← Назад

Главная Техника/технологии Экспертное мнениеСовместная разработка нового легкого вертолета. Ура!?

1 августа 2012 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Единственная российская вертолетная новость, которая докатилась к нам из далекого британского Фарнборо – подписание между AgustaWestland и «Вертолетами России» предварительного, рамочного соглашения на разработку, производство и продажу нового однодвигательного вертолета массой 2,5 т.

Какой сложный язык вертолетной дипломатии. Что означают эти «магические» слова: «предварительное»,  «рамочное»? Сколько нам еще ждать соглашений и как часто будут «демаркироваться границы», пока не начнется реальная работа? Напомню, что шестьдесят лет назад легендарный Ми-4 разработали за один год! Взялись. Разработали. И полетел. И как полетел! 

Нужно сказать, что это не первая наша попытка совместных разработок. Все они закончились неудачно. О совместном с лидером мирового вертолетостроения Eurocopter проектом под громким названием «ЕвроМиль» (1994 г.) напоминает лишь единственный прототип Ми-38, летающий на американо-канадских движках PW127, иные в небо не поднимались.

О совместной  разработке другой нашей фирмы «Камов» с той же Agusta сегодня никто не хочет вспоминать. «Неуклюжая» попытка чудесным образом «превратились» в самый удачный проект десятилетия – AW139, который в ходе Фарнборо-2012 отметил свою 500-ую поставку, в том числе и в РФ. В чудесном превращении мы не участвовали, за то завод по сборке AW139 на условиях 50/50 построили. 

Правда, обещанные не раз сроки давно прошли, а «первенец» все никак не появится (недавно был озвучен новый срок – ноябрь). Но вернемся к соглашению. Высокие стороны собираются разрабатывать, производить и продавать новый легкий вертолет. Вопрос: Какая роль отводится нам?  Как правило, машину такого класса совместно разрабатывают потенциальный лидер и потенциальный рынок. Кто здесь лидер, а кто рынок,  надеюсь понятно. Тем более, что у AgustaWestland уже есть достаточно удачная машина AW119 Koala (массой 2720 кг.). 

Что касается внутреннего потенциала, потенциал – очень глубокий, из-за низкой платежеспособности нашего населения. И чем ниже она будет опускаться, тем глубже будет уходить потенциал. Верхний слой вертолетного хозяйства, который насыщается «Робинсонами», постепенно переключается на ЕС, Bell и ту же AgustaWestland. «Второй волны» не видно. К сожалению, «ножницы» вертолетного расслоения будут усиливаться. У проекта есть перспективы, однако, очень  отдаленные и малоприбыльные. Ибо основную прибыль на вертолетном рынке приносят модели вместимостью 9+, поэтому здесь особых денег не заработать. 
 
Что касается зарубежных рынков, с американцем Вell407 (2268 кг.) конкурировать  бесполезно. Это как на спортивной дорожке соперничать с Усэйном Сент-Лео Болтом. Покоритель обоих полюсов планеты Вell407 – это, как Болт на «стометровке», абсолютный лидер на мировом рынке. Можно «побегать», но наивно полагать, что в ближайшей перспективе его можно победить. А у европейца ЕС130В4 (2427 кг.) – своя ниша, туристические/обзорные полеты, где ему тоже нет равных.

  
Итак, нас хотят использовать в качестве перспективной рыночной площадки. Это не страшно. Страшно, что мы начинаем множество проектов, но ни один не доводим до конца. А это уже серьезно. Наверно, нужно задуматься и о выборе пути, и о кормчих.

Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2012/8/1/1610/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.