← Назад

Главная Техника/технологии СтатьяЭкранопланам быть!

О перспективах создания высокоэффективных экранопланов в рамках инновационной национальной долгосрочной целевой программы. Журнал «Арсенал 21 века» №2(7),2010


31 октября 2010 года / Леонид Стругов / Aviation EXplorer

В настоящее время в России сформирована Государственная программа, направленная на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития. Эта программа в первую очередь определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации. Ее основа поэтапное построение Национальной инновационной системы России – современной институциональной модели генерации, распространения и использования перспективных знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни нашего общества. Цели Государственной программы определены исходя из ключевых проблем инновационного развития и потребностей становления инновационной экономики страны, решений Президента государства.

Стругов Леонид Васильевич
Директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России

Стратегия развития национальной инноваци­онной системы определяется проводимой государ­ством научно-технической и инновационной по­литикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технического потенциала, внутренних товарных рынков, рын­ков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями. 

Мероприятия по выполнению вышеозначенной Государственной программы содержат основные показатели и проекты инновационного развития отраслей и регионов, которые ежегодно форми­руются, корректируются и утверждаются руковод­ством государства. При этом государство сфор­мировало такие перспективные проекты по пяти приоритетным направлениям модернизации экономики. И, что абсолютно закономерно, одной из ключевых задач является задача создания вы­сокоэффективного скоростного транспорта.

Боевой экраноплан "Лунь"

В связи с этим уместно напомнить, что наша страна — родина многих выдающихся достижений науки и техники. В их числе и морские скоростные транспортные средства различных типов и назна­чений. К таким скоростным средствам, в первую очередь, следует отнести экранопланы, в строи­тельстве которых мы в своё время опередили весь мир на десятилетия. Именно в нашей стране были созданы образцы экранопланов, подтвердившие на практике огромный их потенциал как в сфере гражданской (транспортной), так и в военной. Этот приоритет Россия терять не вправе. Необходимо возрождая российский скоростной флот, возро­дить и экранопланы. Причем, как это ни печально, возрождать скоростной флот страны придется от­талкиваясь от очень небольшого задела. Потери 90-х годов прошлого века в этой сфере таковы, что вице-премьер правительства РФ С.Б. Иванов на заседании Морской коллегии при Правитель­стве Российской Федерации 12 сентября 2006 г. охарактеризовал состояние отечественного ско­ростного водного транспорта, который когда-то был лучшим в мире, как критическое.

В то время, как Россия в постперестроечный период теряла в области морского (и, к сожале­нию, не только) скоростного транспорта одну позицию за другой, в развитых государствах ему уделялось первостепенное значение. В настоящее время интерес к экранопланам огромен. Вполне возможно, что в мире назревает бум экранопла­ностроения, и такие машины уже в ближайшее десятилетие станут важной частью мировой транс­портной системы. Ряд государств проявляет сегод­ня интерес к приобретению коммерческих экра­нопланов. Вопрос для нас сегодня в том, сможет ли Россия вновь строить эти летающие корабли, обладая законным приоритетом?

Создание современного экраноплана специали­сты рассматривают, как сложнейший комплексный инновационный проект, в котором сосредоточены проблемы материаловедения, транспортной энер­гетики (в т.ч. энергосберегающей и на новых прин­ципах), гидро- и аэродинамики и др. Эти проблемы могут быть решены только на базе самых передовых высоких технологий, в том числе и нанотехнологий. Экраноплан – образец продукта двойного назна­чения. Он найдет достойное применение, как в во­енной области, так и в народном хозяйстве. В на­родном хозяйстве его рассматривают в качестве универсального транспортного средства.

Любой вид транспорта оценивается, как из­вестно, по скорости, дальности, грузоподъём­ности, зависимости от баз и погоды. Экраноплан унаследовал от кораблей большую грузоподъём­ность, вместимость и комфортабельность, а от самолётов — скорость, дальность и сравнительно малочисленный экипаж. Самые быстроходные суда, как известно, имеют скорость 55 – 65 км/ч, а современные экранопланы — до 200-300 км/ч и выше. По сравнению с самыми экономичными самолётами транспортная эффективность уже раз­работанных и построенных судов-экранопланов в полтора-два раза выше, т.е. составляет 30-35%, а в перспективе может достигать более 50% от полной массы экраноплана.

Сравнение технико-экономических показате­лей экранопланов со скоростными судами (глис­сирующими, на подводных крыльях и воздушной подушке) при их использовании в качестве регио­нальных транспортных средств также указывает на приемлемый уровень их конкурентоспособно­сти, как по величине прямых эксплуатационных расходов, так и по общей стоимости жизненного цикла (стоимость закупки плюс стоимость обслу­живания). При этом за счет более высокой скоро­сти (200-300 км/ч у экранопланов против 65-85 км/ч у скоростных судов) необходимая грузоподъ­емность судов-экранопланов при равной транс­портной работе может быть в 2,6-3,3 раза мень­ше, но они обеспечивают значительную экономию во времени при транспортных операциях и макси­мальную дальность хода за светлое время суток. В перспективе, при создании специализирован­ного бортового оборудования для экранопланов (высокоточного навигационно-пилотажного с ис­пользованием космической системы ГЛОНАСС, высокого разрешения радиолокационного и опти­коэлектронного оборудования, радиовысотоме­ров для экранного полета и реализации режима «В», и др.), появится возможность круглосуточного и всепогодного применения экранопланов.

В дополнение к вышеперечисленным до­стоинствам необходимо отметить, что судам- экранопланам не нужны развитые причальные сооружения, высококлассные гидро- и аэродромы, они мало зависят от погодных условий, гораздо меньше подвержены морской качке, чем корабли. Поэтому наиболее привлекательна идея исполь­зования судов-экранопланов в районах Мирово­го океана, которые изобилуют большим количе­ством островов, не имеющих системы причальных сооружений и аэродромов. В первую очередь это Азиатско-Тихоокеанский регион, где год от года растёт объём грузопассажирских перевозок морским и воздушным транспортом. Экранопланы с их пре­восходными амфибийными качествами обеспечат бесперебойную круглогодичную навигацию, что вдохнёт жизнь в самые удалённые уголки плане­ты. По прогнозам специалистов, уже в ближайшие десятилетия экранопланы неизбежно серьёзно потеснят на рынке грузовых перевозок, особенно трансконтинентальных, все типы морской и авиа­ционной техники. А ведь это потенциальный рынок как поставки на экспорт экранопланов, так и ока­зания услуг с их помощью, что в свою очередь мо­жет стать весомым сегментом в доходах в бюджет государства от внешнеэкономической деятельно­сти.

Экраноплан "Спасатель" в постройке

Сегодня представляется целесообразным начать разработку государственной программы по созданию комплексной производственно- транспортной системы для круглогодичной транспортировки судами-экранопланами гру­зов, например, в северные регионы России. Вы­полненный анализ свидетельствует, что с помо­щью тяжелых судов-экранопланов класса A и В, и в перспективе экранолетов класса С, бескрай­ние российские просторы могут перестать быть проблемой для транспортировки. Мы сможем эффективно осваивать Крайний Север с его бо­гатыми месторождениями полезных ископаемых, развивать нормальное сообщение и перевозку грузов в Сибири и на Дальнем Востоке, в непрохо­димой тундре и труднодоступных районах. Тем бо­лее, что в настоящее время для регионов с малой плотностью населения и суровыми климатически­ми условиями разработаны требования, которым должна соответствовать транспортная система.

В частности она должна:

·обеспечивать круглогодичные перевозки и мало зависеть от погодных и климатиче­ских условий;

·не требовать больших капитальных затрат на строительство наземных капитальных сооружений;

·обладать высокой экономичностью;

·иметь достаточно высокую скорость;

·обладать высокой «проникающей» способно­стью.

Очевидно, что таким требованиям в пол­ной мере отвечают только перспективные суда-экранопланы! Именно на их создание направлены ряд работ предусмотренные в ФЦП «Развитие граж­данской морской техники» на 2009-2016 годы.

Строительство экранопланов семейства "Акваглайд" компании АТТК

Неразвитость транспортной инфраструкту­ры сдерживает экономический рост труднодо­ступных северных регионов Сибири, Дальнего Востока, Арктики, поэтому возникает необхо­димость обеспечения опережающего развития транспортного комплекса региона. При этом необходимость ускорения развития транс­портной инфраструктуры отдаленных, трудно доступных регионов России потребует значи­тельной концентрации бюджетных средств как на региональном, так и на федеральном уровне. Очевидно, что вследствие широкого внедрения экранопланов возможно снижение необходи­мых затрат.

Несмотря на значительные научно-технические достижения, роль и значимость во­дного транспорта в пассажирских перевозках на дальность более 300-500 км сегодня приоб­рело тенденцию к снижению. В первую очередь это связано с тем, что скорость пассажирского железнодорожного транспорта достигла 300-500 км/ч (Франция, Германия, Япония), а в авиации до 900-950 км/ч. Эффективность водного транс­порта сохраняется только на грузовых перевоз­ках, за счет большой единичной грузоподъемности судов, и как средство отдыха на воде. Радикально уменьшить сопротивление, повысить скорость и мореходность судов возможно, если полностью поднять корпус судна над гребнями волн, и при этом использовать полезное влияние поверхно­сти для создания аэродинамической подъемной силы. Подобный способ реализуется только одним типом судна – экранопланом.

Исследования по экономике транспорта, выявили своеобразную нишу, которую могли бы заполнить суда-экранопланы. Это магистральные морские перевозки пассажиров и срочных грузов (причем для экраноплана полет над морем еще и гораздо безопаснее, чем для самолета), а так­же транспортное сообщение между островами в архипелагах и между материком и островами: для экраноплана не нужен ни причал, как для суд­на, ни аэродром, как для самолета, а строить морской или воздушный порт при небольшой ин­тенсивности сообщения экономически невыгод­но. Применительно к России эти свойства судов-экранопланов особенно актуальны для регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока.

Проектное изображение экраноплана Орион-20А

Области использования экранопланов для гражданских нужд исключительно разноо­бразны. Например, они могут быть востребованы для переброски вахты на морскую нефтяную плат­форму, для проведения спасательных операций и ликвидации последствий природных и техно­генных катастроф. Представляется, что создание специализированного экраноплана-спасателя это серьезный вклад в систему экстренной помощи терпящим бедствие, особенно на море.

На борту экраноплана-спасателя при соот­ветствующей размерности может быть располо­жен госпиталь, оборудованный для проведения операций, реанимационных мероприятий, по­слеоперационную палату, перевязочную палату и другие медицинские помещения. Время готов­ности экраноплана к вылету не превышает 15 ми­нут. Экраноплан-спасатель может стать основой глобальной морской системы спасения. Если бы такая система была создана, многих страшных трагедий на море удалось бы избежать.

Особое место экранопланы должны занять в системе обеспечения военной безопасности на­шего государства.

Во-первых, это, разумеется, доставка и высадка десанта. Экранопланы являются идеальным сред­ством быстрой переброски значительных по раз­мерам соединений (и людей, и техники) на уже захваченный плацдарм, в десятки раз минимизиро­вав время нахождения десанта в пути – в зоне воз­можного противодействия ВМС противника. При­менительно к нашим условиям экранопланы могли бы стать важнейшим средством переброски войск с материка на территории, с которыми нет наземных коммуникаций. Например, дальневосточные (Саха­лин, Курилы, Камчатка).

Экраноплан Иволга 2

Во-вторых, экраноплан потенциально являет­ся выдающимся средством борьбы с подводными лодками. Экраноплан, обладая исключительной малозаметностью, может быть и эффективным носителем ударного, минного и противоминного оружия.

Кроме того, экраноплан может быть очень хо­рошим эквивалентом судов снабжения. Действия эскадр надводных кораблей в океане невозможны без «плавучего тыла», который, однако, является тя­жёлой обузой. Он резко снижает скорость соедине­ния и отвлекает силы на охрану. Экраноплан же спо­собен доставлять практически любые расходуемые материалы непосредственно из родной базы и сра­зу же на неё возвращаться, снимая, таким образом, все тыловые проблемы.

Особую роль экранопланы способны сыграть в организации охраны государственной границы го­сударства. Возможны и иные варианты применения экранопланов. Все зависит от конкретной задачи.

В настоящее время особенно активно разра­боткой экранопланов занимаются в США и Китае. Американцы, для которых проблема стратегиче­ской мобильности имеет исключительно большое значение, разрабатывают проект экраноплана «Пеликан», способного перебрасывать до 1300 т. грузов (например, 17 танков типа «Абрамс») на 12 тыс. км с крейсерской скоростью 460 км/ч. Длина «Пеликана» составит 122 м, размах крыльев — 152 м, максимальная взлётная масса — 2,7 тыс. т.

Экраноплан Иволга

Китай к 2017 году собирается построить не ме­нее 200 экранопланов различного назначения и размера. Опытные небольшие экранопланы строились в КНР ещё в конце 1980-х. Но после пер­вых публичных демонстраций, исследования этой тематики в КНР были практически полностью за­секречены.

В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти России предпринимаются определенные усилия, направленные на возрож­дение масштабных работ в сфере экраноплано­строения. Во исполнение указаний руководства государства сформирована Межведомственная рабочая группа под руководством заместителя Министра промышленности и торговли Россий­ской Федерации. Коммерческими организация­ми в инициативном порядке создана Ассоциация «Экраноплан». Это принципиально важные и сво­евременные шаги, способствующие консолидации разработчиков и производителей экранопланной техники, облегчающие решение ряда важнейших вопросов, включая проблему законодательно­го обеспечения создания судов-экранопланов и на их основе нового сегмента в системе ско­ростного транспорта страны. Тем более это важ­но в свете того, что заинтересованность в при­обретении современной экранопланной техники проявляет Пограничная служба ФСБ России, МЧС России, Минтранс России, Роскосмос, а также ряд зарубежных компаний.

Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники» предусмотрена разработка опережающего научно-технического задела на базе комплекса исследовательских (расчетных, предпроектных и экспериментальных) работ для создания нескольких аэрогидродина­мических компоновок перспективных скоростных судов-экранопланов водоизмещением от 5 до 50 тонн для внутреннего и мирового рынка, обладаю­щих высокими эксплуатационными характери­стиками. Уже в 2009 году начаты первые работы по созданию новых технологий в части совершен­ствования аэрогидродинамических и прочностных характеристик экранопланов нового поколения. По результатам выполнения этих работ предпо­лагается получение материалов, необходимых для создания конструкций экранопланов, прогно­зирования динамики и методов управления экра­нопланами, обеспечивающих их безопасность во взлетно-посадочном и крейсерском режимах дви­жения при работе в морских и речных условиях, а также проработка строительства экранопланов для морской и речной зоны. Кроме того Програм­мой с 2012 года предусмотрены работы, направ­ленные на обеспечение создания и безопасной эксплуатации пассажирских экранопланов от 20 до 200 пассажиров, а также на разработку пер­спективной компоновочной схемы экраноплана водоизмещением около 300 тонн.

Вышеуказанные работы по государственным контрактам с Минпромторгом России выполняет ООО «Инвестиционная Промышленно-Финансовая Группа» совместно с ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», которые уже имеют достаточный опыт в разработке и строительстве новых современ­ных типов экранопланов. Созданные компани­ей экранопланы успешно прошли испытания в условиях Подмосковья, Сибири, Байкальского и Ладожского озер, Каспийского и Балтийского морей, получили высокую оценку на Международ­ной выставке «Судостроение» (Шанхай, 2002 г.), 54-м Всемирном Салоне инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель-Эврика-2006», международном форуме «Высо­кие технологии XXI века» (г. Москва, 2007 г.), авиационном салоне «МАКС-2007» (г. Жуковский, 2007 г.) и Государственной выставке по безопас­ности «Комплексная безопасность 2010» (г. Мо­сква, 2010 г.), по результатам которой работа ООО «Инвестиционная Промышленно-Финансовая Группа» была отмечена золотой медалью выстав­ки. Экраноплан, построенный по заказу Погра­ничной службы ФСБ России, прошел испытания и находится в опытной эксплуатации. Полученный практический опыт позволяет рассматривать данный экраноплан в качестве базовой основы для реализации получаемых в результате вы­полнения ФЦП «Развитие гражданской морской техники» научно-технических наработок по соз­данию типоряда перспективных моделей судов- экранопланов.

С учетом наметившейся динамики, сегодня представляется целесообразным поднять статус самой темы создания экранопланов с отрасле­вого уровня (Департамент судостроительной про­мышленности и морской техники Минпромторга России) до национального. Создание экранопла­нов достойно включения в Национальную про­грамму исследований и разработок ключевых тех­нологий, а также приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований. Необходима самостоятельная федеральная программа, проще говоря, государственный заказ. Иначе приоритет России в этом виде техники, особенно крупнотон­нажной, может быть утрачен, негативные послед­ствия такого развития событий очевидны.

Именно на разрешение этой проблемной ситуации и направлена деятельность Межве­домственной рабочей группы под руководством заместителя Министра промышленности и тор­говли Российской Федерации. В крайне сжатые сроки она должна разработать проект Концеп­ции по развитию экранопланов в России. В дан­ной концепции по мнению специалистов Де­партамента должны найти отражение вопросы касающиеся как создания определенной линей­ки специализированных двигателей для экрано­планов, так и адаптации существующих двигате­лей к эксплуатации в условиях солевого тумана. Отдельных разделов заслуживают работы по соз­данию специального бортового оборудова­ния (навигационного, управления движением, радио- и оптикоэлектронного, вспомогательных механизмов и систем, бортового контроля,...), по новым конструкционным материалам и тех­нологиям для судов-экранопланов, тренажерным специализированным комплексам, учебным стендам, проработки технических и других во­просов связанных с организацией базирова­ния и инженерно-технического обслуживания, нормативно-правовой базе, определяющей во­просы экранопланостроения и внедрения судов- экранопланов в транспортную систему страны.

Полагаем, что только объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, ак­ционерных и частных компаний в деле развития экранопланостроения может обеспечить успех и сохранит приоритет России в данном прорывном виде транспорта – транспорта 21 века.


Леонид Стругов


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2010/10/31/1202/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.