Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Нам есть, что терять

23 августа 2012 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Когда речь заходит о безопасности полетов вертолетов, мы любим сравниваться с США, заявляя, что у нас аварийность не хуже, чем у них. Так ли это на самом деле?

Попытаемся сопоставить основные показатели аварийности вертолетов. Для чего возьмем статистические данные МАК (Межгосударственный авиационный комитет) и HAI (Международная вертолетная ассоциация). Прежде чем приступить к сравнению, необходимо уточнить «область определения» данных. В Докладе МАК приводится оценка аварийности в ГА (гражданской авиации) государств-участников Соглашения, включая РФ. Однако если учесть, что основную лепту (около 80%)  аварийности вносит РФ, большой ошибки не будет, если воспользоваться этими цифрами. Во-2х, в докладе МАК приводятся данные аварийности вертолетов (без АОН). Поэтому для корректности сравнения из материалов HAI возьмем данные только на многодвигательные вертолеты, так как наши, без АОН, – это и есть исключительно средние/тяжелые двух двигательные машины (других нет). Сравнительные данные безопасности полетов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вертолеты ГА США/государств-участников Соглашения

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

среднее

Кап

1,53/2,24

2,04/1,9

2,39/2,6

1,79/1,64

0,65/1,72

1,68/2,02

Кк

0,15/1,03

0,74/1,38

0,6/1,4

0,45/0,91

0/0,69

0,39/1,08

 
Если аварийность вертолетов (Кап) у нас хуже всего на 20%, то выживаемость в этих происшествиях (Кк) – хуже уже почти втрое (2,8). Нужно отдать должное американцам, у них наблюдается  реальная тенденция повышения безопасности полетов. Обратите внимание, в  2011 г. в графе катастрофы – 0! К сожалению, у нас аналогичной тенденции снижения аварийности не видно. Если учесть, что по материалам безопасности полетов МАК за 2011 г. «катастрофа» вертолета Ми-8Т RA-22350 АК «ЮТэйр» в Иркутской области, в которой погибло два человека, чудесным образом «превратилась» в АПбЧЖ-ЧП (авиационное происшествие без человеческих жертв), то статистика будет еще хуже. А «хуже некуда». Каждое второе происшествие – катастрофа!

Вместо заключения, предлагаю взглянуть еще на одну таблицу 2, где приведены аварии и катастрофы наших вертолетов за прошлый год, обратите внимание на выделенные графы.

Таблица 2

АП

Вертолет/АК

Задача

Этап полета

Причины

15.03.11
АПбЧЖ
Ми-8Т
RA-244436
«АэроГео»
Учебно-тренировочная подготовка
Посадка Н=20 м.
Дросселирование двигателя
18.06.11
АПбЧЖ
Ми-2
RA-2322
«АэроГео»
Тушение лесных пожаров
Перемещение у земли на висении  
Столкновение лопастей РВ с препятствием
05.06.11
АПбЧЖ-ЧП
Ми-8Т
RA-22350
«ЮТэйр»
Коммерческая перевозка
Высадка пассажиров и выгрузка груза в подвешенном состоянии
Проваливание колеса
12.07.11
АПбЧЖ
Ми-8Т
RA-24278
Комиавиатранс
Тушение лесных пожаров
Посадка.  Н=15 м. 
Столкновение лопастей РВ с  деревом
15.07.11
АПбЧЖ
Ми-8Т
RA-22860
БилибиноАвиа
Тушение лесных пожаров
Взлет
Выключение двигателей 
19.07.11
катастрофа
Ми-8Т
RA-22387
«Уктус»
Облет трассы газопровода
Разворот
Столкновение лопастей РВ с землей
24.07.11
катастрофа 
Ми-8Т
RA-24422
«ЧукотАвиа»
Транспортный полет
Заход на посадку
Столкновение с землей
29.98.11
АПбЧЖ
Ми-8
RA-25560
«ПАНХ»
Транспортный полет
Посадка  
Падение частоты вращения турбо-компрессора  двигателя  
20.12.11
катастрофа
Ми-26Т
RA-06121
Нефтеюганский ОАО
Полет с грузом на внешней подвеске
Заход на площадку. Н=60 м.
Разрушение фюзеляжа

Подавляющее число происшествий произошло на этапе посадки и даже в ходе высадки/разгрузки. Пользуясь терминологией автомобилистов, главная причина аварийности наших вертолетов в 2011 г. – неумение «парковаться». При усложнении условий (тушение лесных пожаров, болотистая местность, отказ или выключение одного из двигателей и т.п.)  неумение становится критическим. Под неумением я понимаю не столько неосмотрительность экипажа (что нам пытаются постоянно навязать), сколько неумение «парковаться» конструкции вертолета и даже еще шире, неумение – всей системы эксплуатации (сделать «парковку» максимально безопасной). Аварийность вертолетов не просто могла быть ниже (этих происшествий могло не быть), она должна быть нулевой (этих происшествий не должно было быть). Цели по безопасности полетов вертолетов должны ставиться не просто амбициозные, а сверхамбициозные. Нам есть, что терять!  


Евгений Матвеев



комментарии (0):










Материалы рубрики

Владимир Карнозов
Итальянский авианосец вернулся домой без самолетов
Роман Гусаров
Суперджет: репутационный аудит
Ростех
Ка-32: винтокрылая пожарная машина
Владимир Карнозов
Британский авианосец полмира обойдет, а до Крыма – не дойдет
Роман Гусаров
Новый ангар ТОиР «А-Техникс» в Шереметьево
МАИ
В МАИ завершается разработка уникальной системы ориентации космических аппаратов
ОАК
МС-21-300 проходит испытания на соответствие требованиям по уровню шума на местности
Владимир Карнозов
Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк



Московский авиационный институт (МАИ)
Маёвец работает над первым в мире сверхпроводниковым выпрямителем
Роман Гусаров
ОДК-Салют - новая философия производства
Владимир Карнозов
Старый-новый «Орел» авиацию не испортит
Владимир Карнозов
Новейшие истребители прошлого поколения
Андрей Ельчанинов
Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России
МАИ
Учёные МАИ создают цифровые модели тепловой защиты при гиперзвуке
МАИ
Как маёвец внедрил новую методику в приборостроение
Ростех
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
Роман Гусаров
О 3D-печати компонентов авиадвигателей в России
Московский авиационный институт (МАИ)
Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей
Московский авиационный институт (МАИ)
Прочность титана, лёгкость алюминия: авиационный материал будущего исследуют в МАИ
Владимир Карнозов
О модернизации МиГ-31 и создании МиГ-41
ОДК
ОДК осваивает трёхмерное ткачество
ГК "Ростех"
"Суперджет" обновляется
Роман Гусаров
Leo.CRM - знать больше о клиенте, чем он знает о себе
Владимир Карнозов
О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов
AVIA.RU
Концепция «Фабрики будущего»
Propeller.News
Ситуация с компонентами и техподдержкой Ан-148 усугубилась до предела
Михаил Гордин
Наука российского авиадвигателестроения
Дмитрий Карелин
Время «двойников»
AVIA.RU
О ситуации в отрасли техобслуживания воздушных судов
Владимир Карнозов
Ту-214ОН - лучшее достижение программы Открытое Небо
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)
Дмитрий Борисенко
Самолетный сервис
Роман Гусаров
Сертификация по удалёнке
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)
Владимир Карнозов
Америка закрывает «Открытое Небо»
Михаил Вахнеев
Хелисмотр 2020
Андрей Ельчанинов
Диверсификация продукции ОПК в авиастроении
Владимир Карнозов
Минобороны отдает приоритет Су-35С и Су-30СМ2
Президент РФ
Встреча Владимира Путина с Юрием Слюсарем
Роман Гусаров
Пять аргументов против возрождения Ту-334

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer