Конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное выдающимся авиаконструктором и организатором авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым, за годы своего существования разработало около 300 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и малых судов, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились в серии, во многом определив лицо отечественной авиации.
Мировую известность получили боевые самолеты ОКБ - в предвоенный и послевоенный период это бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95, а в последние годы многорежимные Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95МС, в настоящее время составляющие основу Дальней авиации России.
В области гражданского самолетостроения ОКБ, начиная с первенца реактивной пассажирской авиации, неизменно было лидером в создании магистральных самолетов умеренной пассажировместиимости: Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154 принесли ОКБ всемирную славу. Вершиной того времени стало создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета – Ту-144.
ОКБ разработало не имеющие мировых аналогов технологии использования в авиации криогенных топлив – сжиженного природного газа и жидкого водорода, что позволило построить и испытать первый в мире экспериментальный самолет Ту-155, один из двигателей которого работал на криогенном топливе.
На самолетах марки «Ту» было установлено около 280 мировых рекордов по дальности полета и грузоподъемности.
Начиная с 90-х годов прошлого века ОКБ ведет работы по развитию семейства магистральных самолетов Ту-204/214. В настоящее время в серийном производстве и в эксплуатации находятся сертифицированные средне-магистральные пассажирские и грузовые самолеты Ту-204 и Ту-214 различных модификаций производства ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» (г. Казань) и ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск). В 2005 году ОАО «Туполев» был получен сертификат типа на первый в стране двухдвигательный средне-дальнемагистральный самолет Ту-204-300. В ближайшие годы ОКБ предполагает передать в серийное производство и в эксплуатацию модифицированные версии самолетов Ту-204-100СМ и Ту-204-300СМ.
ОАО “Туполев” в 2009 году
![]() Получение сертификата типа на Ту-204-120СЕ – большой успех и результат многолетнего напряженного труда, свидетельствующий, что ОАО «Туполев» является одним из ведущих разработчиков авиационной техники в мире. Сертификат EASA открывает путь к европейской сертификации других самолетов семейства «Ту», а также самолетов других российских разработчиков авиационной техники. 04 марта ОАО “Туполев” получило дополнение к Сертификату типа № СТ196-Ту-214/Д11 на типовую конструкцию самолета Ту-214 с главным изменением – установка дополнительной системы электроснабжения переменного тока, установка дополнительных топливных баков, изменение компоновки кабины экипажа и пассажирской кабины.
|
|
|
Самолет Ту-204-300А- одна из модификаций самолетов семейства Ту-204/214, спроектированная для административных полетов с VIP-салоном, созданным по эскизам известной британской компании Priestman Goode. Авиалайнер Ту-204-300А построен на заводе “Авиастар-СП” (г. Ульяновск). В августе между Минобороны России и ОАО “Туполев” подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) сроком на 3 года. ПАК ДА — российский стратегический перспективный авиационный комплекс пятого поколения, разрабатываемый компанией “Туполев”. Самолёт не является глубокой модернизацией Ту-160, это принципиально новый летательный аппарат, основанный на новых решениях. Право на разработку этого комплекса ОАО «Туполев» получило по результатам конкурса.
|
21 сентября летающая лаборатория, созданная на базе самолета Ту-204 совершила первый полет с двигателем ПС-90А2, разработанным ОАО “Пермский Моторный Завод”, входящим в ОПК “Оборонпром”. Самолет находился в воздухе 1 час 25 минут. Испытания проводились на самолете Ту-204-100В № 640048 с одним двигателем ПС-90А2, установленным в 1-ю силовую установку, и одним двигателем ПС-90А, установленным во вторую силовую установку. Всего выполнено 18 полетов с общим налетом 83 часа 47 минут. В соответствии с оформленным актом об окончании испытаний, полученных материалов достаточно для оформления доказательной документации в обеспечение получения сертификата типа двигателя ПС-90А2. |
|
Самолет Ту-214 – представитель семейства самолетов Ту-204/214 взлетной массой 110,75 т и максимальным количеством пассажиров – 210, максимальная дальность полета до 7200 км, производится серийно на КАПО им. С.П. Горбунова. Самолет Ту-214 находится в эксплуатации с 2001 года. Ведутся работы над VIP-вариантом, грузовыми и конвертируемыми вариантами, над несколькими модификациями Ту-214 специального назначения. В настоящее время в эксплуатации находятся 11 самолетов Ту-214 различного назначения.
|
|
|
На ЗАО «Авиастар-СП» с участием ОАО «Туполев»:
Изготовлены и переданы в эксплуатацию:
Ту-204-100В (64049) для а/к «RED WINGS» (16.02.2009г.),
Ту-204СЕ (64037) для а/к «Cubana Aviation» (19.03.2009г.),
Ту-204-100В (64050) для а/к «RED WINGS» (31.03.2009г.).
Ту-204-300А (64010) – проведение СИ с целью получения ДСТ для самолетов Ту-204-300,
Ту-204-100В (64048) – доработки для использования серийного самолета в качестве летающей лаборатории для проведения ЛСИ двигателя ПС-90А2 и обеспечение проведения ЛСИ,
Ту-204С (64051) – проведение СИ с целью получения ДСТ для самолетов Ту-204СЕ.
В течение 2009 года в результате выполнения сертификационных работ получено:
- Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-214 №СТ 196-Ту-214/Д10 от 12.01.09г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000 л.ч., 8000 полетов, 15 календарных лет.
- Дополнение к сертификату типа самолета Ту-214 № СТ 196-Ту-214/Д11 от 4.03.09г. на установку дополнительной системы электроснабжения переменного тока, установку дополнительных топливных баков, изменение компоновки кабины экипажа и пассажирской кабины.
- Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204 №СТ 68-204/Д26 от 16.11.09г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000 л.ч., 8000 полетов, 20 календарных лет.
- Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204-120СЕ №СТ 233-Ту-204-120СЕ/Д07 от 01.12.09г. версия грузового самолета Ту-204СЕ – Ту-204-100С (с русскоязычной кабиной, по АП-25).
- Дополнение к Сертификату типа по шуму на местности №СШ 170-Ту-204/Д04 от 01.12.09г.
- Дополнение к Сертификату типа самолета Ту-204-300 №СТ 238-Ту-204-300/Д05 от 17.12.2009г. на новый этап отработки проектного ресурса 24000л.ч., 4000 полетов, 15 календарных лет.
- Специальный Сертификат экспериментальной категории на самолет Ту-204-300А №ССЭ-103-Ту-204-300А от 30.11.09г.
Дополнений к Сертификату типа по шуму на местности (СТШ) – 1;
Кроме этого проведено 128 второстепенных изменений типовой конструкции самолетов, в том числе:
В результате выполненных сертификационных работ получены следующие результаты:
- Самолетам типа Ту-214, Ту-204-100 и Ту-204-300 установлен новый этап отработки проектного ресурса – 24000 л.ч. в рамках заявленного – 45000 л.ч.
- Выпущена новая модификация грузового самолета Ту-204-100С, сертифицированного по нормам АП-25.
- В рамках сертификации второстепенных изменений типовой конструкции разработанных ОАО «Туполев» самолетов семейства Ту-204/Ту-214 и Ту-334 выполнены работы по совершенствованию конструкции этих самолетов, в т.ч. по применению нового или модернизированного оборудования.
- Сертифицирована модификация самолета Ту-214 – вариант Ту-214СР, имеющий увеличенную дальность полета до 9000 км.
Все сертифицированные модификации, представляющие Главные и второстепенные изменения типовой конструкции направлены на повышение безопасности полетов, расширение ожидаемых условий эксплуатации, а также на повышение экономической эффективности грузопассажирских перевозок.
В течение 2009 года в ОАО «Туполев» в основном выпущена конструкторская документация на самолет Ту-204СМ. Эта работа выполняется по контракту с ОАО «ОАК».
Ту-204СМ – глубокая модернизация самолета Ту-204, пассажирский самолет с двухчленным экипажем, с маршевыми двигателями ПС-90А2 и ВСУ ТА-18-200.
- дальнейшее развитие семейства самолетов Ту-204/214;
- соответствие российским и международным требованиям безопасности полетов, в том числе вновь вводимым требованиям ИКАО и Евроконтроля;
- создание конкурентоспособного аналога существующим самолетам иностранного производства до появления отечественного средне-магистрального самолета следующего поколения;
- сертификация самолета в 2011 году;
- организация современной системы ППО семейства самолетов по системе поддержания летной годности;
- обеспечение требований ETOPS-120;
- расширение ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ) в 2011 г.
- наполнение российского рынка авиаперевозок отечественными самолетами и сохранение и развитие национальной инфраструктуры авиаперевозок;
- минимизацию затрат и сроков освоения самолета в серийном производстве за счет унификации с сертифицированными самолетами Ту-204-100 и Ту-204-300 и их модификациями;
- создание и сертификацию новых систем и агрегатов для внедрения и использования на перспективном средне-магистральном самолете нового поколения;
- формирование системы послепродажного обслуживания на основе современных технологий, с использованием опыта зарубежных партнеров;
- снижение прямых эксплуатационных расходов самолета в эксплуатации более чем на 10-15% по сравнению с находящимися в эксплуатации Ту-204-100 и Ту-204-300.
По сравнению с конструкцией базовых самолетов семейства Ту-204/214 на самолете Ту-204СМ проводятся следующие основные изменения:
- устанавливаются модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части - до 20000 циклов и для горячей части - 10000 циклов);
- устанавливается новая ВСУ ТА-18-200 с увеличенной высотностью запуска и работы;
- внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;
- внедряется модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолета;
- улучшается интерьер пассажирского салона;
- разрабатывается и устанавливается система управления общесамолетными агрегатами (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;
- разрабатывается и внедряется кабина экипажа, обеспечивающая управление самолетом 2-мя летчиками;
- дорабатываются системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, вводится цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.
В 2009 году продолжались работы по расширению ожидаемых условий эксплуатации на самолете Ту-334.
Ту-334 – ближнемагистральный самолет Ту-334, созданый для замены широко распространенного в эксплуатации самолета Ту-134. Спроектирован на основе новейших отечественных разработок в области аэродинамики, конструкции, материаловедения, что позволило получить высокие летные характеристики при низких эксплуатационных расходах.
Самолет Ту-334 отличает высокий уровень комфорта пассажирского салона, высокая эффективность в производстве и в эксплуатации за счет унификации по агрегатам, системам и узлам с Ту-204. Навигационно-пилотажное оборудование соответствует всем современным международным требованиям и обеспечивает выполнение полетов в сложных метеоусловиях, по любым воздушным трассам, в том числе над безориентирной местностью.
Ту-334-100 - рассчитан на перевозку 102 пассажиров, дальность полета 3150 км при коммерческой нагрузке 9,69т и 2040 км при максимальной коммерческой нагрузке. Самолет сертифицирован по нормам АП-25 в 2003 году. Ту-334-100 полностью соответствует современным и перспективным требованиям ICAO и Евроконтроля. 15 апреля 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 217 «Об организации серийного производства самолёта Ту-334 и его модификаций на ФГУП «КАПО им. С.П.Горбунова».
Ту-334 VIP – специальная VIP-модификация с дальностью полета до 8000км.
В 2009 году в рамках ОАО “ОАК” ОАО “Туполев” принимало участие в разработке перспективных проектов: широкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолета ШФ БСМС и самолета МС-21.
ШФ БСМС - широкофюзеляжный ближне-среднемагистральный самолет предназначен для перевозки пассажиров на внутренних и международных авиалиниях и ориентирован на удовлетворение современных и перспективных требований рынка. Предполагается, что проектируемый авиалайнер придет на смену парку самолетов А300/310 и Ил-86. Предварительный маркетинговый анализ показал, что в течение ближайших 10-15 лет международный рынок авиаперевозок может потребовать приблизительно 500 широкофюзеляжных ближнемагистральных самолетов, из которых 100-120 - внутренний рынок стран СНГ.
Предполагается, что базовый вариант ШФ БСМС будет способен перевозить до 310 пассажиров в одноклассной компоновке салона с багажом и грузом общей массой до 32 тонн на расстояние до 3500км. Семейство ШФ БСМС будет представлено оптимизированными самолетами, рассчитанными на 250 и 310 пассажиров, а также грузовым вариантом (ШФ БСМС – 300, ШФ БСМС-250 и ШФ БСМС Cargo).
В 2009 году продолжались работы, связанные с находящимися в эксплуатации самолетами семейства Ту-204/214, Ту-134, Ту-154. Выполнен большой объем работ по поддержанию эксплуатации и разработке проектов модернизации самолетов стратегической авиации – Ту-95МС, Ту-142, Ту-22М3, Ту-160 и беспилотных летательных аппаратов.
Приоритетные направления деятельности ОАО “Туполев” на 2010 год:
- Формирование интегрированной структуры ОАО “Туполев”;
- Подготовка предложений для включения в Федеральные целевые программы с учетом создания и развития интегрированной структуры;
- Реализация мероприятий по замечаниям и предложениям эксплуатирующих организаций;
- Исполнение обязательств по модернизации комплексов стратегической и дальней авиации:
- Ту-95МС;
- Ту-142М;
- Ту-22М3;
- Ту-160;
- Участие в конкурсе по созданию беспилотного авиационного комплекса средней дальности БАК СД и т.д.;
- Работы по созданию и модернизации спецкомплексов:
- Ту-214СР;
- Ту-214ПУ;
- Ту-214СУС;
- Ту-214 “Салон”;
- Ту-214ОН и других.
- Работы по созданию и модернизации гражданских самолетов:
- Ту-204СМ;
- Ту-334;
- Ту-134;
- Ту-154;
- Участие в рамках ОАО «ОАК» в разработке МС-21 и ШФ БСМС;
- Работы по перспективным направлениям создания авиационной техники – альтернативные топлива, композиционные материалы, сверхзвуковой самолет второго поколения, электрический самолет, самолет с плоским фюзеляжем, самолет с новым крылом высокой эффективности, самолет с авионикой открытой архитектуры и т.д.