Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Боевые самолеты РСК "МиГ" - новое унифицированное семейство истребителей

3 июля 2007 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

РСК "МиГ" ведет серийный выпуск многофункциональных истребителей нового унифицированного семейства, относящихся к поколению "4++". В его состав входят: корабельные истребители МиГ-29К (одноместный) и МиГ-29КУБ (двухместный); фронтовые истребители МиГ-29М (одноместный) и МиГ-29М2 (двухместный); фронтовые истребители МиГ-35 (одноместный) и МиГ-35Д (двухместный).

Все истребители семейства имеют высокую степень унификации по конструкции, силовой установке, бортовым системам, радиоэлектронному оборудованию и вооружению. Унифицированное семейство истребителей будет выпускаться и совершенствоваться длительное время.


До 2020 года корпорация "МиГ" планирует поставить ВВС России и зарубежным заказчикам до 350 истребителей нового семейства на общую сумму 10-12 млрд. долл.

Основные новшества, внедренные на истребителях МиГ-29К/КУБ:

- усовершенствованный планер с долей композиционных материалов около 15%;

- цифровая комплексная электродистанционная система  управления самолетом  с четырехкратным резервированием;

- существенно сниженная заметность в радиолокационном диапазоне;

- увеличенная боевая нагрузка;

- увеличенная   емкость   топливной   системы;   дозаправка   топливом   в   полете; способность обеспечить дозаправку других самолетов в воздухе.

Истребители МиГ-29К/КУБ, как и другие самолеты унифицированного семейства, отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью агрегатов, систем и узлов. По сравнению с ранее выпускавшимися истребителями, летный ресурс МиГ-29К/КУБ увеличен более чем в 2 раза, а стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза.

На МиГ-29К/КУБ установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) "Жук-МЭ", выпускаемая Корпорацией "Фазотрон-НИИР". Она имеет увеличенную дальность обнаружения и обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них. МиГ-29К/КУБ оснащаются современной многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет. Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей. Открытая архитектура БРЭО позволяет устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства. В состав комплекса вооружения входят управляемые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы и встроенная 30-мм пушка. По требованию заказчика в состав вооружения могут вводиться новые образцы авиационных средств поражения.


МиГ-29К/КУБ выпускаются серийно по заказу ВМС Индии.

МиГ-29М и МиГ-29М2 - многофункциональные истребители поколения "4++" с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения. По конструкции, составу бортового оборудования и вооружения близки к истребителям МиГ-29К/КУБ. По желанию заказчика истребители могут оснащаться модификацией двигателя РД-ЗЗМК со  всеракурсным отклоняемым  вектором тяги (ОВТ),  что  обеспечивает самолету решающее преимущество в маневренном воздушном бою. Силовая установка из двух двигателей с ОВТ отработана на опытном сверхманевренном самолете МиГ-29М ОВТ.

МиГ-35 и МиГ-35Д - это многоцелевые истребители поколения "4++", представляющие собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик. По степени внедрения технологий пятого поколения истребители МиГ-35/МиГ-35Д не имеют себе равных в Старом свете.


На МиГ-35/МиГ-35Д устанавливается многофункциональная РЛС "Жук-АЭ" нового поколения. Она имеет активную фазированную антенную решетку и обеспечивает преимущество над соперниками за счет следующих факторов:

- расширенный диапазон рабочих частот;

- увеличенное количество обнаруживаемых и атакуемых целей;

- возможность одновременной работы по воздушным и наземным целям;

- увеличенная дальность обнаружения;

- повышенная разрешающая способность в режиме картографирования;

- высокая помехозащищенность и живучесть.

Многоканальные встроенная и контейнерная оптико-локационные станции МиГ-35/МиГ-35Д обеспечивают ведение воздушного боя днем и ночью в пределах и за пределами визуальной видимости. Дальность обнаружения воздушных целей достигла нескольких десятков километров. Станции обеспечивают обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей, а также определение дальности для них и выдачу целеуказания высокоточному оружию. Прогресс, по сравнению с оптроникой предыдущего поколения, достигнут за счет использования технологий, ранее применявшихся в космических системах.

МиГ-35/МиГ-35Д оснащен комплексом обороны, обеспечивающим:

- ведение радиоэлектронной разведки и радиопротиводействия;

- обнаружения атакующих ракет и лазерного облучения;

-  выброс ложных целей для противодействия противнику в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

В дополнение к используемым на МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 средствам поражения в состав вооружения МиГ-35/МиГ-35Д вводятся перспективные авиационные вооружения, которые ранее не предлагались на экспорт. В их числе - средства поражения большой дальности, позволяющие атаковать цели без входа в зоны ПВО.

По желанию заказчика, истребители могут оснащаться модификацией двигателя РД-ЗЗМК со всеракурсным отклоняемым вектором тяги.

Программы модернизации МиГ-29

Свыше 1600 истребителей МиГ-29 состоит на вооружение ВВС России и еще 28 государств мира. РСК "МиГ" продолжает серийный выпуск усовершенствованных модификаций МиГ-29. РСК "МиГ" успешно реализует комплексные программы модернизации МиГ-29, позволяющие увеличить эффективность и сократить стоимость их эксплуатации.


Объем рынка модернизации МиГ-29 оценивается в 7-8 млрд. долл.

МиГ-29СД - истребители для завоевания превосходства в воздухе МиГ-29, адаптированные к стандартам НАТО и ИКАО. На МиГ-29СД устанавливаются новые системы радиосвязи, навигации и государственного опознавания компаний BAE Systems (Великобритания) Rockwell Collins (США) и др. Истребители МиГ-29, модернизированные по стандартам НАТО и ИКАО эксплуатируются ВВС Словакии с 2006 г.

МиГ-29СМ - это многофункциональный истребитель с усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оборудованием и расширенной номенклатурой высокоточного вооружения, способного поражать как воздушные, так и наземные (надводные) цели. При разработке модификации МиГ-29СМ основное внимание было уделено снижению стоимости и сроков модернизации. Оборудование, необходимое для модернизации МиГ-29 в вариант МиГ-29СМ, а также соответствующее алгоритмическое и программное обеспечение испытано в составе самолета, выпускается серийно и эксплуатируется у заказчика.

МиГ-29СМТ - это глубокая модернизация МиГ-29, представляющая собой многофункциональный истребитель поколения "4+" с открытой архитектурой авионики и постоянно расширяемым арсеналом высокоточного оружия. На истребителе установлена БРЛС "Жук-МЭ". Информационно-управляющее поле кабины экипажа МиГ-29СМТ включает два широкоформатных многофункциональных индикатора и реализует концепцию HOTAS. В состав номенклатуры вооружения введено современное высокоточное оружие класса "воздух-поверхность". МиГ-29СМТ выпускается серийно с 2004 г. и поставляется заказчикам. РСК "МиГ" модернизирует по типу МиГ-29СМТ самолеты, ранее поставленные Заказчикам.

Двухместный учебно-боевой вариант самолета МиГ-29СМТ получил название МиГ-29УБ модернизированный. По желанию заказчика, при модернизации МиГ-29 по любому из вариантов могут выполняться опциональные доработки:

- усиление конструкции для продления летного ресурса и срока службы до 100%;

- увеличение емкости внутренних топливных баков;

- оснащения системами дозаправки в воздухе различных типов;

- ремонт и перевод на обслуживание по техническому состоянию.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МиГ-31Э

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31Э - не имеющий аналогов в мире боевой самолет. Он способен:

- вести групповой  воздушный бой на дистанциях, недоступных для любого другого из существующих в мире истребителей;

-  реализовать сетецентрические методы управления боевыми действиями в воздухе, действуя в разнородной группировке средств вооруженной борьбы;

- совершать длительный полет со скоростью 3000 км/ч на больших высотах.

Базовый вариант истребителя-перехватчика МиГ-31Э стал первым в мире серийным истребителем, оснащенным бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой. В состав вооружения МиГ-31Э входят ракеты Р-ЗЗЭ с большой дальностью пуска, а также другое вооружение класса "воздух-воздух". Группа из четырех самолетов МиГ-31Э способна контролировать воздушное пространство в полосе шириной до 800 км по фронту. РСК "МиГ" накапливает и обобщает уникальный опыт применения МиГ-31, который руководство ВВС России называет основным самолетом истребительной авиации противовоздушной обороны. Самолет и его бортовое радиоэлектронное оборудование непрерывно совершенствуется, внедряются новые средства авиационного поражения.

ПРОГРАММА ВЫПУСКА КОРАБЕЛЬНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ МиГ-29К/КУБ

Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" успешно реализует программу выпуска корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, выполняя контракт, предусматривающий поставку этих самолетов ВМС Индии. Комплексный контракт на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования был подписан РСК "МиГ" 20 января 2004 года. Контракт предусматривает поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала Заказчика, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Комплексным контрактом предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г. Предсерийные истребители проходят летные испытания: МиГ-29КУБ - с января, МиГ-29К - с июня 2007 г.


Тест-пилот РСК "МиГ" Михаил Беляев через считанные минуты поднимет в воздух МиГ-35

Первый полет на самолете МиГ-29К выполнил 25 июня 2007 г. заместитель Генерального директора - Генерального конструктора РСК "МиГ" по летной работе -начальник Летно-испытательного центра им. А.В.Федотова Герой России Павел Николаевич Власов.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 г. Для этого задействовано 9 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в 2002-2006 гг. выполнено свыше 700 полетов. В ходе летных испытаний подтверждаются расчетные летно-технические характеристики самолетов. В частности, по сравнению с ранее выпущенными модификациями МиГ-29, отмечается значительное улучшение взлетно-посадочных качеств самолета, что имеет особое значение для корабельных истребителей.

По боевым возможностям, летным и эксплуатационным характеристикам новые МиГ-29К/КУБ существенно превосходят корабельные варианты МиГ-29, которые были спроектированы в интересах ВМФ РФ и получили по результатам испытания в 1991 г. положительное заключение Министерства обороны России.

РСК "МиГ" ведет постройку всех 16 серийных самолетов МиГ-29КЖУБ, предназначенных для поставки Заказчику. В соответствии с условиями контракта, первая партия истребителей будет поставлена в течение года.

Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ - многофункциональные истребители корабельного базирования, предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.

От ранее выпускавшихся истребителей семейства МиГ-29 их отличают:

- улучшенные эксплуатационные характеристики;

- повышенная надежность агрегатов, систем и узлов;

- почти в 2,5 раза сниженная стоимость летного часа; -увеличенный более чем в 2 раза летный ресурс;

- возросшие запас топлива и боевая нагрузка.

При создании планера, силовой установки и бортового оборудования МиГ-29К/КУБ использованы самые современные технологии. Доля композиционных материалов в составе планера приближается к 15%. Самолет оснащается новыми двигателями РД-ЗЗМК с увеличенными тягой и ресурсом.

Бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала. На МиГ-29К/КУБ устанавливаются современные многофункциональные импульсно-доплеровские радиолокационные станции "Жук-МЭ" и новейшие оптико-электронные системы.

В определении облика МиГ-29К/КУБ самое активное участие приняли представители Министерства обороны и ВМС Индии. По ряду позиций ими были заданы требования, превышающие мировой уровень.

МиГ-29К/КУБ - это базовые самолеты нового унифицированного семейства истребителей, включающего также МиГ-29М/М2 и МиГ-35/МиГ-35Д. Истребители спроектированы в Инженерном Центре "ОКБ им. А.И. Микояна", который возглавляет заместитель Генерального директора - генерального конструктора Барковский Владимир Иванович. Главный конструктор самолетов МиГ-29К/КУБ - Бунтин Николай Николаевич.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ТЕХНИКА

Учебно-тренировочная техника РСК "МиГ" позволяет реализовать многоуровневую методологически увязанную программу последовательного прохождения всех этапов обучения: приобретение теоретических знаний, первоначальную летную подготовку на легких самолетах, получение практических навыков на тренажерах, отработку реальных задач на реактивных самолетах.

Учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ предназначен для обучения летчиков на первоначальном, основном и повышенном этапах подготовки с элементами боевого применения, а также для поддержания навыков пилотирования строевых военных летчиков. Высокие летно-технические характеристики, повышенная тяговооруженность, авионика поколения "4+" с открытой архитектурой, цифровая система управления самолета обеспечивают существенное сокращение сроков и стоимости подготовки пилотов таких самолётов, как МиГ-29, Су-27, Mirage 2000, Rafale, Typhoon, F-16 и других.

МиГ-АТ стал первым в России самолетом, оснащенным трехканальной цифровой четырехкратно резервированной системой электродистанционного управления отечественной разработки. На МиГ-АТ установлены двигатели Larzac 04R20 с тягой 1440 кгс французской компании Snecma (SAFRAN Group). Для ВВС России разработан вариант самолета с новыми отечественными двигателями РД-1700 тягой 1700 кгс и бортовым радиоэлектронным оборудованием российского производства. Имеется вариант силовой установки, включающей двигатели АЛ-55.

МиГ-АТ отличается высокими эксплуатационными качествами и автономностью. Самолет рассчитан на ресурс 15 000 летных часов. На базе учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ возможно создания семейства легких самолетов различного назначения.

Комплекс технических средств обучения

Предназначен для привития летному и техническому персоналу теоретических знаний и практических навыков по эксплуатации самолета, поддержания и восстановления его профессионального мастерства с одновременной оценкой уровня знаний, навыков и умений.

Комплекс включает:

- интерактивную автоматизированную систему обучения;

- полномасштабный (комплексный) тренажер самолета;

- специализированный тренажер боевого применения.

Комплексы технических средств обучения выпускаются серийно и эксплуатируются у заказчиков.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПРЕДЫДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Боевые самолеты РСК "МиГ"'- МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-25 - завоевали мировую славу и продолжают защищать небо десятков стран мира. РСК "МиГ" поддерживает эксплуатацию этой техники, разрабатывает и реализует программы ее модернизации, а также предлагает заменить устаревшие самолет новыми истребителями на условиях "trade-in".

ВВС Индии в 1998-2005 гг. провели глубокую модернизацию 125 истребителей МиГ-21 на базе разработанного РСК "МиГ" проекта МиГ-21-93. При модернизации истребитель МиГ-21бис получил новую систему управления вооружением с многофункциональной РЛС "Копье", нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на основе современного индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея. По боевым возможностям модернизированных самолетов МиГ-21 не уступают современным истребителям четвертого поколения.

С целью раскрытия значительного потенциала фронтовых истребителей семейства МиГ-23 и истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 РСК "МиГ" разработала программу их модернизации, учитывающую специфические требования различных заказчиков. Программа предусматривает установку на самолеты ряда новых систем бортового радиоэлектронного оборудования и расширение номенклатуры применяемого вооружения. Одновременно с модернизацией обеспечивается продление ресурса и сроков службы самолетов.

Информация предоставлена РСК "МиГ"
Фото: Роман Гусаров, AVIA.RU


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer