← Назад

Главная Техника/технологии Экспертное мнениеИтоги Eurocopter: главный «лузер» – EC120 «Колибри»

4 марта 2011 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Накануне ежегодного вертолетного смотра Heli-Expo, который в этом году пройдет с 5 по 8 марта в Орландо, вертолетостроители спешат поделиться результатами своей работы за 2010 год, и Eurocopter – не исключение.

Итоги работы лидера мирового вертолетостроения в 2010 году впечатляют: поставлено 527 вертолетов. Сюда вошли 28 NH90 и 15 Tiger (вдвое больше, чем в 2009 г.) плюс 3 EC725 для бразильских вооруженных сил и около 50 UH-72A Lakota для американской армии. И становится ясно, что, как и 2009 году, спасение пришло в виде военной продукции. 

В последнее время производство западноевропейских вертолетов энергично набирало ход. Начиная с 2009 года, поставки превысили заказы. К сожалению, спрос на вертолеты упал более чем вдвое. Динамику заказов ЕС за последние пять лет можно проследить по таблице.

 

В 2010 году объем заказов остался на уровне предыдущего 2009 г. – 346 вертолетов. Что касается предпочтений заказчиков, семейство Ecureuil AS350/355 и ЕС130В4 вне конкуренции – 143 заказа. Большую роль здесь, как ни странно, сыграла поддержка России (заказы на AS350/AS355). Стабильными остаются позиции бестселлера ЕС135 – 67. Пусть не вводят в заблуждение 52 заказа на ЕС145, 40 из них – UH-72A для американских военных.

Обращает на себя внимание главный «лузер» последних 2-х лет – ЕС120, всего 12 заказов (в 2009 г. их было 8). Неудачи «Колибри» – это не только индикатор состояния экономики, но и восприятия вертолетной общественностью (см. «Жилец «Колибри» или нежилец?»).

Заказы лидера показывают, что кризисные явления в вертолетной отрасли продолжаются. Пока частный сектор замер в ожидании перемен,  вертолетостроители гипнотизируют цены на нефть в надежде на поддержку нефтяников. Только при условии повышения цены за баррель свыше 80 долларов, нефтяники будут вкладывать средства в средние и тяжелые вертолеты (для обслуживания морской нефтедобычи). 

В целом, Eurocopter продолжает наступать. Стратегия 2011 лаконична и проста: 1+1+1 (запуск одной новой программы + полет одного нового вертолета + сертификация одного вертолета). Гораздо большее значение отводится тренажерам и сервисным центрам. В ближайшее время нас ожидает череда шумных презентаций очередного тренажера или центра.

Нужно отметить, что, несмотря на большие трудности, Россия оказывает серьезную поддержку западным вертолетостроителям в самый сложный период. Однако это совсем не значит, что  поддержка – дорога с односторонним движением. Почему-то западные вертолетостроители стали вести себя в России «как дома», пытаясь учить нас «как жить».  Хотелось бы напомнить господам об ответственности производителя за свои вертолеты, где бы они ни летали. Вы в гостях, в гостях у друзей и партнеров.

Несмотря на ожидания в отрасли, разработчики и производители вертолетов, двигателей, оборудования и снаряжения развернули бурную деятельность, до предела обострилась гонка за скоростью полета.  Вертолетостроители не останавливаются ни на минуту, но даже у лидеров не обходится без трудностей. Есть хорошая поговорка: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Впереди у вертолетостроителей – серьезные дела!           

 

 


Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2011/3/4/1298/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.