Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Интервью

СР-10 - инициатива не наказуема

23 октября 2009 года / Жанна Храмченко / Aviation EXplorer
 

Инициатива приветствуется всегда. Тем более если она направлена на благое дело, в данном случае, на технический прогресс. КБ «Современные авиационные технологии» было основано в 2007 году двумя энтузиастами от авиации – Мироновым Максимом Анатольевичем и Юшиным Сергей Александровичем. На сегодняшний день в КБ трудится 30 человек, из которых 15 человек - штатные сотрудники КБ.

Андрей Манжелий
Главный конструктора КБ «Современные авиационные технологии»

На статической стоянке авиасалоне МАКС-2009 КБ представило два экспоната: учебно-тренировочный самолет СР-10 собственной разработки и раритетный Як-30, который переливался в лучах августовского солнца в Жуковском. Мы попросили главного конструктора КБ Андрея Манжелия рассказать о концепции самолета СР-10.
 
 

- Андрей, какие основные задачи вы ставили перед собой в процессе проектирования новой машины? 

- Изначально СР-10 задумывался как учебно-тренировочный самолет, который должен был заполнить нишу основной летной подготовки военной авиации ВС РФ. Существующая система подготовки летного состава основана на использовании фактически одного типа учебно-тренировочного ЛА (Л-39), а также применении в учебном процессе боевой авиационной техники (МиГ-29, Су-25). По сути, она является физически и морально устаревшей и не соответствует современным требованиям. Кроме того, данная система подготовки является не рациональной по критерию «эффективность/стоимость».
 
Одним из условий реализации проектов создания перспективных учебно-тренировочных комплексов в новых экономических условиях является их рентабельность, которая обеспечивается, прежде всего, объемом серийного производства соответствующих УТС. Увеличение объемов серийного производства УТС может быть достигнуто, с одной стороны, за счет расширения рынков сбыта, прежде всего, иностранных, что обеспечивается учетом их требований, с другой – созданием модификаций соответствующего УТС другого назначения, прежде всего, спортивно-пилотажных. Последнее является актуальным для УТС первоначальной и основной подготовки. Поэтому проект создания самолета СР-10 предусматривает разработку его в двух основных модификациях – учебно-тренировочной и спортивно-пилотажной».
 

- Почему же именно СР-10 должен быть выбран Министерством обороны в качестве основной машины для обучения курсантов технике пилотирования и навигации? 

- Мы полагаем, наш самолет как один из немногих, который наиболее приближен к требованиям, предъявляемым к такому классу машин, и надеемся, что он в перспективе сможет заменить L-39. Более того, концепция СР-10 была направлена на рассмотрение в 30 ЦНИИ МО РФ, и мы получили положительное заключение о необходимости применения самолета такого класса на этапе основной подготовки курсантов.
 
Сравним требования, предъявляемые ВВС к такому типу самолетов с основными летно-техническими характеристиками СР-10.
 

Основные ЛХТ
Требования ВВС к УТС
УТС СР-10
Силовая установка,
тип/кол-во х мощн., л.с
ТРДД
1 х 1900
 
ТРДД
1 х 1850
 
Расположение экипажа
 
тандем
 
тандем
 
Взлетная масса, кг
норм/макс
 
3000/1310
2700
Макс. скорость, км/ч
 
800
845
Практический потолок, км
 
до 12,0
 
6,0
Практическая дальность, км
 
1200
1200
Макс. эксплуатационная
перегрузка, ед.
 
+7/-3
 
+9/-6
 
Посадочная скорость, км/ч
 
160
180

 
В конструкции самолета в максимальной степени используются современные, но уже освоенные технологические решения. Это позволяет, с одной стороны, минимизировать риски и затраты на создание самолета, с другой – создать относительно дешевый самолет, отвечающий современным требованиям. Аэродинамическая компоновка самолета выбиралась исходя из условия достижения высоких маневренных характеристик, а также высокой прочность конструкции и минимальной массы планера при данных геометрических размерах. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, позволяющей маневрировать на больших углах атаки.
 
Базовый вариант самолета СР-10 предусматривает оснащение двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛШ производства ОАО «Мотор Сич».
 

- Почему именно этот двигатель? 

- Двигатель –  это сердце самолета, и от того, насколько он надежен, во многом зависит судьба самолета, особенно учебно-тренировочного. А АИ-25ТЛ, модификация которого и есть АИ-25ТЛШ, -  это освоенный надежный двигатель, который хорошо известен в летных училищах, так как сейчас эксплуатируется на самолетах L-39. Соответственно, не будет проблем с его эксплуатацией и на новом самолете.
 
Для усиления конкурентной привлекательности самолета СР-10 как на отечественном, так и зарубежном рынке, разработчик большое внимание уделяет уровню его технико-экономических показателей (прежде всего, рыночной цене и стоимости эксплуатации). Предварительный анализ показывает, что в целом проект имеет высокий уровень инвестиционной привлекательности и может быть реализован за 3-4 года. Окупаемость проекта составит не более трех лет.
 

- Сегодня не часто разработчики вспоминают об окупаемости. Чаще, просто предлагают государству новый проект и ждут финансирования. 

- Поймите, для нас очень важны издержки и цена самолета, которые, в конечном итоге, определяют инвестиционную привлекательность проекта. Мы разрабатывали самолет сами, в инициативном порядке. И первоначальные затраты целиком легли на наше бюро. Поэтому, конечно, хотелось бы привлечь к этому проекту потенциальных инвесторов.
 
В случае успешной реализации проекта СР-10, создание учебно-тренировочного варианта данного самолета возможно к 2013 году. При активизации работ и их ритмичном финансировании серийные поставки УТС СР-10 возможны с 2012 года.
 

- Что ж, пожелаем успехов сотрудникам КБ «Современные авиационные технологии» и выразим надежду на то, что инициатива, проявленная этими увлеченными людьми, будет поддержана, и в скором будущем СР-10 пополнит ряды учебно-тренировочных самолетов ВВС РФ. 

А еще у нас есть проект легкого самолета бизнес-класса BJ-6, - добавляет Андрей Манжелий.
 

Жанна Храмченко



комментарии (0):










Материалы рубрики

Владимир Карнозов
Британский авианосец полмира обойдет, а до Крыма – не дойдет
Роман Гусаров
Новый ангар ТОиР «А-Техникс» в Шереметьево
МАИ
В МАИ завершается разработка уникальной системы ориентации космических аппаратов
ОАК
МС-21-300 проходит испытания на соответствие требованиям по уровню шума на местности
Владимир Карнозов
Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк
Московский авиационный институт (МАИ)
Маёвец работает над первым в мире сверхпроводниковым выпрямителем
Роман Гусаров
ОДК-Салют - новая философия производства
Владимир Карнозов
Старый-новый «Орел» авиацию не испортит



Владимир Карнозов
Новейшие истребители прошлого поколения
Андрей Ельчанинов
Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России
МАИ
Учёные МАИ создают цифровые модели тепловой защиты при гиперзвуке
МАИ
Как маёвец внедрил новую методику в приборостроение
Ростех
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
Роман Гусаров
О 3D-печати компонентов авиадвигателей в России
Московский авиационный институт (МАИ)
Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей
Московский авиационный институт (МАИ)
Прочность титана, лёгкость алюминия: авиационный материал будущего исследуют в МАИ
Владимир Карнозов
О модернизации МиГ-31 и создании МиГ-41
ОДК
ОДК осваивает трёхмерное ткачество
ГК "Ростех"
"Суперджет" обновляется
Роман Гусаров
Leo.CRM - знать больше о клиенте, чем он знает о себе
Владимир Карнозов
О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов
AVIA.RU
Концепция «Фабрики будущего»
Propeller.News
Ситуация с компонентами и техподдержкой Ан-148 усугубилась до предела
Михаил Гордин
Наука российского авиадвигателестроения
Дмитрий Карелин
Время «двойников»
AVIA.RU
О ситуации в отрасли техобслуживания воздушных судов
Владимир Карнозов
Ту-214ОН - лучшее достижение программы Открытое Небо
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)
Дмитрий Борисенко
Самолетный сервис
Роман Гусаров
Сертификация по удалёнке
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)
Владимир Карнозов
Америка закрывает «Открытое Небо»
Михаил Вахнеев
Хелисмотр 2020
Андрей Ельчанинов
Диверсификация продукции ОПК в авиастроении
Владимир Карнозов
Минобороны отдает приоритет Су-35С и Су-30СМ2
Президент РФ
Встреча Владимира Путина с Юрием Слюсарем
Роман Гусаров
Пять аргументов против возрождения Ту-334
Андрей Ельчанинов
Российский авиапром: работа без перебоев
Ростех
Готовимся к взлету: новинки российского гражданского авиапрома
Денис Мантуров
Это был вызов, но мы с ним справились

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/geo/ramenskoe/, подробнее тут.
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, недорого.
Юду: http://perevozki.youdo.com/cars/gidrobort/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer