Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Нам есть, что терять

23 августа 2012 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Когда речь заходит о безопасности полетов вертолетов, мы любим сравниваться с США, заявляя, что у нас аварийность не хуже, чем у них. Так ли это на самом деле?

Попытаемся сопоставить основные показатели аварийности вертолетов. Для чего возьмем статистические данные МАК (Межгосударственный авиационный комитет) и HAI (Международная вертолетная ассоциация). Прежде чем приступить к сравнению, необходимо уточнить «область определения» данных. В Докладе МАК приводится оценка аварийности в ГА (гражданской авиации) государств-участников Соглашения, включая РФ. Однако если учесть, что основную лепту (около 80%)  аварийности вносит РФ, большой ошибки не будет, если воспользоваться этими цифрами. Во-2х, в докладе МАК приводятся данные аварийности вертолетов (без АОН). Поэтому для корректности сравнения из материалов HAI возьмем данные только на многодвигательные вертолеты, так как наши, без АОН, – это и есть исключительно средние/тяжелые двух двигательные машины (других нет). Сравнительные данные безопасности полетов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вертолеты ГА США/государств-участников Соглашения

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

среднее

Кап

1,53/2,24

2,04/1,9

2,39/2,6

1,79/1,64

0,65/1,72

1,68/2,02

Кк

0,15/1,03

0,74/1,38

0,6/1,4

0,45/0,91

0/0,69

0,39/1,08

 
Если аварийность вертолетов (Кап) у нас хуже всего на 20%, то выживаемость в этих происшествиях (Кк) – хуже уже почти втрое (2,8). Нужно отдать должное американцам, у них наблюдается  реальная тенденция повышения безопасности полетов. Обратите внимание, в  2011 г. в графе катастрофы – 0! К сожалению, у нас аналогичной тенденции снижения аварийности не видно. Если учесть, что по материалам безопасности полетов МАК за 2011 г. «катастрофа» вертолета Ми-8Т RA-22350 АК «ЮТэйр» в Иркутской области, в которой погибло два человека, чудесным образом «превратилась» в АПбЧЖ-ЧП (авиационное происшествие без человеческих жертв), то статистика будет еще хуже. А «хуже некуда». Каждое второе происшествие – катастрофа!

Вместо заключения, предлагаю взглянуть еще на одну таблицу 2, где приведены аварии и катастрофы наших вертолетов за прошлый год, обратите внимание на выделенные графы.

Таблица 2

АП

Вертолет/АК

Задача

Этап полета

Причины

15.03.11
АПбЧЖ
Ми-8Т
RA-244436
«АэроГео»
Учебно-тренировочная подготовка
Посадка Н=20 м.
Дросселирование двигателя
18.06.11
АПбЧЖ
Ми-2
RA-2322
«АэроГео»
Тушение лесных пожаров
Перемещение у земли на висении  
Столкновение лопастей РВ с препятствием
05.06.11
АПбЧЖ-ЧП
Ми-8Т
RA-22350
«ЮТэйр»
Коммерческая перевозка
Высадка пассажиров и выгрузка груза в подвешенном состоянии
Проваливание колеса
12.07.11
АПбЧЖ
Ми-8Т
RA-24278
Комиавиатранс
Тушение лесных пожаров
Посадка.  Н=15 м. 
Столкновение лопастей РВ с  деревом
15.07.11
АПбЧЖ
Ми-8Т
RA-22860
БилибиноАвиа
Тушение лесных пожаров
Взлет
Выключение двигателей 
19.07.11
катастрофа
Ми-8Т
RA-22387
«Уктус»
Облет трассы газопровода
Разворот
Столкновение лопастей РВ с землей
24.07.11
катастрофа 
Ми-8Т
RA-24422
«ЧукотАвиа»
Транспортный полет
Заход на посадку
Столкновение с землей
29.98.11
АПбЧЖ
Ми-8
RA-25560
«ПАНХ»
Транспортный полет
Посадка  
Падение частоты вращения турбо-компрессора  двигателя  
20.12.11
катастрофа
Ми-26Т
RA-06121
Нефтеюганский ОАО
Полет с грузом на внешней подвеске
Заход на площадку. Н=60 м.
Разрушение фюзеляжа

Подавляющее число происшествий произошло на этапе посадки и даже в ходе высадки/разгрузки. Пользуясь терминологией автомобилистов, главная причина аварийности наших вертолетов в 2011 г. – неумение «парковаться». При усложнении условий (тушение лесных пожаров, болотистая местность, отказ или выключение одного из двигателей и т.п.)  неумение становится критическим. Под неумением я понимаю не столько неосмотрительность экипажа (что нам пытаются постоянно навязать), сколько неумение «парковаться» конструкции вертолета и даже еще шире, неумение – всей системы эксплуатации (сделать «парковку» максимально безопасной). Аварийность вертолетов не просто могла быть ниже (этих происшествий могло не быть), она должна быть нулевой (этих происшествий не должно было быть). Цели по безопасности полетов вертолетов должны ставиться не просто амбициозные, а сверхамбициозные. Нам есть, что терять!  


Евгений Матвеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer