← Назад

Главная Техника/технологии Особое мнениеНужен ли мобильный телефон в небе?

23 марта 2010 года / Виталий Коренюгин / Aviation EXplorer

Виталий Коренюгин
Руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании "Скай Экспресс".

Эксперт "Aviation EXplorer"

В феврале Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила использовать диапазоны 1710-1785 МГц и 1805-1885 МГц для организации микросетей сотовой связи GSM на борту самолетов. Возникает вопрос: а так ли уж нужна такая связь пассажирам на высоте 10 тысяч метров? Разговоры о предоставлении услуг мобильной связи на бортах российских авиакомпаний ходят уже достаточно давно. В конце прошлого года мобильные операторы обратились в авиакомпании с вопросом: интересен ли такой сервис самим авиакомпаниям и пассажирам и готовы ли авиаперевозчики развиваться в этом направлении?

Многие авиакомпании и операторы связи сразу же заявили о востребованности таких услуг, их важности и необходимости. Так, например, в прошлом году глава «Аэрофлота» Виталий Савельев уверял авиационное сообщество, что самолеты авиакомпании будут оснащены необходимым оборудованием. Впрочем, в ноябре 2009 года уже были сделаны спешные заявления о том, что «это слишком дорого, и услуга вряд ли будет пользоваться спросом».

Наша компания также уже обсуждала с одним из мобильных операторов такую возможность, но конкретных предложений по установке оборудования для предоставления пассажирам услуг мобильной связи и интернета в полете на высоте более 3 тысяч метров мы еще не получали.

И вот сбылась мечта… Только не знаю кого, мобильных операторов или авиаперевозчиков? ГКРЧ разрешила и выделила для использования необходимые частоты.  И снова мы слышим со всех сторон – «нужно», «востребовано»! Но, позвольте, кто-нибудь проводил исследования о такой «нужде» российского пассажира? Оценивал ли кто международный опыт ведущих западных перевозчиков? И почему операторы связи уже считают возможную прибыль, перекладывая на суммарный пассажиропоток всех российских авиакомпаний до 50 млн. человек? Связь будет на всех самолетах, включая Ан-24 и Як-42? Уверен, даже не на всех новых Airbus и Boieng, ввезенных в страну за последние два года.

Как показывает опыт наших коллег, лишь немногие  воздушные суда авиакомпаний  Emirates Airlines, Delta, Air France и Lufthansa оснащены специальной системой  OnAir, разработанной Airbus совместно с компанией SITA, и получившей одобрение Европейского агентства авиационной безопасности на комплектование лайнеров подобными системами. И, как правило, стоимость таких услуг очень высока.

На мой взгляд, для пассажира важнее сервис и технические новинки до и после полета. Каждый путешественник втайне мечтает о некоей двери или машине времени, куда войдешь и окажешься уже в нужном месте. Таких дверей, к сожалению, еще нет, а вот заказ и оплата билетов, дорога в аэропорт, предполетные хлопоты и прочие формальности занимают существенное время. Оптимизация именно этих условий для пассажиров значительно важнее. Это и он-лайн регистрация на рейс, после чего пассажир не утруждает себя стоянием в очереди в аэропорту и сразу проходит в сектор досмотра Службы авиационной безопасности, и киоски саморегистрации для пассажиров без багажа.

Мое стойкое убеждение: установление мобильной связи в самолетах выгодно только операторам связи, которые не хотят «терять из виду» своих клиентов на 3-6 часов и использовать в своих интересах интернет-зависимость летающей части населения страны. Как показывает практика, далеко не все, а лучше сказать – совсем немногие - выключают свои телефоны в полете. Я, например, делаю это редко. И такие пассажиры очень лакомый кусочек для мобильного оператора. Не всякий отклонит неожиданный звонок в полете от родителей или любимого шефа. Нужно ответить, а счетчик в роуминге уже заработал.

Подтверждении моих мыслей является появившийся 10 марта 2010го года Второй годовой отчет портала TripAdvisor о предпочтениях пассажиров в авиапутешествиях. В опросе приняли участие более 3200 граждан США. Так вот, 61% опрошенных не готовы платить за интернет в полете, а 27% готовы тратить за доступ к Wi-fi не более 5 долларов за полет. 45% опрошенных не хотят сидеть рядом с лицами, использующими неподобающий контент (видимо имеется ввиду контент эротического характера). И это очень соотносится с «мобильным этикетом» в повседневной жизни, когда нормальный человек не будет громко общаться по телефону на весь автобус, делясь с собеседником личными секретами.

Абсолютно уверен, что даже в салонах бизнес-класса, где обычно мало пассажиров, возможность поговорить по мобильному не найдет много желающих. Простой пример - плачущий ребенок в салоне или громко галдящая компания "навеселе" вызывает у многих раздражение. Если добавить в этот винегрет еще и многочисленные разговоры по телефону, полет превратится просто в пытку.

На мой взгляд, мобильная связь на борту возможна лишь как услуга lixury- класса для очень небольшой и состоятельной категории пассажиров и только на рейсах продолжительностью более 3-х часов, на средне- и дальнемагистральных маршрутах. Востребованность такой услуги у пассажиров эконом-класса, особенно на коротких маршрутах, где билет стоит 1500 -4000 рублей, будет близка к нулю. Согласитесь, накладно платить за интернет или пару разговоров по телефону практически еще одну стоимость билета.

Наличие такого сервиса на борту - скорее имиджевая составляющая для авиакомпаний и попытка мобильных операторов заработать на входящих звонках или на одном-двух SMS во время полета. Авиакомпаниям же заработать на таких услугах, да и операторам связи окупить оборудование стоимостью 200 тысяч долларов будет, на мой взгляд, очень проблематично.

 


Виталий Коренюгин


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2010/3/23/994/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.