Итоги работы лидера мирового вертолетостроения в 2010 году впечатляют: поставлено 527 вертолетов. Сюда вошли 28 NH90 и 15 Tiger (вдвое больше, чем в 2009 г.) плюс 3 EC725 для бразильских вооруженных сил и около 50 UH-72A Lakota для американской армии. И становится ясно, что, как и 2009 году, спасение пришло в виде военной продукции.
В последнее время производство западноевропейских вертолетов энергично набирало ход. Начиная с 2009 года, поставки превысили заказы. К сожалению, спрос на вертолеты упал более чем вдвое. Динамику заказов ЕС за последние пять лет можно проследить по таблице.
В 2010 году объем заказов остался на уровне предыдущего 2009 г. – 346 вертолетов. Что касается предпочтений заказчиков, семейство Ecureuil AS350/355 и ЕС130В4 вне конкуренции – 143 заказа. Большую роль здесь, как ни странно, сыграла поддержка России (заказы на AS350/AS355). Стабильными остаются позиции бестселлера ЕС135 – 67. Пусть не вводят в заблуждение 52 заказа на ЕС145, 40 из них – UH-72A для американских военных.
Обращает на себя внимание главный «лузер» последних 2-х лет – ЕС120, всего 12 заказов (в 2009 г. их было 8). Неудачи «Колибри» – это не только индикатор состояния экономики, но и восприятия вертолетной общественностью (см. «Жилец «Колибри» или нежилец?»).
Заказы лидера показывают, что кризисные явления в вертолетной отрасли продолжаются. Пока частный сектор замер в ожидании перемен, вертолетостроители гипнотизируют цены на нефть в надежде на поддержку нефтяников. Только при условии повышения цены за баррель свыше 80 долларов, нефтяники будут вкладывать средства в средние и тяжелые вертолеты (для обслуживания морской нефтедобычи).
В целом, Eurocopter продолжает наступать. Стратегия 2011 лаконична и проста: 1+1+1 (запуск одной новой программы + полет одного нового вертолета + сертификация одного вертолета). Гораздо большее значение отводится тренажерам и сервисным центрам. В ближайшее время нас ожидает череда шумных презентаций очередного тренажера или центра.
Нужно отметить, что, несмотря на большие трудности, Россия оказывает серьезную поддержку западным вертолетостроителям в самый сложный период. Однако это совсем не значит, что поддержка – дорога с односторонним движением. Почему-то западные вертолетостроители стали вести себя в России «как дома», пытаясь учить нас «как жить». Хотелось бы напомнить господам об ответственности производителя за свои вертолеты, где бы они ни летали. Вы в гостях, в гостях у друзей и партнеров.
Несмотря на ожидания в отрасли, разработчики и производители вертолетов, двигателей, оборудования и снаряжения развернули бурную деятельность, до предела обострилась гонка за скоростью полета. Вертолетостроители не останавливаются ни на минуту, но даже у лидеров не обходится без трудностей. Есть хорошая поговорка: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Впереди у вертолетостроителей – серьезные дела!