Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Интервью

СР-10 - инициатива не наказуема

23 октября 2009 года / Жанна Храмченко / Aviation EXplorer
 

Инициатива приветствуется всегда. Тем более если она направлена на благое дело, в данном случае, на технический прогресс. КБ «Современные авиационные технологии» было основано в 2007 году двумя энтузиастами от авиации – Мироновым Максимом Анатольевичем и Юшиным Сергей Александровичем. На сегодняшний день в КБ трудится 30 человек, из которых 15 человек - штатные сотрудники КБ.

Андрей Манжелий
Главный конструктора КБ «Современные авиационные технологии»

На статической стоянке авиасалоне МАКС-2009 КБ представило два экспоната: учебно-тренировочный самолет СР-10 собственной разработки и раритетный Як-30, который переливался в лучах августовского солнца в Жуковском. Мы попросили главного конструктора КБ Андрея Манжелия рассказать о концепции самолета СР-10.
 
 

- Андрей, какие основные задачи вы ставили перед собой в процессе проектирования новой машины? 

- Изначально СР-10 задумывался как учебно-тренировочный самолет, который должен был заполнить нишу основной летной подготовки военной авиации ВС РФ. Существующая система подготовки летного состава основана на использовании фактически одного типа учебно-тренировочного ЛА (Л-39), а также применении в учебном процессе боевой авиационной техники (МиГ-29, Су-25). По сути, она является физически и морально устаревшей и не соответствует современным требованиям. Кроме того, данная система подготовки является не рациональной по критерию «эффективность/стоимость».
 
Одним из условий реализации проектов создания перспективных учебно-тренировочных комплексов в новых экономических условиях является их рентабельность, которая обеспечивается, прежде всего, объемом серийного производства соответствующих УТС. Увеличение объемов серийного производства УТС может быть достигнуто, с одной стороны, за счет расширения рынков сбыта, прежде всего, иностранных, что обеспечивается учетом их требований, с другой – созданием модификаций соответствующего УТС другого назначения, прежде всего, спортивно-пилотажных. Последнее является актуальным для УТС первоначальной и основной подготовки. Поэтому проект создания самолета СР-10 предусматривает разработку его в двух основных модификациях – учебно-тренировочной и спортивно-пилотажной».
 

- Почему же именно СР-10 должен быть выбран Министерством обороны в качестве основной машины для обучения курсантов технике пилотирования и навигации? 

- Мы полагаем, наш самолет как один из немногих, который наиболее приближен к требованиям, предъявляемым к такому классу машин, и надеемся, что он в перспективе сможет заменить L-39. Более того, концепция СР-10 была направлена на рассмотрение в 30 ЦНИИ МО РФ, и мы получили положительное заключение о необходимости применения самолета такого класса на этапе основной подготовки курсантов.
 
Сравним требования, предъявляемые ВВС к такому типу самолетов с основными летно-техническими характеристиками СР-10.
 

Основные ЛХТ
Требования ВВС к УТС
УТС СР-10
Силовая установка,
тип/кол-во х мощн., л.с
ТРДД
1 х 1900
 
ТРДД
1 х 1850
 
Расположение экипажа
 
тандем
 
тандем
 
Взлетная масса, кг
норм/макс
 
3000/1310
2700
Макс. скорость, км/ч
 
800
845
Практический потолок, км
 
до 12,0
 
6,0
Практическая дальность, км
 
1200
1200
Макс. эксплуатационная
перегрузка, ед.
 
+7/-3
 
+9/-6
 
Посадочная скорость, км/ч
 
160
180

 
В конструкции самолета в максимальной степени используются современные, но уже освоенные технологические решения. Это позволяет, с одной стороны, минимизировать риски и затраты на создание самолета, с другой – создать относительно дешевый самолет, отвечающий современным требованиям. Аэродинамическая компоновка самолета выбиралась исходя из условия достижения высоких маневренных характеристик, а также высокой прочность конструкции и минимальной массы планера при данных геометрических размерах. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, позволяющей маневрировать на больших углах атаки.
 
Базовый вариант самолета СР-10 предусматривает оснащение двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛШ производства ОАО «Мотор Сич».
 

- Почему именно этот двигатель? 

- Двигатель –  это сердце самолета, и от того, насколько он надежен, во многом зависит судьба самолета, особенно учебно-тренировочного. А АИ-25ТЛ, модификация которого и есть АИ-25ТЛШ, -  это освоенный надежный двигатель, который хорошо известен в летных училищах, так как сейчас эксплуатируется на самолетах L-39. Соответственно, не будет проблем с его эксплуатацией и на новом самолете.
 
Для усиления конкурентной привлекательности самолета СР-10 как на отечественном, так и зарубежном рынке, разработчик большое внимание уделяет уровню его технико-экономических показателей (прежде всего, рыночной цене и стоимости эксплуатации). Предварительный анализ показывает, что в целом проект имеет высокий уровень инвестиционной привлекательности и может быть реализован за 3-4 года. Окупаемость проекта составит не более трех лет.
 

- Сегодня не часто разработчики вспоминают об окупаемости. Чаще, просто предлагают государству новый проект и ждут финансирования. 

- Поймите, для нас очень важны издержки и цена самолета, которые, в конечном итоге, определяют инвестиционную привлекательность проекта. Мы разрабатывали самолет сами, в инициативном порядке. И первоначальные затраты целиком легли на наше бюро. Поэтому, конечно, хотелось бы привлечь к этому проекту потенциальных инвесторов.
 
В случае успешной реализации проекта СР-10, создание учебно-тренировочного варианта данного самолета возможно к 2013 году. При активизации работ и их ритмичном финансировании серийные поставки УТС СР-10 возможны с 2012 года.
 

- Что ж, пожелаем успехов сотрудникам КБ «Современные авиационные технологии» и выразим надежду на то, что инициатива, проявленная этими увлеченными людьми, будет поддержана, и в скором будущем СР-10 пополнит ряды учебно-тренировочных самолетов ВВС РФ. 

А еще у нас есть проект легкого самолета бизнес-класса BJ-6, - добавляет Андрей Манжелий.
 

Жанна Храмченко



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzcTw
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/geo/ramenskoe/, подробнее тут.
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, недорого.
Юду: http://perevozki.youdo.com/cars/gidrobort/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer