Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Интервью

"Сегодня тот прав, у кого больше прав"

«Мы готовы дать для «Суперджета» более мощный двигатель»


28.07.11 10:24 / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer
 

Интервью Вячеслава Александровича Богуслаева, генерального директора ОАО «Мотор Сич» - запорожского предприятия, являющегося основным производителем двигателей для российских вертолётов и самолётов Антонова

Богуслаев Вячеслав Александрович
Глава правления, генеральный директор ОАО «Мотор Сич». Родился 28 октября 1938 г. в рабочей семье в г. Уральске (Казахстан). Работал на местном судостроительном заводе в качестве помощника машиниста - дизелиста, сразу же по окончании школы. Одновременно начал учиться в Саратовском политехническом институте - на заочном отделении. Окончить не успел: в 1958г. призвали в армию. Служил в войсках ПВО Московской области. В 1961 году, оказавшись в Запорожье, Вячеслав Александрович впервые переступил проходную двигателестроительного завода. Короткий дебют в роли слесаря-сборщика, затем пять студенческих лет в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я. Чубаря. Первая должность по окончании института - инженер-конструктор в отделе главного технолога (1966-1969гг.). Начальник отдела (1969-1973гг.). В 1973 г. назначен директором филиала г. Волочиск Хмельницкой области где и проработал 15 лет. В 1988 г. возглавил запорожский моторостроительный завод. В 1995 г. избран председателем правления открытого акционерного общества 'Мотор Сич'. Вячеслав Александрович Богуслаев - инженер-механик по авиационным двигателям, академик инженерных наук Украины и Академии транспорта Российской Федерации, доктор технических наук, профессор. Является автором 98 научных рaбот и пяти монографий. С марта 1997 г. - член Комитета Государственных премий Украины в области науки и техники. С февраля 1999 г. - член Совета экспертов при Кабинете Министров Украины. С марта 2000 г. - член Совета по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины. Герой Украины.

- Вячеслав Александрович, как вы относитесь к планам некоторых чиновников установить на Ан-148 двигатель иностранного производства?

Когда создавали двигатель для Ан-148, то он сначала не получался. Потом уже великий Петр Балабуев его доделал. Он послал делегацию в США, и там посмотрели двигатель CF-34, который одного класса с Д-436. Посмотрели и пришли к выводу, что американский двигатель тяжелее. А наш двигатель, трехвальный, самый легкий. Там все три каскада конструктивно оптимизированы и не нужны там поворотные лопатки и т.д. В общем, отказались мы от CF-34.
 
А вот то, чем это все нам угрожает: CF-34 и французско-российский двигатель SaM-146 стоят $4,2 млн., а мы продаем Д-436 за $2,2 млн. Я продаю двигатели на $2 млн. дешевле, а 2 двигателя – это уже на $4 млн. дешевле. При цене самолета в $30 млн. в итоге получается или $34 млн. или $38 млн.
 
Что касается SaM-146, то сначала нужно опубликовать на него техданные, хоть кто-нибудь скажите общественности: сколько он весит, какой расход топлива, ведь эксплуатанту надо знать, сколько стоит час обслуживания. Никто из вас этого не знает. А сертификат, который получила компания PowerJet, занимающаяся управлением, маркетингом, производством, сертификацией и послепродажным обслуживанием двигателя SaM-146, вообще на другой двигатель. Да вы почитайте, какой двигатель стоит на «Суперджете», и на какой двигатель выдали сертификат - да это же разные двигатели.
 
И гендиректор ГП «Антонов» на протокольной встрече премьер-министра Путина с премьером Украины Азаровым попросил высотные данные на этот двигатель, а ему ничего не дали. Он обратился к рыбинцам – они говорят, обращайтесь в Париж, ведь сертификат типа там, а в Париже не хотят давать данные, потому, что двигатель плохой. Они прекрасно понимают, что дать профессионалам эти данные – значит себя разоблачить.
 
Мы в СССР и в наши дни сертифицируем двигатели в барокамере, которая может имитировать всевозможные условия работы по высоте, температуре, направлению ветра. И все это мы делаем. А западные двигатели, ни один из них, не был в барокамере. И SaM-146 сертифицировали на летной лаборатории Ил-76 в Жуковском. Как можно снять топливную эффективность одного двигателя, когда самолет тянут три других двигателя? Все эти данные, на летающей лаборатории, условные. Единственное преимущество летающей лаборатории – это испытания на боковой ветер, которого нет в барокамере. А тут можно проверить газодинамическую устойчивость при боковом ветре. И все.
 
Знаете, да я, на самом деле, даже жду, когда хотя бы на один Ан-148 поставят иностранный двигатель. Очень хочу посмотреть, как он будет летать. У нас есть отчет о топливной эффективности Ан-148, в сравнении с Embraer 195 и несколькими другими самолетами, и там показано, что топливная эффективность Ан-148 лучше.
 
Топливная эффективность двигателя зависит, в том числе, и от качества самолета. Если двигатель повесить на самолет, то будет одна топливная эффективность, если повесить на забор – другая, а если на ракету, то третья.
 
Что касается конкретных цифр, то цена этого вопроса (установки иностранных двигателей на Ан-148 - прим. ред.) примерно $160 млн. 65 млн. нужно заплатить нам и 95 млн. за сертификацию самолета с новыми двигателями.
 
Предложение было поставить двигатели CF-34, и компания General Electric запросила за адаптацию двигателей $95 млн. Это предложение было показано вице-премьеру Украины Колесникову, с вопросом, есть ли у него лишние $95 млн. на это. Сам же процесс сертификации займет 2 года.
 
Что касается $65 млн., то это сумма неустойки, которую в случае принятия программы необходимо будет нам заплатить, так как ранее был заключен договор на производство 50 самолетов Ан-148 с нашими двигателями.
 
Я не спорю, любая компания имеет право потребовать новый двигатель, но печально становится оттого, что лоббирование установки иностранных двигателей ведут члены правительства Украины.
 
- Сейчас появилась информация об очередном отказе двигателя на самолёте Sukhoi Superjet 100, но теперь уже на серийной машине, эксплуатирующейся в Армавиа. Вы считаете, что «Суперджет» неконкурентоспособен?
 
Я отношусь к любому летательному аппарату, который смог подняться в воздух с уважением. Что же из этого получится, мы посмотрим в будущем, но пока, как вы знаете, есть трудности. Пусть он летает, даст Бог, чтобы это так и было, но я против лжи. Я считаю так, что если не получается самолет, то ты так и скажи. Мы же можем помочь. Однако вносить в общество дезинформацию, и за счет этого пытаться получить какие-то дивиденды – глупо, ведь нам же понятно, что тут где-то что-то пилится, что-то откатывается. И так далее.
 
Когда-нибудь этот самолет нормально полетит, но сейчас он тяжелый, да и другие двигатели нужны. Там вообще есть много вопросов и проблем, которые надо решать, но пока что самолет этот плохой. Надо прямо так и сказать.
 
- Некоторое время назад в печати появился очередной отчет авиакомпании «Россия» об эксплуатации Ан-148. Прокомментируйте этот документ, были ли отказы двигателей на этих самолетах?
 
На Ан-148 вообще никогда не отказывали двигатели. Один раз мы заменили подшипник, но это была плановая замена. Вот и все. Был случай, когда после посадки на заснеженную полосу двигатель заглох, но когда стали разбираться, то выяснили, что самолет совершил посадку на полосу с глубиной снежного покрова 30 см, а допускается не более 7-8 см.
 
Тем не менее, мы закрыли со стороны фюзеляжа три решетки реверса, уменьшили давление, чтобы не попадал снег в двигатель и вот, до сих пор, подобных случаев не повторялось.
 
Другое дело, что у нас были иногда отказы на ВСУ, а точнее неполадки с разъемами кабелей. Это кстати беда, поскольку никто сейчас в России разъемы не делает. Мы сначала попробовали французские, но они оказались негерметичные и без фиксации при затягивании. Вот сейчас используем американские.
 
И вот, по мере того как самолет становится на форму, мы держим у себя три запасных ВСУ и меняем их. Т.е. самолет ни разу не простоял. Нам считают простой, так как на замену ВСУ надо 6 часов, и говорят, что 6 часов простоял. Так мы же говорим, что у Вас форма была 30 часов, но нам все равно говорят, что вот вы 6 часов меняли ВСУ.
 
Такую вот статистику они ведут. Мы не обижаемся – они правы. А вообще, ресурс у нас очень высокий, дошел до 4000 циклов. У нас каждый день двигатели летают, и я с Беловым (Сергей Белов – гендиректор ОАО «Авиакомпания «Россия», прим. ред.) общаюсь на эту тему каждый день. Вот сегодня (15 июля) они на Ан-148 выполнили 28 рейсов. Каждое утро у меня с ним оперативная связь.
 
А что там пишут про нас? Да это могут и конкуренты писать. К нам тут в Париже на стенд пришел Михаил Погосян. Пришел и спрашивает: «Как дела?». Я ему говорю, что нормально. Вот есть модификации двигателей Д-436 с тягой на 7,5 тонн, 8,5 тонн, 9 тонн и 9,3 тонны. Вот и транспортным самолетом Ан-176 занимаемся. А он отвечает, мол, да не может этого быть и в каком он у вас состоянии?
 
Мы ему предлагали посмотреть у нас двигатели на его «Суперджет», потому как самолет тяжелый, на 4 тонны тяжелее, чем ожидалось. Кроме того, там надо упрочнять отдельные элементы самолета, а это означает еще дополнительный вес. И откуда там снимать 4 тонны? Это очень много. И двигатели для него надо мощнее. Директор «Сатурна» (Илья Федоров – прим. ред.) говорит, что надо поднять мощность двигателей «Суперджета» на 5%, а мы отвечаем, что не на 5%, а на 20% минимум надо поднимать мощность, чтобы весь этот груз в воздухе таскать. Мы же специалисты, мы все это видим, по диаметру сопла, диаметру вентилятора, по оборотам. Мы знаем, что можно и чего нельзя.
 
В общем, мы готовы дать для «Суперджета» более мощный двигатель.
 
- Согласны ли Вы с тезисом, что конкурировать должны идеи, а не производства?
 
Конечно я с этим согласен, но вот к примеру в Самаре есть завод «Авиакор», который сейчас делает самолеты Ан-140 и есть заказ Министерства обороны РФ на 9 таких самолетов. В этом году планируется построить 2.
 
Более того, у нас есть проект транспортного самолета с рампой и генконструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива его уже согласовал с Министерством обороны РФ, причем размеры самолета останутся неизменными. Если раньше в СССР идея была такой, что в транспортный самолет должен был помещаться автомобиль какой-нибудь, то теперь эту идею сняли, потому как сегодня другая техника, уже нет тех габаритов. Если раньше какой-нибудь прибор весил 80 кг, то сейчас он весит 0,6 кг. Т.е. новые требования нужны к транспортным самолетам. И вот такой самолет мы сейчас проектируем, причем он будет и с боковой дверью, и с рампой.
 
У нас Ан-140 летает в Якутии и летает очень хорошо. За 1 год каждый самолет приносит доход в $1,5 млн. и это только с учетом одного керосина. У нас топливная эффективность на 40% выше, по сравнению с Ан-24.
 
Да и системы в Ан-140 тоже хорошие. Летают самолеты по маршрутам «Якутск-Хабаровск», «Якутск-Владивосток», по 5 часов в воздухе и никаких проблем. Двигатели наши на Ан-140 запускаются при -52 град. Цельсия. Да какой тут Embraer. Да его надо в ангар ставить и греть надо, да и какой тут ATR. Они сами все это знают.
 
Там один раз, в Якутске, Boeing 737 в ангар не загнали, так вот он до весны и стоял, не могли его запустить. А Ан-148 спокойно запускается. Петр Балабуев так его сконструировал, что ему не надо никаких наземных обогревательных элементов. Там ВСУ обогревает салон и панель приборов. Пришел пилот, нажал на кнопку - запустил ВСУ и через 15 минут весь самолет теплый. Специально для севера такую систему сделали, но у чиновников в Москве не -52 градуса. Там другая температура.
 
Хотел бы также прокомментировать инцидент, который случился с Ан-24 на Оби. Меня шокировало очередное решение властей России в связи с аварийной посадкой самолета Ан-24 авиакомпании «Ангара». Вместо того, чтобы бороться с контрафактными деталями, с подделкой документов и разобраться кто этот самолет ремонтировал и имел ли он вообще право подниматься в воздух и кто разрешил на нем летать, принимается решение прекратить эксплуатацию.
 
Я вам напомню, что американцы посадили Airbus A320 на Гудзоне, так после этого летчиков принимал лично президент страны. Он им пожимал руки, об этом случае сняли фильм в США. Российские пилоты спасли 28 человек из более чем 30-ти. Да они подвиг совершили, с моей точки зрения. Да если бы они не сели на воду, то самолет бы сгорел в воздухе. И на аэродром его сажать нельзя было. У пилотов не было другого выхода
 
Однако у нас сегодня тот прав, у кого больше прав. Да и вообще, дело не в возрасте самолета. Вон у американцев В-52 вообще летает 60 лет. Он 4 раза полностью модернизировался. Поэтому дело не в возрасте, а в обслуживании и эксплуатации. Нужны высокие требования, которые бы выполнялись. А вместо этого авиакомпании постоянно зажимают.
 
Но необходимые системы оповещения столкновения с землей и в воздухе, к сожалению, у нас не делают. Вот и приходится американские покупать. А без таких систем сейчас очень трудно пилоту лететь, особенно в экстремальных условиях. Так вот, каждый такой прибор это $100 тыс. Конечно авиакомпании не всегда могут себе позволить установить подобные приборы. Тогда надо или объединяться компаниям или государство должно подумать, как дать компаниям кредиты на модернизацию судов, но без этих приборов летать нельзя.
 
Да с контрафактом надо бороться, а тут как всегда, свои всегда своих прикрывают. Виновных нет и так всегда. Да сейчас десятки наших вертолетов летают на контрафактных двигателях. Вот Вам пример. Завод «Климов» купил у нас шпулек на 120 двигателей, а самих двигателей сделал 200. Вы можете от 200 отнять 120. И что это за двигатели, если купили 120 газогенераторов, а двигателей выпустили 200? И все всех жалеют, а что их жалеть, ведь на эти вертолеты люди садятся, На технику с контрафактными моторами.
 
В общем, или мы все вместе наводим порядок, или будем продолжать летать на контрафакте. Вот те же двигатели АИ-24 или АИ-20. У нас не покупают запчасти для них. Никто не купил ни одной запчасти для них за последние 20 лет. И вот как же их тогда ремонтируют? Да вот так и переставляют детали с одного старого двигателя на другой.
 
В странах NATO, например, было принято решение, что ремонт агрегатов может быть только на заводе-изготовителе. И сложные агрегаты не ремонтируют более 1 раза, а меняют. А у нас ремонтируют по 6-8 раз. Двигатель АИ-20 мы выпустили в 1956 году.
 
Вот сейчас предлагают мне Ан-12 модернизировать. Стоят они в Казахстане, в Африке. Ну, мы то конечно сразу смотрим формуляры на двигатели. Так выясняется, что на этих Ан-12, где должны стоять двигатели АИ-20М, стоят АИ-20К, а они форсированные и только для самолетов Ан-32. И вот кто их туда переставил?
 
Вот построили мы завод в Шарже и договорились с авиаадминистрацией ОАЭ, что наведем порядок с нашей советской техникой, где стоят наши двигатели. Так вот как только мы подписали бумаги, 26 или 27 самолетов Ан-12 поднялись в воздух и перелетели в Афганистан. Сейчас ни одного Ан-12 в ОАЭ нет. И туда их больше не пускают и есть соответствующее решение.
 
Владельцы всех самолетов Ан-12 отказались пройти нормальную сертификацию. А мы от них потребовали, чтобы была в формуляре двигателя подпись нашего представителя, который сидит там. Только одна казанская авиакомпания нормально прошла сертификацию, а остальные все оттуда смылись. Вот теперь летают в Афганистане и падают они. Никто их не смотрел, не проверял. За ресурсом агрегатов никто не смотрит.
 
Экипажи вообще смешанные. Один понимает по-русски, другой по-английски, третий еще там каким-нибудь языком владеет. Такая вот картина в третьих странах, да и Россию с Украиной надо приводить в порядок.
 

Михаил Вахнеев


комментарии (6):

Air amator      28/07/2011 [13:07:39]#1
Альтернативные двигатели на самолете лучше, чем безальтернативный. Сравнение покажет реальные характеристики обоих двигателей, это касается как Ан-158, так и Су-100. Конкуренция всегда стимулирует доработку двигателей и улучшение их эксплуатационных параметров.

Hax      28/07/2011 [23:38:58]#2
"Альтернативные двигатели на самолете лучше, чем безальтернативный"

Это миф поддерживаемый конкурентами.
Ремоторизация - да, бывают удачные случаи . Многомодельность - кому и зачем?
Вон, Ан-24, Ан-2, Ту-134 и Як-40/42 пролетали не отно десятилетие и все пучком.
Дополнительные затраты хорошего ничего не дадут. Лучше эти деньги вложить в доработки и улучшения..

AlexZ      29/07/2011 [07:33:23]#3
"А западные двигатели, ни один из них, не был в барокамере. И SaM-146 сертифицировали на летной лаборатории Ил-76 в Жуковском. Как можно снять топливную эффективность одного двигателя, когда самолет тянут три других двигателя? Все эти данные, на летающей лаборатории, условные. Единственное преимущество летающей лаборатории – это испытания на боковой ветер, которого нет в барокамере. А тут можно проверить газодинамическую устойчивость при боковом ветре. И все."

Категорически не согласен двигатель SaM146002 проходил испытания в барокамере инженерные и сертификационные. Ряд двигателей проходили испытания на открытом стенде в Полуево (про этот стенд куча репортажей снята была см интернет) боковой ветер там как обычное дело. Генератор бокового ветра огромного размера (фото можете найти на сайте НПО Сатурн).
Так что автор статьи что то ЛУКАВИТ, на моторсич знают какая база у Сатурна и какая процедура сертификации. Так что так говорить минимум не корректно.
Сертификационные испытания были выполнены в полном объеме по требованиям МАК и EASA.

Zeratul      31/07/2011 [10:32:30]#4
"Предложение было поставить двигатели CF-34, и компания Pratt&Witney запросила за адаптацию двигателей $95 млн."
Это журналист лопухнулся с названием компании, производящей CF-34? Или с моделью двигателя ошибочка вышла (PW1000G)?

Михаил_К      01/08/2011 [08:56:14]#5
"Да с контрафактом надо бороться, а тут как всегда, свои всегда своих прикрывают. Виновных нет и так всегда. Да сейчас десятки наших вертолетов летают на контрафактных двигателях. Вот Вам пример. Завод «Климов» купил у нас шпулек на 120 двигателей, а самих двигателей сделал 200. Вы можете от 200 отнять 120. И что это за двигатели, если купили 120 газогенераторов, а двигателей выпустили 200? И все всех жалеют, а что их жалеть, ведь на эти вертолеты люди садятся, На технику с контрафактными моторами."

Интересный подход, особенно потому-что двигатели семейства ТВ3-117 разрабатывал "Климов". У завода нет мощной серийной базы, но почему он не может делать часть заказа на "свой" двигатель сам?

Old herr      08/02/2012 [03:52:27]#6
Молодцы украинцы!На Ил-86/96 тоже хотели ставить американские двигатели.Где теперь эти самолеты?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfjTt
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/sporting/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer