Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

Ресурсный центр МАИ в области авиастроения

27 февраля 2012 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer
 

Михаил Вахнеев
журналист Aviation EXplorer


Цель Программы развития Московского авиационного института (национальный исследовательский университет) на 2009–2018 годы — создание национального исследовательского университета на базе МАИ для кадрового и научно-инновационного обеспечения развития авиационной, ракетной и космической отраслей и других высокотехнологичных оборонных секторов экономики Российской Федерации на основе интеграции науки, образования и производства для поддержания паритетности и создания технологического превосходства в данных отраслях на мировом уровне.

В 2008 году МАИ получил грант проекта «Организация и развитие сетевого взаимодействия Московского авиационного института (государственного технического университета) с научными и производственными организациями в интересах кадрового обеспечения крупных национальных и региональных проектов в области авиастроения» в рамках реализации ФЦП «Развитие образования на 2006—2010 годы» «Формирование в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов» (60 млн. руб.). Из этих средств было приобретено оборудование для создания Ресурсного Центра МАИ в области авиастроения и в конце 2008 года был выпущен приказ по институту о создании РЦ МАИ. Директор Ресурсного центра: Терентьев Вадим Васильевич.

Основными задачами Центра являются повышение уровня организации учебного процесса и научных исследований, организация устойчивых связей с предприятиями, создание учебно-научно-производственного центра прототипирования сложных технических изделий и технологических процессов, позволяющего осуществлять подготовку специалистов, владеющих современными технологиями сквозного проектирования перспективных изделий авиационной техники.

В 2009 году проводилось обучение специалистов работе на приобретенном оборудовании, выполнение пилотных проектов, подготовка помещений, комфортных для работы и отвечающих требованиям технологических операций.

В марте 2010 года открыт Учебно-научно-производственный участок «Сквозная технология» Ресурсного центра в области авиастроения (РЦ МАИ).

Здесь реализуется принцип сквозной подготовки специалиста «От идеи до продукции» по цепочки: «формирование электронной модели детали — проектирование технологического процесса — изготовление детали — проверка качества изготовления — испытания».

Оборудование, приобретенное по программе ФЦП:

1. Прототипирующая стереолитографическая машина.
2. Система вакуумного литья в эластичные формы.
3. Многофункциональный обрабатывающий центр.
4. Система лазерного сканирования; стереоувеличители визуального контроля.

Оборудование, приобретенное по программе НИУ и из собственных средств: ремонт помещений, включая климатику и термостабилизацию, виброизолированные фундаменты под высокоточное оборудование, защиту от ультрафиолетового излучения и механических повреждений; компрессоры, лабораторная и офисная мебель, промышленный пылесос и пылеудаление с рабочих мест, оснастка и инструменты для механообрабатывающего центра, инструменты для ручной обработки и метрологического контроля, компьютерная техника и сетевое оборудование и др.

От идеи заказчика до модели
 
Ресурсный Центр МАИ в области авиастроения (РЦ МАИ) оснащен высокотехнологичным современным оборудованием, позволяющим материализовать конструкторские идеи. Производственный участок РЦ МАИ обеспечивает цепочку сквозного проектирования «конструкция - производство - метрология», что позволяет выполнять проекты под лозунгом «От идеи до продукции». Идея появляется у заказчика и оформляется им в виде CAD-модели - трехмерной компьютерной модели, сделанной в конструкторских программных системах. Наша задача - сделать эту идею материальной, позволить заказчику подержать ее в руках, поставить на испытания модель или опытный образец, понять нюансы и проблемы изготовления, подготовить идею к серийному производству.

Путь, который проходит CAD-модель, зависит от целей заказчика и от возможностей оборудования. Одна из первых установок, на которых может «материализоваться» деталь - это установка стереолитографии, на которой послойно (SLA технология), с шагом в доли миллиметра, выращивается конструкция практически любой формы. Проходит несколько часов, и автор может взять в руки свою идею.
 
Если это корпус прибора, в него можно установить платы с электроникой; если это крыльчатка насоса, ее можно установить на вал и проверить напорные характеристики; если это топливная форсунка, ее можно ставить на стенд и изучать форму распыла.

В Центре на установке SLA были выращены модели для студентов и школьников: макет салона самолета - фрагмент фюзеляжа и кресло новой формы; детали робота-паука, оригинальный держатель-подставка для iPhone. В качестве демонстрационных макетов изготовлялись модели от архитектурных сооружений до миниатюрных каналов охлаждения турбинных лопаток авиационного двигателя.

Во многих случаях требуется сделать несколько одинаковых деталей, и происходит переход к другой технологии - литью в силиконовые формы. Выращенную стереолитографическую модель заливают силиконом, а после его застывания извлекают мастер-модель, и получают форму, выдерживающую до 50 циклов заливки пластика с различными механическими свойствами или литейного воска для последующего литья металла. Для технологии литья в силикон используются вакуумная камера, термошкафы и участок механообработки с множеством инструментов и приспособлений.
 
Кроме ручного инструмента для механообработки в Ресурсном центре есть пятиосевой обрабатывающий центр - станок с числовым программным управлением. Вес этого «инструмента» - почти 6 тонн, привод фрезы вращается со скоростью до 30 000 оборотов в минуту, и при этом он может обрабатывать не только пластик, но и жаропрочные стали с точностью в сотые доли миллиметра. Для работы на этом станке, опять-таки, нужна CAD-модель, по которой, на компьютере в САМ системе, определяется размер заготовки, выбор режущего инструмента, способ закрепления заготовки в станке, траектория и режимы резания. После написания управляющей программы оператор закрепляет заготовку в станке, устанавливает в магазин инструментов нужные фрезы и запускает программу на выполнение. Станок отрабатывает эту программу в автоматическом режиме, выполняя черновую и чистовую обработку, меняя инструмент, поливая зону резания охлаждающей жидкостью. Забота оператора - следить, чтобы не возникало аварийных ситуаций. Но даже здесь, например, при поломке фрезы (бывает и такое) станок отреагирует остановкой, и оператор будет решать проблему, а затем, во многих случаях, сможет продолжить работу с прерванного этапа.
 
Длительность производственного цикла будет зависеть только от требований и терпения автора идеи, его желания приблизиться к идеалу. Ну и, естественно, от его желания и способности освоить новые технологии.

В РЦ работают студенты

В ресурсном центре работают, в основном, студенты. Эту фразу можно переписать по-другому: здесь работают только студенты. Остальные сотрудники и аспиранты консультируют, обучают, руководят. Здесь проводятся обзорные лекции и экскурсии, демонстрирующие возможности оборудования; проводятся лабораторные работы, в ходе которых можно подробнее изучить технологии и сделать первые шаги по работе с оборудованием; проводится технологическая практика, в ходе которой можно освоить техпроцессы литья, механообработки, аддитивных технологий, операции метрологического контроля. РЦ открыт для стажеров - студентов, желающих выполнить научно-исследовательскую работу (НИРС) по заданию своего научного руководителя. Основные работники, техники - это тоже студенты, которые пожелали «потрогать своими руками» новые технологии, сделать работу, за которую именно они несут ответственность перед заказчиком.

Развитие РЦ

Основной инструмент современного инженера - это компьютер. Именно на нем ведется проектирование, именно на нем создается технология производства и управления оборудованием. Предполагается реализовать полностью безбумажный цикл от идеи до продукции: с электронными архивами и хранилищами проектных, расчетных и конструкторских данных, технологий изготовления, данными испытаний, интерактивной обучающей и эксплуатационной документацией - это технологии перспективных промышленных предприятий ближайшего будущего.

Производственные технологии, в двигателестроении в частности, характеризуются требованиями по высокой точности и возможностью обрабатывать «особые» материалы -прочные, жаростойкие, с различной внутренней структурой (композиты, интерметаллиды, упрочняющие покрытия и т.п.). Соответственно, второе направление развития -технологии конструирования и производства изделий из новых материалов.

При активном развитии вычислительной техники единственной формой подтверждения правильности конструкторской задумки остается эксперимент. Соответственно, мы видим свое развитие в совершенствовании стендовой исследовательской базы по прорывным направлениям техники и технологий. Мы видим свое участие как в изготовлении уникальных стендовых конструкций, так и в производстве моделей и рабочих частей исследуемых объектов. Одновременно с повышением уровня автоматизации стендовой базы, совершенствования систем изменений и компьютерных систем хранения и обработки результатов экспериментов.

Соответственно - еще одно направление нашего развития - создание виртуальных стендов, приборов, визуализация испытаний и технологических процессов, в том числе для дистанционного учебного процесса. Создание новых методических материалов и использование современных как информационных так и производственных технологий для мульти дисциплинарных исследований. Соединение Information Technology и Mechanical Engineering в исследовательском и учебном процессе.

 

Пилотажные стенды в лаборатории Московского авиационного института.

фотографии автора


Михаил Вахнеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer