023 года состоялось торжественное открытие нового тренажерного центра ПАО «Яковлев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) в инновационном центре «Сколково». Новый тренажерный центр находится в управлении специально созданной дочерней структуры ПАО «Яковлев» - Авиационно-учебный центр РАТА, в задачи которого входит подготовка авиационного персонала для самолетов отечественного производства. Теперь в «Сколково» функционирует полнопилотажный тренажер и тренажер аварийно-спасательной подготовки для самолета SSJ-100, которые ранее располагались на территории ЛИИ им. Громова в г. Жуковский. Как отметили участники торжественного мероприятия, с открытием площадки в «Сколково» значительно возрастает пропускная способность АУЦ, а также улучшается его транспортная доступность. И это далеко не все преимущества. Как известно, в этом здании ранее располагались тренажеры Боинга, который «торжественно» покинул страну. Помимо большого количества помещений для теоретической подготовки, по своим  техническим характеристикам и инфраструктуре здание позволяет разместить четыре полнопилотажных тренажера. Но и на этом планы ПАО «Яковлев» не ограничиваются, а они очень даже амбициозны.

Авиационный учебный центр РАТА был создан 23 июля 2020 года как зависимое общество ПАО «Яковлев», с целью обучения авиационного персонала и обслуживания российской гражданской авиационной техники. В соответствии со стратегией ОАК, учебный центр уже предоставляет, и в дальнейшем будет предоставлять возможности для обучения авиационного персонала для самолетов SSJ-100, SJ-100, МС-21, Ил-114-300. На сегодняшний день в сертификате РАТА более 70 программ подготовки авиационного персонала, и ещё 15 станут доступными в ближайшее время. Здесь обучают пилотов, бортпроводников, инженерно-технический состав, наземный персонал. За три года существования, в РАТА были подготовлены более 200 пилотов и почти 1000 человек инженерно-технического и наземного персонала. А услугами тренажерного комплекса воспользовались более 4000 пилотов. В данный момент учебный центр базируется на трех площадках, где проходит теоретическая и практическая подготовка, а также размещены два полнопилотажных тренажера SSJ-100, один процедурный и один для аварийно-спасательной подготовки.

В 2023 году ПАО «Яковлев» была разработана стратегия развития, которая в качестве большого блока включает в себя раздел, посвященный послепродажному обслуживанию новых отечественных самолетов. Эта стратегия станет частью общей стратегии ОАК. И значительный блок этой программы развития посвящен направлению по обучению авиационного персонала, потому что без подготовленных специалистов невозможно начать эксплуатацию или продолжать эксплуатацию авиатехники. При этом данное направление является очень капиталоемким, так как, помимо проведения большого количества исследовательских работ, обеспечения каждого типа воздушного судна пакетом исходных данных для разработки тренажеров и подготовки учебных программ, необходимо будет разработать и построить большое количество разнообразных тренажеров, подобрать или возвести под них здания и оснастить их соответствующими коммуникациями, к которым предъявляются особые требования.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Евгеньевич Бочаров: «Пора преодолевать скромность в авиастроении и показывать, что нам есть чем гордиться».

Для реализации этой задачи и был создан «РАТА».  Как уже было сказано, РАТА оперирует двумя полнопилотажными тренажерами SSJ-100, один из которых теперь перемещен из Жуковского на новую площадку в Сколково, а второй тренажер располагается в Шереметьево. Это количество тренажеров является стартовым. В будущем, с учетом планов по росту парка отечественных судов в российских авиакомпаниях,  потребуется наращивание тренажерного парка, причем, очень высокими темпами. На данный момент три тренажера SSJ-100, два из которых в РАТА и один в Ульяновском высшем авиационном училище, обеспечивают эксплуатацию 157 воздушных судов данного типа.

Однако к 2030 году совокупный парк российских самолетов может превысить 700 единиц. Специалисты РАТА считают, что для обеспечения эксплуатации такого парка потребуется не менее 18 полнопилотажных тренажеров. В ПАО «Яковлев» пришли к выводу, что на данном этапе возможностей независимых учебных центров инвестировать огромные ресурсы в разработку тренажеров, их заказ и организацию процесса подготовки специалистов недостаточно для реализации этой программы в столь короткие сроки. По этой причине было принято решение взять эту функцию на себя. Тем не менее, по прогнозам «Яковлева» начиная с 2029 года объем парка самолетов станет достаточным для того, чтобы к этому процессу смогли подключиться и сторонние учебные центры. Как было сказано в представленной презентации, к 2031 году не менее 4 тренажеров будут эксплуатироваться у отраслевых партнеров. 

Генеральный директор ОАК Юрий Борисович Слюсарь: «Раньше здесь располагались тренажеры Боингов, а теперь будут стоять тренажеры российских самолетов. Нам предстоит заместить весь иностранный флот. Это задача большая, амбициозная и крайне непростая».

На данном этапе реализации стратегии российский разработчик и производитель гражданских самолетов столкнулся с большим количеством вызовов, одним из которых стало санкционное давление иностранных государств. Не секрет, что тренажеры до сих пор строились, в основном, крупными иностранными компаниями. Сейчас этих производителей нет. Да, в стране есть отечественные разработчики и производители тренажеров, но встает вопрос с иностранными комплектующими, которые они использовали. Сейчас ПАО «Яковлев» и РАТА являются важным звеном в развитии отечественного тренажеростроения, выступая главным заказчиком и финансируя  разработку тренажеров. В последствие, уже довольно в скором времени, ещё три новых тренажера будут установлены в тренажерном центре Сколково.

Однако для того, чтобы иметь возможность эксплуатировать 18 тренажеров, их необходимо где-то разместить. В этой связи, РАТА планирует активно расширять свои производственные мощности. Прежде всего, это будет ещё одна площадка на территории Московского авиационного института (МАИ). Уже в следующем году начнется оборудование двух корпусов института под использование в качестве тренажерного и учебного, которые должны быть введены в строй в 2025 году. На площадке МАИ предполагается разместить 5 тренажеров. Но и этого будет недостаточно. Поэтому в Сколково запланировано строительство второй очереди тренажерного комплекса, который должен быть введен в эксплуатацию в 2027 году. Здесь смогут разместиться ещё 4 тренажера. Таким образом, общие мощности по размещению тренажерного парка (включая 2 в Шереметьево и 1 в Ульяновске) буду обеспечивать эксплуатацию 16 тренажеров. Судьба размещения ещё двух тренажеров пока не решена. Возможно, этим займутся как раз те самые сторонние независимые учебные центры.

Генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Иванович Богинский: «Мы, совместно с партнерами и подрядчиками, провели уникальную операцию по перемещению тренажера из Жуковского в Сколково с демонтажом, монтажом, даже пришлось полностью разобрать стену одного из помещений».

Проект нового тренажерного центра в Сколково был реализован в очень сжатые сроки. Тренажер SSJ-100 был разобран в Жуковском, доставлен на новую площадку в Сколково, собран, подключен к коммуникациям и введен в эксплуатацию всего за два месяца. И это несмотря на то, что зарубежный производитель тренажера не принимал в данной операции никакого участия. Всё сделали наши отечественные специалисты. Чтобы вывезти крупные элементы конструкции, в Жуковском даже пришлось разобрать стену здания. Более того, при разборке подвижной платформы тренажера были выявлены недочеты, допущенные иностранными специалистами то ли при первоначальной сборке, то ли возникшие в ходе эксплуатации тренажера и не устраненные ими. В новом, пересобранном российскими специалистами тренажере, подвижная часть стала работать куда лучше.  

В заключение несколько слов о структуре тренажерного парка по типам самолетов. В дополнение к трем имеющимся в стране тренажерам SSJ100 (2 в РАТА), до 2030 года в РАТА будут установлены ещё 12 тренажеров: 3 тренажера SJ-100, 7 тренажеров МС-21, по одному Ту-214 и Ил-114-300. Здесь следует напомнить, что в ОАК в текущем году, по сути, было завершено создание дивизиона ОАК – Гражданская авиация под управлением ПАО «Яковлев». Теперь всеми гражданскими программами корпорации будет управлять это подразделение, от проектирования и производства, до поддержки эксплуатации и подготовки персонала.  


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer