← Назад

Главная Техника/технологии Аналитический обзорТренд 2010: боевые + медицинские + беспилотные

15 марта 2010 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В последние годы военные вертолеты пользуются повышенным вниманием. Бесконечное реформирование нашей армейской авиации: передача и сокращение численности, изменение парка и организационно-штатной структуры, перевооружение частей и подразделений (первые Ми-28Н, новые Ми-8МТВ-5, на очереди Ансат-У, Ка-52). Серьезные вертолетные изменения коснулись всех видов вооруженных сил, МЧС, МВД, ФСБ. В ходе реформ всегда есть желание заглянуть, а как у других? Самый тривиальный подход к вопросу: куда идет армейская авиация (АА) ведущих вертолетных держав мира, рассмотрим на примере США.

Армейская авиация СВ США – самая мощная и динамичная структура, по ее «лекалам» строятся вертолетные подразделения во многих странах мира. Конечно, нельзя сравнивать бюджеты, но у американцев есть, что почерпнуть. Активное внедрение новых технологий (американцы не боятся тащить в горячие точки новые винктокрылы). Огромный опыт боевого применения. Мощная учебно-тренировочная база. Развитая сеть логистического обеспечения. Всевозможные методики оценки и управления вертолетных программ.

 Попробуем разобраться и выделить основные тенденции развития в ближайшей перспективе. Построим Тренд 2010, на основе обзора американских достижений, проблем, потребностей, изменений структуры и закупок техники.

 Прошедший год стал своего рода подведением итогов первого десятилетия (боевые действия в Ираке и Афганистане, отказ от программы ARH, унификация техники, негативное влияние экономического кризиса и позитивная государственная поддержка, использование новых технологий и методов применения). Все это уже было. Что нового?

     В 2009 г. налет АА СВ в Афганистане и Ираке превысил 3,5 млн. часов (в.ч. более 1 млн. часов налетали вертолеты Black Hawk). Средний налет вертолетов АА США на ТВД составляет 70-90 час/мес., при этом уровень исправности не опускалась ниже 70%. По прогнозам специалистов, налет не собирается снижаться. В 2009 г. сократилось число погибших (173 военнослужащих), впервые потери упали ниже отметки «200».

 В боевых действиях хорошо зарекомендовали себя новые модели (СН-47F и UH-60M). Исправность CH-47F сохранялась на уровне 80-90% (у D – 70%). CН-47F поступили на вооружение 5 подразделений (из них четыре – в Ираке, пятое – будет перебазировано в ближайшее месяцы). Всего поставлено (оплачено) 290 CH-47F, СВ собираются закупить 453 CH-47F и 61 MH-47G. Boeing наращивает  темпы производства с 3 до 6 СН-47F в месяц.

 В Афганистане появился первый модернизированный  UH-60M (4-й батальон 101-й вдп). СВ собираются заказать 1225 HH/UH-60M вместо обещанных 1931. Что касается LUH, получили 78 UH-72A и первый из собранных в США.

 Исправность АН-64D Apache Block II достаточно высокая – 80%. Из 382AH-64D Block II получено 312. В 2009 г. поставлено 57, в 2010 г. – 56. В районы боевых действий вертолеты будут поступать по мере подготовки экипажей. Кроме того, в планах (до 2014 ф.г.) – замена AH-64A в четырех батальонах национальной гвардии на AH-64D. Сборочная линия Apache II будет работать до 2013 г. Полномасштабное производство AH-64D Block III начнется в октябре 2011г. Первое подразделение будет готово к работе в боевых условиях в ноябре 2012 г. Block III останется на вооружении до 2040 г.

 После закрытия программы ARH СВ активно пытаются найти замену OH-58D Kiowa Warrior. Поиск альтернатив уже продолжается от 24 до 30 месяцев и должен быть завершен в  течении 12 месяцев. Через год мы узнаем «заменщика», а пока идет модернизация OH-58D по 4 млн. долларов за планер. Основное внимание – повышению высотно-климатических характеристик и новому оборудованию для возможности работы с БПЛА.

 Налет БПЛА вырос на 400%. В 2009 г. 1700 БПЛА налетали 180000 часов (в т.ч. 88% в условиях б/д). Общий налет в боевых условиях (Ирак и Афганистан) превысил 1 млн. часов. Сегодня БПЛА летают по 20000 часов/мес. Современные БПЛА позволяют вести наблюдения круглосуточно. Из «игрушки» с несколькими преемниками они превратилась в мощную систему, которая используется совместно с авиационными или наземными подразделениями. Операторы часами следят за террористами. В 2009 г. было 1800 операторов, к концу 2010 г. число вырастет до 2000. Сегодня очередь стоит из желающих стать операторами БПЛА. Увеличение типов привело к необходимости создания единой системы управления, в которой  операторы-«многостаночники» будут управлять разными БПЛА.

 

Основные организационные изменения. Во-первых, нас ожидает формирование новой боевой авиационной бригады (САВ). Новая бригада получит 16-й номер (16 САВ) около 120 вертолетов и 2700 военнослужащих. Силы и средства для формирования бригады уже есть. Кроме новой САВ, в ротах медицинской эвакуации увеличивается число санитарных вертолетов с 12 до 15. Одновременно общая численность увеличивается на 9 рот. Первые роты 15-ти вертолетного состава появятся уже в конце весны 2010 г. Американцы не на словах, а на деле демонстрируют заботу о солдате.

 Следующим изменением организационной структуры станут легкие боевые авиационные бригады (легкие САВ). Решение связано с реструктуризацией разведывательно-боевых эскадрилий смешанного состава (3 OH-58D и 2 пусковые установки тактических БПЛА Shadow). По мнению руководства АА, совместные подразделения пилотируемых и беспилотных ЛА позволят существенно вести разведку и наблюдение в реальном масштабе времени и поднять эффективность САВ на новую высоту. Новые структуры должны существенно расширить возможности комдивов с точки зрения разведки, наблюдения и применения высокоточного вооружения. С новыми САВ комдив «стал лучше видеть!» Скорости боевых столкновений значительно возросли. Они стали более динамичными, без перемещений по земле. Взаимодействие выходит на качественной иной уровень. И это требует совместных тренировок.

 Главным лейтмотивом всех преобразований АА США остается: «Чтобы наземные командиры ни в чем не нуждались». Для чего необходимо, по мнению американских специалистов, ускорение внедрения  новой техники (в минимально короткие сроки). В циклах (боевые действия – отдых/подготовка – боевые действия) на этап отдых/подготовка приходится 12-15 месяцев – это меньше, чем у наземных частей и подразделений. Причина проста – не хватает пилотов (около 300). Поставлена задача подготовки 1500 пилотов в год, что позволит не только выйти на более щадящий цикл:  1 год боевых действий – 2 года отдыха, но и поднять уровень подготовки экипажей. Суровые природно-климатические условия применения требуют быстрой  адаптации, многофункциональности авиаторов и тесного взаимодействия с наземными командирами.  

 Следующая проблема – необходимость поддержания высокой боевой готовности, потребовала увеличения статьи расходов на приобретение запасных частей. Все вертолеты, которые покидают ТВД, должны вернуться и быть готовы к ведению боевых действий в течение 180 суток. Здесь необходимо сделать пояснение, что западные вертолеты для выполнения сложных регламентных работ, ремонта и модернизации перебазируются с ТВД (например, в Европу). Американские военные добиваются существенного ускорения процессов обслуживания и модернизации.  

               

Вертолеты специального назначения (СН). После провальной операции «Desert one» вертолетный спецназ США прошел долгий путь. Сегодня воздушный десант легко справляется с задачами на гораздо большем удалении, чем в Иране в 1980 г. Парк вертолетов упростился с 10 типов до 3-х: MH-6 Little Bird, MH-60 Black Hawk и MH-47E Chinook. В планах замена Little Bird, которая уже 30 лет находится на вооружении. Boeing занят по программе легкого разведывательно-ударного вертолета для сил СН. Несмотря на то, что АН-6 –  легкая  машина, до 83% программного обеспечения используется Apache block III,  ударобезопасные кресла, УР Hellfire, ракеты с лазерным наведением, пулеметы и автоматическое оружие, а также способность передачи изображения воздушным и наземным экипажам.

 Новые модели вертолетов уже не удовлетворяют спецназовцев, они требуют кардинального увеличения скорости и дальности полетов, новые радиолокационные системы обнаружения ПВО противника (стрелкового вооружения, РПГ…), а также программы расширения границ работоспособности экипажей. Задачу замены парка в одиночку не поднять. Руководство, занятое поиском новых перспективных вертолетных технологий и новых партнеров, предложило СВ использовать единую платформу. 

Что закупают СВ США?

Тип

2008 ф.г.

2009 ф.г.

2010 ф.г.

Новые

UH-60

77

68

83

CH-47

6

27

39

AH-64 Block III

 

 

6

LUH

42

44

54

Всего  

125

134

184

MQ Sky Warrior

 

 

36

RQ Raven

 

 

876

Всего БПЛА

 

 

912

Модернизированные

AH-64

5

12

4

CH-47

41

23

-

OH-58D Kiowa Warrior

-

-

6

Всего

46

35

10

 Несмотря на высокую стоимость вертолетов, очень дорогое удовольствие (35 млн. долларов за AH-64 Longbow Apache блок III), тенденция приобретения новой техники усиливается. В ближайшей перспективе основной упор делается на транспортные возможности и БПЛА, за последние 3 года доля боевых – около 5%. В 2010 г. ожидается резкое увеличение численности БПЛА. Поступление БПЛА на вооружение – это новый мощный тренд развития любого из видов вооруженных сил. Расходы вооруженных сил на закупку вертолетов и НИОКР представлены в таблице.   

Тип вертолета (вид ВС)

Закупка

НИОКР

Сумма

V-22 (КМП, ВВС)

2751,3

109,1

2860,4

UH-60 (СВ)

1431,4

33,5

1464,9

CH-47 (СВ)

1052,0

10,8

1062,8

MH-60R (ВМС)

943,2

82,0

1025,2

MH-60S (ВМС)

492,9

49,1

542,0

H-1 (КМП)

835,4

32,8

868,2

LUH (СВ)

326,0

-

326,0

AH-64 Block III (СВ)

219,2

150,8

370,0

Всего

8051,4

468,1

8519,5

 В целом, на закупку винтокрылой техники в 2010 финансовом году заложено более 8 млрд. долл. Каждый «третий» доллар минобороны США потратит на вертолеты! Всем нужны вертолеты: СВ истратят около 3 млрд.долларов, ВМС и КМП 2,7 млрд.долларов. Самая дорогостоящая программа – V-22 Osprey. И хотя Apache III остался на последнем месте, в НИОКР он впереди. Основным поставщиком Пентагона остается компания Sikorsky – 3082  млн. долл., далее идут Boeing – 2863 млн.долл., Bell - 2298,3 млн.долл., доля ЕС невысока, тем не менее вызывает постоянные упреки местных производителей к властям и законодателям…

 Если просуммировать сказанное, получается уравнение из трех слагаемых: CAB+MEVAC+UAV. Тренд 2010 – это новые боевые подразделения + медицинская эвакуация + БПЛА!
 


Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2010/3/15/984/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.