Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Техника/технологии Презентация

Состояние и прогноз обновления парка воздушных судов гражданской авиации России

8 марта 2012 года / Василий Шапкин / Aviation EXplorer
 

Доклад Генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА д.т.н., профессора Василия Шапкина на конференции ТОиР авиационной техники в России и СНГ, 1 марта 2012 года.

Роль авиации в транспортной системе России

В 2010 году воздушный транспорт более, чем на 30% превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта в дальнем сообщении, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. По итогам 2011 года пассажирооборот воздушного транспорта больше, чем железнодорожного, уже на 50%. Наиболее интенсивно в прошедшем десятилетии развивался международный сегмент рынка авиационных перевозок. 

Десятилетие роста объемов авиаперевозок

За 2010 год рынок полностью компенсировал последствия кризиса, активно отреагировав на возобновление экономического роста и снижение авиатарифов. В целом, в 2001-2010 годах средний темп роста пассажирских перевозок составлял 10,7% в год.

В 2011 году продолжилась тенденция роста авиаперевозок. Пассажирооборот вырос на  13,4% и составил 167 млрд. пкм, тем самым обновив уровень исторического максимума, сохранявшийся с 1990 года.

Аэродромная сеть России

Численность аэродромов сегодня в 1,5 раза меньше, чем была в 2000 году. К концу прошлого десятилетия негативная тенденция сжатия аэродромной сети приостановилась, за 2010 год численность аэродромов даже немного выросла. Но в 2011 году численность аэродромов вновь сократилась на 5%. Сегодня аэродромная сеть включает 315 аэродромов, в том числе порядка 120 аэродромов классов А, Б и В.

Авиакомпании России

За 2011 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 126. При этом по итогам года 60% пассажирооборота обеспечили 5 лидирующих авиакомпаний (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь, Оренбургские авиалинии), 90% пассажирооборота обеспечили 17 авиаперевозчиков. 

Сравнительные тенденции рынка авиаперевозок

 

Темпы роста перевозок российских авиакомпаний за 2001-2010 годы составили в среднем 6,5% в год по грузообороту и 10,7% в год по пассажирообороту. Это выше темпов роста мирового рынка примерно в 2,5 раза. Пассажирооборот российских авиакомпаний вырос за 2001-2010 годы в 2,8 раза, в то время как мировой рынок – в 1,5 раза. В 2011 году сохранилось двукратное превышение темпов роста российского авиатранспортного рынка по сравнению с мировым.

Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок

Средние темпы роста авиатранспортного рынка в период до 2030 года оцениваются в 7,5% в год. Это обеспечит удвоением объемов авиаперевозок за 10 лет и позволит пассажирским перевозкам выйти на уровень 300 млрд. пкм в 2020 году, а через 20 лет вырасти в 3,7-4,8 раза, в т.ч. за счет выхода авиакомпаний на рынок транзитных через территорию России перевозок.

Состав действующего коммерческого парка

По состоянию на начало 2012 года в составе действующего парка российских авиакомпаний было 605 магистральных и 340 региональных пассажирских самолетов, 32 самолета класса бизнес-джет, а также 127 грузовых самолетов.

Объемы использования парка самолетов

Объемы использования устаревших отечественных самолетов предыдущих поколений сократились до 6%, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом все более значимым становится применение западных типов самолетов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2011 году составил 89% (по сравнению с 18% в 2000 году), а в грузооборот – 79%. Доля современных российских типов самолетов в объеме пассажирских перевозок была максимальной в 2006 году, когда она составила 9%, а сегодня сократилась до 5%.

Эффективность энергопотребления российских авиакомпаний растет

За 2001-2010 годы удельный расход топлива российских авиакомпаний снизился в 1,8 раза. При этом суммарный расход топлива и, соответственно, объем выбросов парниковых газов, в 2010 году был почти вдвое меньше, чем в 1990 году, и находился на уровне 2004 года, когда объем авиатранспортной работы был на 40% меньше. В 2011 году удельный расход топлива снизился еще на 3,6%, но объем эмиссии парниковых газов вырос на 7% вследствие опережающего роста объемов авиаперевозок.

Фактические поставки пассажирских самолетов

Объем поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2006-2011 годы в российский парк было поставлено 557 пассажирских самолетов зарубежного производства и 40 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 18 западных и 9 новых российских самолетов.

Фактические поставки вертолетов

Наибольшее за последние 6 лет количество новой отечественной авиатехники было поставлено в вертолетный парк – 116 вертолетов, что составляет 20% от общего количества поступивших в парк вертолетов классов пассажиро-вместимости от 3 мест, в числе которых 362 – иностранные вертолеты.

Структура поставок пассажирских самолетов

Лидерство по количеству поставляемых в парк самолетов постепенно перешло к наиболее конкурентоспособным сегодня на мировом рынке моделям самолетов. 

Топливная эффективность ВС в эксплуатации

Поставляемые на замену отечественным самолетам предыдущих поколений западные самолеты обеспечивают примерно вдвое меньший расход топлива на единицу выполненной транспортной работы. Современные российские самолеты семейств Ту-204/214, Ан-148, SSJ-100 по данному показателю также существенно превосходят заменяемые типы, но несколько уступают лучшим аналогам.

Провозная способность пассажирского парка

До 2015 г. ожидается прекращение эксплуатации большинства отечественных и зарубежных самолетов предыдущих поколений.  К  2020 году потребуется замена части парка самолетов В-767, Ил-96, В-737, А-320, Ту-204, а также практически всех региональных самолетов.  Располагаемая провозная способность действующего сегодня парка к 2020 году сократится вдвое, в то время как потребная провозная мощность парка должна будет возрасти на 90%. Это определяет значительные потребности авиакомпаний в дальнейшем обновлении и расширении парка.

Емкость внутреннего рынка пассажирских самолетов

Учитывая списание устаревших типов воздушных судов в связи с отработкой ресурсов и потерей ими конкурентоспособности, потребность в поставках пассажирских самолетов российским авиакомпаниям оценивается в 1030-1200 ВС в период до 2020 года. Ожидается спрос на самолеты различных классов пассажировместимости, который будет удовлетворяться за счет самолетов как отечественного, так и зарубежного производства.

Российские предложения на рынке ВС

Планы российской авиапромышленности связаны с наиболее востребованными сегментами российского и мирового рынка самолетов, что создает предпосылки для занятия ее продукцией существенной доли в российском парке. Недостаточное внимание уделяется разработке региональных и легких самолетов. 

Магистральные самолеты, имеющие сертификат типа АР МАК

Каждый из выпускаемых или разрабатываемых отечественных самолетов имеет несколько современных конкурентов, получивших сертификат типа АР МАК. Исключением является только класс 100-местных самолетов, где пока не сертифицированы альтернативные SSJ предложения СRJ-1000 и ЕRJ-190, а также класс 70-местных реактивных региональных самолетов, где отсутствует альтернатива Ан-148.

Региональные и легкие самолеты, имеющие сертификат типа АР МАК

Среди региональных и легких многоцелевых самолетов предложение отечественной промышленности ограничено, фактически, самолетами Ан-148 и Ан-140, ситуация с перспективами производства которого не понятна.

Доля зарубежных самолетов в действующем парке

Отсутствие в России серийного производства целого ряда классов воздушных судов определяет сохранение значительной потребности воздушного транспорта России в использовании иностранной авиатехники. В 2020 году доля зарубежных самолетов в российском коммерческом парке пассажирских самолетов оценивается в 60%, в грузовом парке – в 30%. Эти оценки предполагают успешную реализацию российских программ производства современных самолетов, доля которых в поставках в пассажирский парк должна вырасти с сегодняшних 10% до перспективных 40%, а в грузовой – до 50%.

Необходимый темп пополнения летного состава авиакомпаний

Для выполнения прогнозируемого объема перевозок летный состав авиакомпаний, начиная с 2013 года, должен ежегодно пополняться еще на 370-510 пилотов самолетов в дополнение к плановому выпуску пилотов самолетов из учебных заведений Минтранса РФ. А в ближайшие годы – и на большую величину. 

Выводы

  • В 2000-е годы в парк российских авиакомпаний поставлено более 900  пассажирских самолетов.
  • Располагаемая провозная способность действующего парка к 2020 году сократится вдвое, а потребная  провозная способность парка должна будет возрасти на 90%. Это определяет потребность авиакомпаний в 700-850 магистральных и 300-350 региональных самолетов до 2020 года.
  • Конкуренция и отсутствие производства в России ряда классов самолетов определяют сохранение в парке высокой доли зарубежной авиатехники. В 2020 году доля зарубежных самолетов в российском  пассажирском парке оценивается в 60%.
  • Российский авиационный рынок в прошедшем десятилетии был одним из самых динамично развивающихся сегментов мирового рынка и останется таким в долгосрочной перспективе. 

Василий Шапкин

комментарии (19):

cслава головин      09/03/2012 [10:32:29]#1
Прочитал Ваш доклад.(в ГА -30лет)Одни противоречия-кол-во а.дромов упало в разы (с 90м годом)а пассажирооборот приблизился к уровню 90года.Это как?Даже по москве сетка расписания (по фпл) не достигла и 1999-2000г-а регионах и того хуже.И что забавно главный железнодорожник в плане перевозок пассажиров вообще авиацию не считает конкурентом...откуда такие данные-причем на дальних перевозках?

WWW      09/03/2012 [11:48:38]#2
Один из немногих обзорных докладов по фактическому состоянию.
Грустно.
И печальные (не сказать, мрачные) перспективы.
Это не хвалебные марши Левитина.
Факт, до чего доведен целенаправленный развал Минавиапрома.
Это ж , надо ж - Минторговли ...

translunar injection      09/03/2012 [14:31:30]#3
cслава головин, растолкуйте в чем связь между кол-вом аэродромов и пассажирооборотом? Если в каком-то Урюпинске закроют аэродром, как это скажется на пассажирообороте?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/03/2012 [21:28:07]#4
cслава головин, не подумайте, что я к вам придираюсь. Но вот уже который ваш комментарий вызывает лишь недоумение. Ну как можно ставить в зависимость холодное с оранжевым? Или может вы разовьёте свою мысль, а то я, извините, не догоняю.

cслава головин      10/03/2012 [09:25:21]#5
По типам "наши-ненаши" все как раз и правильно.а вот утв.о том что ГА россии достигло по пасс-обороту 90г(максимум был в88-89)вызвал недоумение.Если раньше в регионе скажем Новосибирска выполнялось до300рейсов в сутки и более и вдень по городкам и весям развозилось до10т.пассажиров и более.-то сейчас это все в 10-20раз меньше.Такая же картина везде за уралом.Да стало больше чартеров и рейсов заграницу-но они радикально не меняют картину(было3в неделю-стало 3в сутки).Скажем есть а.порты куда выполнялись по 20-30 рейсов ежедневно по кр.городам-сейчас они просто неработают 3дня в неделю).Про красэйр вообще умалчиваю -за 5дней было просто потеряно 38ВС 1класса-они уже не взлетят никогда!Может моск.аэроузел и близок к 90г.-хотя по анализу фпл в сутки там тоже не так все здорово-ну явно на30-40%меньше чем 89-90г..Просто задел по ВС от СССР выработан полностью-иностр.ВС явно дороги-своих не делаем(они еще дороже и в разы хуже)-развиваются лишь компании гиганты с вливаниями со стороны.Наприм."красавиа"(послед.Красэйр)имеет в своем парке лишь2 вс 2кл-и те с продленкой(на старыхан24-не озолотишся)

Правак      10/03/2012 [10:12:12]#6
заводы свои простаивают, что мешает на имеющихся площадях, как раз и выпускать те 60% недостающих вс, тем более , что это рабочие места здесь, а не там...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/03/2012 [14:23:50]#7
cслава головин, в том, что региональная авиация вымирает и нет отечественных самолётов вы несомненно правы. Но это отнюдь не означает, что данные по пассажирообороту неверны. Вы их путаете с пассажиропотоком. По количеству перевозимых пассажиров до времён СССР нам ещё далеко. А вот по пассажирообороту (количество перевезённых пассажиров на дальность) мы вполне на уровне лучших показателей в СССР. Просто наши авиакомпании обзавелись дальнемагистральным флотом, растёт и доля таких перевозок.

Если у вас возникают сомнения, прежде чем опровергать, следует изучить вопрос. Вот вам ссылка на статистику, изучайте: http://www.aex.ru/docs/2/2012/ ...

cслава головин      10/03/2012 [18:07:42]#8
НУ-ну.Есть пассажирооборот-а есть один из характ.показателей (пассажирокилометры)так вот он то и характеризует состояние пассажиропотоков.К примеру-кол-во ап в россии в принципе на уровне общемировых-но если их соотнести с общ.количеством полетов-то получится оч.безрадостная картина

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      11/03/2012 [00:20:29]#9
cслава головин, вы где-то писали, что в авиации 30 лет, а в элементарных вопросах плаваете.

Пассажирооборот и измеряется в пассажирокилометрах. Может, прежде чем что-то утверждать, вы будете спрашивать на форуме и не делать безапелляционных утверждений, а уж тем более не опровергать людей от авиационной науки из ГосНИИ ГА?

супер бывалый      11/03/2012 [09:11:14]#10
ах какой научный труд, какой анализ! да еще от д.т.н. и профессора-за что дали-то, шапкин? не за такие ли "анализы"?

Игорь_УНВВ      12/03/2012 [14:44:34]#11
вот тут и про математику и воздушный транспорт http://www.ato.ru/content/mate ...

kollega      12/03/2012 [15:56:34]#12
Извиняюсь, а подача материалов самого AEX ДЛЯ более широкого ознакомления и обсуждения в какой мере преследуется ? Или это не возбраняется ?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      13/03/2012 [00:26:59]#13
kollega, не понял вашего вопроса.

Кстати, вот и итоговая математика: http://www.aex.ru/docs/2/2012/ ...

cслава головин      13/03/2012 [09:35:02]#14
Согласен в чем-то уже есть провалы.В этом плане интересны рапорты МГА ссср В 80-е годы прошлого века.(там вот гр.оборот по другому трактуется)Сам по себе показатель пассажирооборота ничего корме распределения пасс.потоков по дистанциям не показывает!!Это чисто условный показатель.Общий обьем пасс.перевозок на наст.момент не выше 98-99г-а в ряде регионов много ниже.Можно наприм.вывести показатель т.затрат на одного пассажира-и здесь у нас будет просто суперпоказатель за всю историю россавиации!Ну а многие эксперты дальше Балашихи и Антальи и не ездют.Мне это напомнило рапорт одного маршала в 41г.."нас бьют.а мы все крепчаем!.."(к докладу выше о ВС не имеет отношеня)

Пилот Ту-22      13/03/2012 [09:49:20]#15
Да раньше одни Ан-2 по-моему больше перевозили народу, чем сейчас весь воздушный флот РФ.

kollega      13/03/2012 [10:08:12]#16
GRV... Допускается ли перепечатка материалов AEX на других форумах ?

Дядя      13/03/2012 [16:21:50]#17
Да и по количеству пассажиров практически достигнут уровень 89-90....
И не очень корректно сравнивать Россию с СССР, это ошибка.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      13/03/2012 [22:12:42]#18
2 kollega, вы хотите копировать материалы целиком на другие форумы? И зачем там такие массивы информации? Мне кажется, достаточно на том форуме дать ссылку на статью и затнем обсуждать там. Так, как это происходит здесь с материалами других сайтов. Я, например, против того, чтобы здесь публиковали целиком статьи с других сайтов. Это лишнее и загромождает форум.

kollega      13/03/2012 [22:17:01]#19
GRV. Публиковать именно ссылки на AEX , в крайнем случае заголовки статей + ссылки - именно это я имел ввиду.
Добро. +!









Материалы рубрики

ТАИС
О национальной системе бронирования
Сирена-Трэвел
Леонардо - комплексное решение для транспортной отрасли
Павел Дьяченко
О послепродажном обслуживании SSJ 100
Михаил Грейдин
Внедрение инновационных технологий в системе воздушных пунктов пропуска
Александр Рубцов
"Мы кратно увеличиваем мощность склада запчастей для Superjet 100"
Олег Бочаров
Что предлагает отечественная промышленность региональной авиации
Владимир Карнозов
Airshow China 2018: первым делом – истребители
Виктор Галенко
Первый в мире самовзлетный планер массой менее 115 кг начал серию испытательных полетов



Михаил Вахнеев
В Шереметьево заработал третий ТЗК
Елена Ткаченко
Хранители литья «крылатых сплавов»
ОАК
Статус программы CR929
Станислав Голубев
Знакомьтесь - Ми-38VeryVIP
Андрей Жарков
Самолет Ту-154М «Ижма» установлен в музее аэропорта «Толмачёво»
Роман Гусаров
Аэрофлот получил пятидесятый Superjet 100
Р.Гусаров,Ю.Кузьмина
Новый авиатренажер Dream Aero в ТРЦ «Vegas»
Aviation Explorer
RUBAE 2018
Юлия Кузьмина
Затянувшееся ожидание Mitsubishi Regional Jet
Михаил Вахнеев
«В гостях у Utair» - 2018
Юлия Кузьмина
Новый учебный центр NW Training
Евгений Матвеев
КВРы «НАКРЫЛИСЬ» КОВРами!?
Владимир Карнозов
Неуправляемая авиационная ракета С-8ОФП
Роман Гусаров
Второй МС-21 присоединился к летным испытаниям
Сергей Кравченко
О самолетах, титане и научно-исследовательском центре
Юлия Кузьмина
Farnborough Airshow 2018
Владимир Карнозов
Дуополия отказала Ирану, придется брать «Суперджет»?
Михаил Вахнеев
Самое сложное – создать коллектив, способный строить гражданские самолеты
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Об «искусственном зрении» скоростного беспилотного вертолета
Юлия Кузьмина
Десятилетие первого полета Superjet 100
Роман Гусаров
Господдержка Boeing с Airbus и войны в ВТО
Юлия Кузьмина
Взлет второго МС-21-300
Юлия Кузьмина
Eurasia Airshow 2018
Александр Рубцов
О создании нового "Суперджета" RRJ75
Владимир Карнозов
Су-30МКИ – «звезда» воздушной части салона DefExpo’2018
Алексей Колычев
Термоэмиссионные Турбины
Михаил Вахнеев
МФД-2018 - смотр достижений российского двигателестроения
Юлия Кузьмина
«Москва Карго» - крупнейший авиационный грузовой комплекс России
Евгений Матвеев
О Бюллетенях. Существенно или несущественно?
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
ПД-35 - локомотив развития аэрокосмической отрасли России
Роман Гусаров
Как создается ПД-14 для МС-21
Владимир Карнозов
О реактивном самолете для региональных линий и не только

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Тут меняем ГРМ пежо 206, быстро и недорого.
Грузовые перевозки в Ясенево от YouDo.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer