Вертолетное хозяйство США и кризис (Часть 1)
4. Аварийность
В целом сохранилась позитивная тенденция снижения аварийности вертолетов в США.
Высокий налет вертолетов обеспечивается широко развитой инфраструктурой. Число вертолетных площадок в США перевалило отметку 5800, подавляющую часть которых составляют частные площадки 5632 (96,7%).
Вертолетные площадки, шт. |
2008 г. |
2010 г. |
Прирост |
Общественного пользования, в т.ч. в аэропортах |
186
120
|
191
123
|
5
3
|
Частные, в т.ч. в аэропортах |
5522
43
|
5632
44
|
110 1
|
Всего |
5708
|
5823
|
115 |
За два года численность площадок возросла на 2%. Основную долю прироста наземной инфраструктуры составили частные площадки. Интенсивность использования ВП: в среднем на одну площадку в 2010 году приходилось 4,75 вылетов в сутки, по сравнению с 2008 годом, сократилась на 13,5%. И, тем не менее, вывод не меняется, несмотря на уникальные возможности вертолетов, эффективность и безопасность использования определяется инфраструктурой. Хотите интенсивно и безопасно летать на вертолетах – стройте площадки.
Завершая наш разговор о влиянии кризиса на вертолетное хозяйство, нельзя не остановиться на прогнозах развития мирового рынка вертолетов. Символом сегодняшнего состояния отрасли стала фотография вертолета над огромной волной, по которой скользит сёрфингист, с надписью в «Ожидании волны» заказов (в ожидании у моря погоды).
Появившиеся в этом году прогнозы добавили оптимизма. Например, по прогнозу Rolls-Royce, в следующем десятилетии должно быть поставлено 16970 вертолетов (по сравнению с прошлогодним прогнозом + 2,8%!), общей стоимостью 140 млрд.долларов, в том числе 10900 гражданских вертолетов на сумму 34 млрд. долларов и 6070 военных вертолетов на сумму 106 млрд. долларов (здесь простое «правило третей»: 1/3 военных вертолетов дает 2/3 суммы и 2/3 гражданских вертолетов – 1/3). На вертолетные двигатели придется 12,4 млрд. долларов. Уже в этом году будет поставлено 1500 вертолетов, в период 2014-2016 поставки вырастут до 1700 вертолетов, затем вернутся на уровень 1500. Оптимизм экспертов основан на необходимости замены до 43% мирового вертолетного парка, срок службы которых превысил 25 лет.
Если интересно, какие вертолеты будут пользоваться спросом, посмотрите таблицу.
Типы вертолетов
|
2008 г./2011 г.
|
2017 г./2020 г.
|
||
Доля, %
|
Стоимость,
млрд. долларов
|
Доля, %
|
Стоимость, млрд. долларов
|
|
Военно-транспортные
|
43,9/42,1
|
5,8/7,2
|
45,9/41,2
|
8,4/7,6
|
Гражданские
(без преобразуемых)
|
26,5/19,3
|
3,5/3,3
|
24,6/26,4
|
4,5/4,9
|
Преобразуемые
|
11,4/14,6
|
1,5/2,5
|
17,5/10,8
|
3,2/2,0
|
Военно-морские
|
3/6,6
|
0,4/1,1
|
3,8/4,7
|
0,7/0,9
|
Разведывательные/ударные
|
15,2/17,5
|
2,0/3.0
|
8,2/16,9
|
1,5/3,1
|
Итого
|
|
12,9/17,1
|
|
18,3/18,5
|
Влияние кризиса на изменение спроса на вертолеты несущественно. Наибольшим спросом будут пользоваться военно-транспортные машины (почти половина рынка). На втором месте гражданские вертолеты без преобразуемых (около четверти). На третье место поднимаются разведывательно-ударные вертолеты, отодвигая на четвертое место преобразуемые. Пятое место останется за военно-морскими вертолетами, несмотря на то, что их доля существенно возрастает (словно, специалисты «откликнулись» на наши сомнения относительно роли морских вертолетов в будущей борьбе за морские ресурсы, защите от природных катаклизмов и охране от пиратов).
Если сравнить прогнозы десятилетий, с точки зрения расстановки производителей, (см. таблицу) получается следующая картина.
Производители
|
Доля вертолетного рынка, %
|
Доля вертолетного рынка, %
|
||
1998-2007 г.г.
|
2008-2017 г.г.
|
2001-2010 г.г.
|
2011-2020 г.г.
|
|
AgustaWestland
|
14,7
|
14,2
|
15
|
13,1
|
Bell
|
11,4
|
16,3
|
11,8
|
12,7
|
Boeing
|
25,2
|
24,4
|
24,8
|
23,3
|
Eurocopter
|
20,8
|
20,1
|
21,9
|
22,8
|
Sikorsky
|
20,5
|
21,4
|
22,3
|
21,3
|
Прочие
|
7,4
|
2,1
|
3,7
|
3,1
|
В первой пятерке сразу три американских производителя: Boeing (№1), Sikorsky (№2-№3) и Bell Helicopter (№5), в основном, за счет военных заказов. Американские производители сохранят доминирующее положение на рынке благодаря заказам Пентагона. Достаточно взглянуть на самые «лакомые» программы и становится понятно, кто в вертолетном доме «хозяин»?
Обратите внимание на программы, которые должны «прибавить».
Соперничество в первой тройке обострится до предела, разница измеряется лишь долями процента, это значит, что борьба будет «не на жизнь, а на смерть». Схватка уже стартовала гонкой за скоростью полета. Здесь наметились два подхода: американский «скорость – любой ценой» с прицелом на военные заказы и европейский прагматичный: «скорость – эффективность», рассчитанный под конкретную гражданскую программу. Нужно отдать должное Европе. Вместе с Eurocopter (№2-№3) в последнее время мощно накатывает на рынок другой европейский производитель AgustaWestland (№4), оттеснив Bell (№5). Участие в новых перспективных совместных проектах упрочили позиции итало-британского союза. «Локомотив» мирового вертолетостроения не устает разгонять рынок, чего стоит линейка: AW139 – AW149 – AW159 – AW169. Успехи AW заслужили мирового признания.
Что касается второго эшелона, влияние кризиса сказалось на темпах продвижения старичков и появления новичков. Здесь рынок расставит всех по своим местам. Приятно, что, наконец-то, набирает ход тенденция благоразумия, когда новые и старые технологии переплетаются. Вертолеты разных поколений и разработок не только уживаются вместе, но и взаимно обогащаясь, научились эффективно работать «бок о бок».
В конечном итоге, мы получили очередной виток обострения конкурентной борьбы, в которой никто не собирается уступать свою долю на рынке. Напротив, всеми правдами и неправдами будет добиваться ее расширения. «Первая пятерка» в полном составе готова сделать очередной шаг вперед. Как и в прошлый раз, процесс продвижения вертолетов на рынок напоминает «соревнования формулы №1». Здесь нет свадебных генералов, почивающих на лаврах. Каждый год нужно подтверждать свои претензии на лидерство. Но чтобы побеждать на современном рынке, сегодня недостаточно одного участия, нужен постоянный поиск новых путей к победе. Кризис – это стимул к борьбе, а не «Ожидание у моря погоды».
Инерционность вертолетной отрасли, сказалась не только в запоздалом падении, но и скажется в задержке с возвращением. Кризис отбросил мир вертолетов (по разным позициям) на 5-7 лет назад. На возвращение потребуется несколько лет. Недавние природные катаклизмы даже в таких, казалось бы, развитых вертолетных державах, как Австралия (наводнение) и Япония (землетрясение) в очередной раз продемонстрировали всему миру чудовищную нехватку вертолетов. Сотни людей на крышах плакали от отчаяния, когда вертушки пролетали мимо. Вертолеты вернутся. Обязаны вернутся!