← Назад

Главная Техника/технологии ИнтервьюСР-10 - инициатива не наказуема

23 октября 2009 года / Жанна Храмченко / Aviation EXplorer

Инициатива приветствуется всегда. Тем более если она направлена на благое дело, в данном случае, на технический прогресс. КБ «Современные авиационные технологии» было основано в 2007 году двумя энтузиастами от авиации – Мироновым Максимом Анатольевичем и Юшиным Сергей Александровичем. На сегодняшний день в КБ трудится 30 человек, из которых 15 человек - штатные сотрудники КБ.

Андрей Манжелий
Главный конструктора КБ «Современные авиационные технологии»

На статической стоянке авиасалоне МАКС-2009 КБ представило два экспоната: учебно-тренировочный самолет СР-10 собственной разработки и раритетный Як-30, который переливался в лучах августовского солнца в Жуковском. Мы попросили главного конструктора КБ Андрея Манжелия рассказать о концепции самолета СР-10.
 
 

- Андрей, какие основные задачи вы ставили перед собой в процессе проектирования новой машины? 

- Изначально СР-10 задумывался как учебно-тренировочный самолет, который должен был заполнить нишу основной летной подготовки военной авиации ВС РФ. Существующая система подготовки летного состава основана на использовании фактически одного типа учебно-тренировочного ЛА (Л-39), а также применении в учебном процессе боевой авиационной техники (МиГ-29, Су-25). По сути, она является физически и морально устаревшей и не соответствует современным требованиям. Кроме того, данная система подготовки является не рациональной по критерию «эффективность/стоимость».
 
Одним из условий реализации проектов создания перспективных учебно-тренировочных комплексов в новых экономических условиях является их рентабельность, которая обеспечивается, прежде всего, объемом серийного производства соответствующих УТС. Увеличение объемов серийного производства УТС может быть достигнуто, с одной стороны, за счет расширения рынков сбыта, прежде всего, иностранных, что обеспечивается учетом их требований, с другой – созданием модификаций соответствующего УТС другого назначения, прежде всего, спортивно-пилотажных. Последнее является актуальным для УТС первоначальной и основной подготовки. Поэтому проект создания самолета СР-10 предусматривает разработку его в двух основных модификациях – учебно-тренировочной и спортивно-пилотажной».
 

- Почему же именно СР-10 должен быть выбран Министерством обороны в качестве основной машины для обучения курсантов технике пилотирования и навигации? 

- Мы полагаем, наш самолет как один из немногих, который наиболее приближен к требованиям, предъявляемым к такому классу машин, и надеемся, что он в перспективе сможет заменить L-39. Более того, концепция СР-10 была направлена на рассмотрение в 30 ЦНИИ МО РФ, и мы получили положительное заключение о необходимости применения самолета такого класса на этапе основной подготовки курсантов.
 
Сравним требования, предъявляемые ВВС к такому типу самолетов с основными летно-техническими характеристиками СР-10.
 

Основные ЛХТ
Требования ВВС к УТС
УТС СР-10
Силовая установка,
тип/кол-во х мощн., л.с
ТРДД
1 х 1900
 
ТРДД
1 х 1850
 
Расположение экипажа
 
тандем
 
тандем
 
Взлетная масса, кг
норм/макс
 
3000/1310
2700
Макс. скорость, км/ч
 
800
845
Практический потолок, км
 
до 12,0
 
6,0
Практическая дальность, км
 
1200
1200
Макс. эксплуатационная
перегрузка, ед.
 
+7/-3
 
+9/-6
 
Посадочная скорость, км/ч
 
160
180

 
В конструкции самолета в максимальной степени используются современные, но уже освоенные технологические решения. Это позволяет, с одной стороны, минимизировать риски и затраты на создание самолета, с другой – создать относительно дешевый самолет, отвечающий современным требованиям. Аэродинамическая компоновка самолета выбиралась исходя из условия достижения высоких маневренных характеристик, а также высокой прочность конструкции и минимальной массы планера при данных геометрических размерах. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, позволяющей маневрировать на больших углах атаки.
 
Базовый вариант самолета СР-10 предусматривает оснащение двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛШ производства ОАО «Мотор Сич».
 

- Почему именно этот двигатель? 

- Двигатель –  это сердце самолета, и от того, насколько он надежен, во многом зависит судьба самолета, особенно учебно-тренировочного. А АИ-25ТЛ, модификация которого и есть АИ-25ТЛШ, -  это освоенный надежный двигатель, который хорошо известен в летных училищах, так как сейчас эксплуатируется на самолетах L-39. Соответственно, не будет проблем с его эксплуатацией и на новом самолете.
 
Для усиления конкурентной привлекательности самолета СР-10 как на отечественном, так и зарубежном рынке, разработчик большое внимание уделяет уровню его технико-экономических показателей (прежде всего, рыночной цене и стоимости эксплуатации). Предварительный анализ показывает, что в целом проект имеет высокий уровень инвестиционной привлекательности и может быть реализован за 3-4 года. Окупаемость проекта составит не более трех лет.
 

- Сегодня не часто разработчики вспоминают об окупаемости. Чаще, просто предлагают государству новый проект и ждут финансирования. 

- Поймите, для нас очень важны издержки и цена самолета, которые, в конечном итоге, определяют инвестиционную привлекательность проекта. Мы разрабатывали самолет сами, в инициативном порядке. И первоначальные затраты целиком легли на наше бюро. Поэтому, конечно, хотелось бы привлечь к этому проекту потенциальных инвесторов.
 
В случае успешной реализации проекта СР-10, создание учебно-тренировочного варианта данного самолета возможно к 2013 году. При активизации работ и их ритмичном финансировании серийные поставки УТС СР-10 возможны с 2012 года.
 

- Что ж, пожелаем успехов сотрудникам КБ «Современные авиационные технологии» и выразим надежду на то, что инициатива, проявленная этими увлеченными людьми, будет поддержана, и в скором будущем СР-10 пополнит ряды учебно-тренировочных самолетов ВВС РФ. 

А еще у нас есть проект легкого самолета бизнес-класса BJ-6, - добавляет Андрей Манжелий.
 

Жанна Храмченко


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2009/10/23/852/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.