Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Тренд 2010: боевые + медицинские + беспилотные

15 марта 2010 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В последние годы военные вертолеты пользуются повышенным вниманием. Бесконечное реформирование нашей армейской авиации: передача и сокращение численности, изменение парка и организационно-штатной структуры, перевооружение частей и подразделений (первые Ми-28Н, новые Ми-8МТВ-5, на очереди Ансат-У, Ка-52). Серьезные вертолетные изменения коснулись всех видов вооруженных сил, МЧС, МВД, ФСБ. В ходе реформ всегда есть желание заглянуть, а как у других? Самый тривиальный подход к вопросу: куда идет армейская авиация (АА) ведущих вертолетных держав мира, рассмотрим на примере США.

Армейская авиация СВ США – самая мощная и динамичная структура, по ее «лекалам» строятся вертолетные подразделения во многих странах мира. Конечно, нельзя сравнивать бюджеты, но у американцев есть, что почерпнуть. Активное внедрение новых технологий (американцы не боятся тащить в горячие точки новые винктокрылы). Огромный опыт боевого применения. Мощная учебно-тренировочная база. Развитая сеть логистического обеспечения. Всевозможные методики оценки и управления вертолетных программ.

 Попробуем разобраться и выделить основные тенденции развития в ближайшей перспективе. Построим Тренд 2010, на основе обзора американских достижений, проблем, потребностей, изменений структуры и закупок техники.

 Прошедший год стал своего рода подведением итогов первого десятилетия (боевые действия в Ираке и Афганистане, отказ от программы ARH, унификация техники, негативное влияние экономического кризиса и позитивная государственная поддержка, использование новых технологий и методов применения). Все это уже было. Что нового?

     В 2009 г. налет АА СВ в Афганистане и Ираке превысил 3,5 млн. часов (в.ч. более 1 млн. часов налетали вертолеты Black Hawk). Средний налет вертолетов АА США на ТВД составляет 70-90 час/мес., при этом уровень исправности не опускалась ниже 70%. По прогнозам специалистов, налет не собирается снижаться. В 2009 г. сократилось число погибших (173 военнослужащих), впервые потери упали ниже отметки «200».

 В боевых действиях хорошо зарекомендовали себя новые модели (СН-47F и UH-60M). Исправность CH-47F сохранялась на уровне 80-90% (у D – 70%). CН-47F поступили на вооружение 5 подразделений (из них четыре – в Ираке, пятое – будет перебазировано в ближайшее месяцы). Всего поставлено (оплачено) 290 CH-47F, СВ собираются закупить 453 CH-47F и 61 MH-47G. Boeing наращивает  темпы производства с 3 до 6 СН-47F в месяц.

 В Афганистане появился первый модернизированный  UH-60M (4-й батальон 101-й вдп). СВ собираются заказать 1225 HH/UH-60M вместо обещанных 1931. Что касается LUH, получили 78 UH-72A и первый из собранных в США.

 Исправность АН-64D Apache Block II достаточно высокая – 80%. Из 382AH-64D Block II получено 312. В 2009 г. поставлено 57, в 2010 г. – 56. В районы боевых действий вертолеты будут поступать по мере подготовки экипажей. Кроме того, в планах (до 2014 ф.г.) – замена AH-64A в четырех батальонах национальной гвардии на AH-64D. Сборочная линия Apache II будет работать до 2013 г. Полномасштабное производство AH-64D Block III начнется в октябре 2011г. Первое подразделение будет готово к работе в боевых условиях в ноябре 2012 г. Block III останется на вооружении до 2040 г.

 После закрытия программы ARH СВ активно пытаются найти замену OH-58D Kiowa Warrior. Поиск альтернатив уже продолжается от 24 до 30 месяцев и должен быть завершен в  течении 12 месяцев. Через год мы узнаем «заменщика», а пока идет модернизация OH-58D по 4 млн. долларов за планер. Основное внимание – повышению высотно-климатических характеристик и новому оборудованию для возможности работы с БПЛА.

 Налет БПЛА вырос на 400%. В 2009 г. 1700 БПЛА налетали 180000 часов (в т.ч. 88% в условиях б/д). Общий налет в боевых условиях (Ирак и Афганистан) превысил 1 млн. часов. Сегодня БПЛА летают по 20000 часов/мес. Современные БПЛА позволяют вести наблюдения круглосуточно. Из «игрушки» с несколькими преемниками они превратилась в мощную систему, которая используется совместно с авиационными или наземными подразделениями. Операторы часами следят за террористами. В 2009 г. было 1800 операторов, к концу 2010 г. число вырастет до 2000. Сегодня очередь стоит из желающих стать операторами БПЛА. Увеличение типов привело к необходимости создания единой системы управления, в которой  операторы-«многостаночники» будут управлять разными БПЛА.

 

Основные организационные изменения. Во-первых, нас ожидает формирование новой боевой авиационной бригады (САВ). Новая бригада получит 16-й номер (16 САВ) около 120 вертолетов и 2700 военнослужащих. Силы и средства для формирования бригады уже есть. Кроме новой САВ, в ротах медицинской эвакуации увеличивается число санитарных вертолетов с 12 до 15. Одновременно общая численность увеличивается на 9 рот. Первые роты 15-ти вертолетного состава появятся уже в конце весны 2010 г. Американцы не на словах, а на деле демонстрируют заботу о солдате.

 Следующим изменением организационной структуры станут легкие боевые авиационные бригады (легкие САВ). Решение связано с реструктуризацией разведывательно-боевых эскадрилий смешанного состава (3 OH-58D и 2 пусковые установки тактических БПЛА Shadow). По мнению руководства АА, совместные подразделения пилотируемых и беспилотных ЛА позволят существенно вести разведку и наблюдение в реальном масштабе времени и поднять эффективность САВ на новую высоту. Новые структуры должны существенно расширить возможности комдивов с точки зрения разведки, наблюдения и применения высокоточного вооружения. С новыми САВ комдив «стал лучше видеть!» Скорости боевых столкновений значительно возросли. Они стали более динамичными, без перемещений по земле. Взаимодействие выходит на качественной иной уровень. И это требует совместных тренировок.

 Главным лейтмотивом всех преобразований АА США остается: «Чтобы наземные командиры ни в чем не нуждались». Для чего необходимо, по мнению американских специалистов, ускорение внедрения  новой техники (в минимально короткие сроки). В циклах (боевые действия – отдых/подготовка – боевые действия) на этап отдых/подготовка приходится 12-15 месяцев – это меньше, чем у наземных частей и подразделений. Причина проста – не хватает пилотов (около 300). Поставлена задача подготовки 1500 пилотов в год, что позволит не только выйти на более щадящий цикл:  1 год боевых действий – 2 года отдыха, но и поднять уровень подготовки экипажей. Суровые природно-климатические условия применения требуют быстрой  адаптации, многофункциональности авиаторов и тесного взаимодействия с наземными командирами.  

 Следующая проблема – необходимость поддержания высокой боевой готовности, потребовала увеличения статьи расходов на приобретение запасных частей. Все вертолеты, которые покидают ТВД, должны вернуться и быть готовы к ведению боевых действий в течение 180 суток. Здесь необходимо сделать пояснение, что западные вертолеты для выполнения сложных регламентных работ, ремонта и модернизации перебазируются с ТВД (например, в Европу). Американские военные добиваются существенного ускорения процессов обслуживания и модернизации.  

               

Вертолеты специального назначения (СН). После провальной операции «Desert one» вертолетный спецназ США прошел долгий путь. Сегодня воздушный десант легко справляется с задачами на гораздо большем удалении, чем в Иране в 1980 г. Парк вертолетов упростился с 10 типов до 3-х: MH-6 Little Bird, MH-60 Black Hawk и MH-47E Chinook. В планах замена Little Bird, которая уже 30 лет находится на вооружении. Boeing занят по программе легкого разведывательно-ударного вертолета для сил СН. Несмотря на то, что АН-6 –  легкая  машина, до 83% программного обеспечения используется Apache block III,  ударобезопасные кресла, УР Hellfire, ракеты с лазерным наведением, пулеметы и автоматическое оружие, а также способность передачи изображения воздушным и наземным экипажам.

 Новые модели вертолетов уже не удовлетворяют спецназовцев, они требуют кардинального увеличения скорости и дальности полетов, новые радиолокационные системы обнаружения ПВО противника (стрелкового вооружения, РПГ…), а также программы расширения границ работоспособности экипажей. Задачу замены парка в одиночку не поднять. Руководство, занятое поиском новых перспективных вертолетных технологий и новых партнеров, предложило СВ использовать единую платформу. 

Что закупают СВ США?

Тип

2008 ф.г.

2009 ф.г.

2010 ф.г.

Новые

UH-60

77

68

83

CH-47

6

27

39

AH-64 Block III

 

 

6

LUH

42

44

54

Всего  

125

134

184

MQ Sky Warrior

 

 

36

RQ Raven

 

 

876

Всего БПЛА

 

 

912

Модернизированные

AH-64

5

12

4

CH-47

41

23

-

OH-58D Kiowa Warrior

-

-

6

Всего

46

35

10

 Несмотря на высокую стоимость вертолетов, очень дорогое удовольствие (35 млн. долларов за AH-64 Longbow Apache блок III), тенденция приобретения новой техники усиливается. В ближайшей перспективе основной упор делается на транспортные возможности и БПЛА, за последние 3 года доля боевых – около 5%. В 2010 г. ожидается резкое увеличение численности БПЛА. Поступление БПЛА на вооружение – это новый мощный тренд развития любого из видов вооруженных сил. Расходы вооруженных сил на закупку вертолетов и НИОКР представлены в таблице.   

Тип вертолета (вид ВС)

Закупка

НИОКР

Сумма

V-22 (КМП, ВВС)

2751,3

109,1

2860,4

UH-60 (СВ)

1431,4

33,5

1464,9

CH-47 (СВ)

1052,0

10,8

1062,8

MH-60R (ВМС)

943,2

82,0

1025,2

MH-60S (ВМС)

492,9

49,1

542,0

H-1 (КМП)

835,4

32,8

868,2

LUH (СВ)

326,0

-

326,0

AH-64 Block III (СВ)

219,2

150,8

370,0

Всего

8051,4

468,1

8519,5

 В целом, на закупку винтокрылой техники в 2010 финансовом году заложено более 8 млрд. долл. Каждый «третий» доллар минобороны США потратит на вертолеты! Всем нужны вертолеты: СВ истратят около 3 млрд.долларов, ВМС и КМП 2,7 млрд.долларов. Самая дорогостоящая программа – V-22 Osprey. И хотя Apache III остался на последнем месте, в НИОКР он впереди. Основным поставщиком Пентагона остается компания Sikorsky – 3082  млн. долл., далее идут Boeing – 2863 млн.долл., Bell - 2298,3 млн.долл., доля ЕС невысока, тем не менее вызывает постоянные упреки местных производителей к властям и законодателям…

 Если просуммировать сказанное, получается уравнение из трех слагаемых: CAB+MEVAC+UAV. Тренд 2010 – это новые боевые подразделения + медицинская эвакуация + БПЛА!
 


Евгений Матвеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer