← Назад

Главная Техника/технологии МнениеПутаница целей и приоритетов

11 апреля 2011 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Недавно опубликованный одним из журналов рейтинг наиболее значимых событий в авиационной жизни России: «Российская авиация 2010: События года», порождает противоречивые чувства. С одной стороны, хорошо, что у нас есть еще один инструмент для оценки деятельности авиационного хозяйства, а с другой – содержание вызывает явное недоумение.

Во-первых, если  присмотреться к структуре построения рейтинга («Авиапромышленность», «Военное самолетостроение», «Гражданское самолетостроение» «Вертолетостроение», «Двигателестроение»…) в глаза бросается – строение. По мнению экспертов, наиболее существенные события в авиационной жизни России связаны исключительно с производством.

Принципиально не могу согласиться. Позвольте вопрос, зачем мы производим самолеты и вертолеты? Производство ради производства?! «Поставил – забыл»?! Любая продукция выпускается в интересах использования по назначению. В ходе использования по назначению реализуется качество, которое закладывается в производстве. Только использование по назначению, может дать ответ, насколько высоко качество продукции.

Летно-техническая эксплуатация – критерий авиационно-строительной истины.

Значит, первичным является использование, а не производство, и не техническое   обслуживание или ремонт (все это вторично, ради увеличения эффекта применения). Цель – максимальная эффективность использования, максимальное удовлетворение потребностей заказчика, (чтобы экипажу, пассажиру, грузу «было хорошо»).

Строить и поставлять воздушные суда надо ради эффекта применения, а не ради цифр в графе «Построено».

Если наш производитель не заинтересован в качественной работе техники (его больше интересует продление ресурса), то почему у наших СМИ производство стоит на первом месте? Да потому что «дорога к производителю короче». Производителей мало (порой это монополист), а эксплуатантов – сотни и оценить значимость события в реальной, а не производственной авиационной жизни гораздо сложнее.  

Справедливости ради нужно отметить, что в этом году в рейтинге добавились такие новые категории, как Авиакомпании, Аэропорты, Техническое обслуживание и Ремонт, однако, исчезла  очень важная, на мой взгляд, категория качества использования, как Безопасность полетов.  Высокая аварийность наших вертолетов – это беда. Если к авариям и катастрофам старых машин нас уже приучили, то сегодня бьются и западные Robinson R44 и наши, совершенно новые: Ансат, Ка-226, а теперь и Ка-60.     

Во-вторых, вертолетчиков в рейтинге, как всегда, обошли (непонятно, если следовать экспертной логике производства, в 2010 году вертолетов построили в разы больше, чем самолетов). Из 50 «номинаций» вертолеты упоминаются лишь в 8 (16%), в остальных – ни слова.

«Авиакомпании». Ни одной вертолетной кампании?! Можно по разному относиться к «ЮТэйр», но в 2010 году налет вертолетов составил 97752 часа (по сравнению с 2009 г., 123%) перевезено пассажиров 448351 (125,3%) и грузов 70290,4 (121,2%). Рост более 20%(!) в тяжелейших условиях африканской жары и сибирского холода – вот действительно событие года.

Военная авиация. Событие года - начало поставок ВВС учебных вертолетов Ансат-У? Однако, если главное предназначение учебно-тренировочного вертолета – это обучение, а в 2010 году ни один курсант не поднимался в небо на новом УТВ, то в чем важность события? Использование по назначению не начиналось. Более того, впереди серьезная программа модернизации, пока же Ансат явно «не тянет» на существенное событие в авиации. В начале второго десятилетия 21 века мы продолжаем учить по старинке. Как говорят те, кто умеет считать деньги,

учить курантов на «11-ти тонном» Ми-8 – это «преступление»!

Вертолетостроение. Отмеченный рост поставок новых отечественных вертолетов российским заказчикам происходит на фоне «неестественно» высокого роста производства. За последние 4 года «ножницы» между производством и внутренними поставками  нарастают гигантскими темпами. Если в 2007 г. был построен 121 вертолет и поставлено российским компаниям 17 новых вертолетов, то в 2010 г. построено уже – 214, а поставлено – всего 27.     

Персона года - менеджер. Не конструктор, и не испытатель, не эксплуатант, и не ученый. Быть может, звание персона года заслужил тот, кто поднимался в небо и боролся с лесными пожарами, в бушующем океане ради спасения жизни людей садился на крошечную палубу, перевозил пострадавших и продукты? Или о каких инновациях идет речь? Красивые картинки с эмблемой  «Дартс»?

Реализация новых вертолетных технологий – не игра («попал – не попал»), а кропотливая работа. Инновации – это не количество новых станков или рабочих мест, это внедрение новых вертолетных технологий. А что мы внедрили в 2010? Продавали все те же Ми-17/Ми-35/ Ми-26/ Ка-32.

Ни одной новой вертолетной программы при полном отсутствии вертолетного двигателестроения.

В-третьх, любимое слово, которое используется в рейтинге в связи с вертолетами, план: «планируемого» (Ка-52), «планируется» (Ми-38), «в планах» (ЕС130, ЕС135, ЕС145 и ЕС175). Рейтинг событий 2010 – это рейтинг свершившихся фактов, или планируемых… ?       

Оценивая получившийся результат, можно сказать, что по форме  События 2010 – в основном, лишь часть нашей авиационной жизни, не самая  большая ни с точки зрения продолжительности, ни с точки зрения затрат,  стадия жизненного цикла – производство (и ТОиР), а по содержанию – путаница целей и  приоритетов.

 

От редакции AEX.ru: Разделяем озабоченность автора статьи. К сожалению, в авиации, да и в стране в целом, всё чаще прибегают к старинной мудрости: "не важно, выиграно сражением или нет, главное - какой отчёт направлен государю". Всё чаще за бравурными отчётами скрывается катастрофическая ситуация в авиапроме и проблемы в эксплуатации выпускаемой нашими предприятиями техники. И за примерами далеко идти не надо. Так, авиакомпания «Якутия», в парке которой состоит 4 региональных турбовинтовых самолета Ан-140, с октября 2010 года, из-за отсутствия комплектующих, вынуждена была полностью прекратить эксплуатацию самолета б/н RA-41250, а в феврале текущего года истек ресурсный запас ряда самолетных агрегатов на Ан-140 б/н RA-41252. Понятно, что длительный простой техники, ремонт или необходимость предоставления новых деталей, влечет за собой серьезные финансовые потери как для эксплуатанта, так и для производителя, однако вопрос до сих пор остается нерешенным. Такой подход руководителей отрасли и привёл к тому, что уговорить авиакомпании купить отечественную технику сейчас возможно только под административным прессингом. А нам  - отраслевым изданиям к замечательным рейтингам важных событий неплохо бы присовокуплять и антирейтинг выбытия отечественной авиатехники из парков авиакомпаний.


Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2011/4/11/1321/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.