← Назад

Главная Техника/технологии Аналитический обзорИндия ищет альтернативу Rafale

20 марта 2014 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

В последние несколько месяцев в среде индийских аналитиков, в свете предстоящих всеобщих выборов, по итогам которых будут сформировано новое правительство республики, обсуждается перспектива закупки за рубежом дополнительного количества многоцелевых истребителей. Суть их сводится к поиску реальной альтернативы технике французской компании Dassault Aviation, которая долгое время была в фаворе. Группа аналитиков считает, что высокие шансы имеет «общеевропейский» истребитель EF2000 Typhoon от Eurofighter Consortium. Однако есть и другое мнение, что Индия отдаст предпочтение менее дорогой российской авиатехнике.

Рассуждения на тему появились на страницах индийской печати в рамках подготовки и проведения восьмой по счету выставки вооружений и военной техники DefExpo. Она прошла в столице страны – городе Дели 6-9 февраля 2014 года. Ее открыл министр обороны господин Энтони (Honourable Raksha Mantri Arakkaparambil Kurian Antony).

Заступив на пост 26 октября 2006 года, он дольше всех своих предшественников в индийской истории остается главой военного ведомства. Все семь полных лет Энтони посвятил разработке и совершенствованию формальных правил закупки вооружений и военной техники. Они оформлены в свод документов Defense Procurement Procedure (DPP). «Эпоха Энтони» характеризуется систематичными, регулярными ревизиями DPP с неизменной целью - «создать и развивать устойчивую промышленную базу внутри страны. Установить высочайшие стандарты прозрачности и общественного контроля за расходованием средств оборонного бюджета».

Ревизии и новые редакции выходили практически ежегодно. В настоящее время DPP действуют в варианте, принятом в апреле и доработанном в последующие месяцы прошлого года. Крайняя редакция расширяет преференции местных производителей за счет установки строгой приоритетности в деле закупки техники для национальных Вооруженных сил. С этой целью вводится механизм категорирования. Доступные опции выстроены в четкую, обязательную последовательность, где следующая по списку категория характеризуется меньшими преференциями местной промышленности при увеличении прав иностранных партнеров по военно-техническому сотрудничеству.

Высший приоритет имеет «Покупай индийское». Ниже - «Покупай с полной локализацией производства». Данная категория относится на сделки, предусматривающие передачу иностранным партнером более 50% критических технологий по закупаемой техники в рамках организации ее лицензионного производства. Затем в линейке находятся «Покупай и выпускай с передачей технологий» и «Покупай на мировом рынке». С момента введения в силу DPP’2013 все без исключения закупки вооружения и военной техники должны начинаться с обоснования выбранной категории, в котором требуется четко представить аргументы, почему невозможен выбор более приоритетных разделов. Прямая покупка продукции военного назначения имеет самый низкий приоритет.

Комментируя крайние изменения в Defense Procurement Procedure 2013, Энтони сказал: «Недавно правила закупки вооружений и военной техники были изменены. Цель – предоставить ведущим мировым производителям больше гибкости в сотрудничестве с индийскими предприятиями. Мы продлили на пару лет период, в течение которого они могут выполнить взятые на себя офсетные обязательства по ранее заключенным контрактам. При составлении крайней редакции закупочных правил, мы уделили первостепенное внимание повышению эффективности процесса закупки так, чтобы укрепить базовые основы функционирования местной промышленности. Чтобы раскрыть для себя преимущества, заложенные в измененном законодательстве, индийские производители должны сделать над собой усилие, активно создавать необходимые индустриальные возможности и научно-технические компетенции».

В настоящее время оборонно-промышленный комплекс Индии имеет в своем составе пятьдесят специализированных структур в системе DRDO (подразделение министерства обороны, занимающееся разработкой перспективных вооружений), сорок один государственный завод и девять крупных государственно-частных партнерств. В сотне крупнейших оборонных фирм мира присутствуют три индийских государственных корпорации – Hindustan Aeronautics Limited (HAL), Ordnance Factory Board (OFB) и Bharat Electronics Limited (BEL).

За «Эпоху Энтони» правительство сделало немало для расширения государственно-частного партнерство в оборонном секторе. В публичных выступлениях министр обороны неоднократно просил частный сектор активнее участвовать в деле укрепления национальной обороны путем оказания «более осмысленного и содержательного вклада». Сегодня в процесс вовлечены практически все крупнейшие олигархические структуры. Они представлены в промышленности через такие известные группы компаний как Tata, Mahindra, Larsen & Toubro (L&T), Punj Lloyd.

Истребительный тендер

В конце прошлого – начале нынешнего века ВВС Индии списали со службы по моральному старению, выработке ресурса и истечению календарных сроков эксплуатации большое число боевых самолетов. Полностью выведены из строя бомбардировщики Canberra, учебные Ajeet и HPT-32, фронтовые истребители МиГ-21Ф/ФЛ/ПФМ, перехватчик МиГ-23МФ, истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН, разведчик МиГ-25Р. В следующие три года ВВС Индии ждет массовое списание устаревших истребителей МиГ-21 (на начало года их численность составляла 254 единицы) и ударных самолетов МиГ-27МЛ.

Частично, они будут заменены самолетами местной разработки и производства. Индия занимается разработкой собственного легкого боевого самолета с середины восьмидесятых годов. Программа называется Light Combat Aircraft (LCA), самолет получил собственное имя Tejas.

Tejas

Товарные экземпляры начнут поставляться ВВС Индии в 2015 году. Первую эскадрилью сформируют в 2017-м и поставят на боевое дежурство в 2020-м. Всего к 2020 году планируется закупить сорок LCA, что очень мало, принимая во внимание общую численность истребительного парка ВВС Индии.

На фоне такой вот обстановки проходил международный тендер на новые истребители для ВВС Индии. Конкурс на выбор поставщика средних многоцелевых боевых самолетов по программе MMRCA (Medium Multi Role Combat Aircraft) стартовал летом 2001 года. Тогда ВВС Индии впервые публично высказали своем желании приобрести у «мирового производителя» 126 многоцелевых истребителей. В то время говорились, что это число может путем опциона быть увеличено на шестьдесят-восемьдесят единиц. Временное планирование закупок проводилось таким образом, чтобы поддержать укомплектованность боевой авиации на уровне сорока эскадрилий. Запрос на информацию (request for information) разослали шести иностранным производителям летом 2001 года, запрос на предложение - в августе 2007-го.

Россия сделала предложение по МиГ-35, Швеция – по JAS39 Gripen, Франция – сначала Mirage 2000, затем - Rafale, а США – по F-16IN и F/A-18F. А консорциум Eurofighter, созданный Великобританией, Германией, Италией и Испанией выставил EF-2000 Typhoon. Согласно действующей практике, закрепленной в Defense Procurement Procedure, организаторы тендеров объявляют двух победителей – «основного» и «запасного».

Rafale

В январе 2012 года конкурсная комиссия объявила французскую фирму Dassault Aviation с предложением по Rafale «основным победителем» и Eurofighter c EF-2000 Typhoon «запасным». С того времени индийская сторона вела переговоры по теме MMRCA только с Dassault. Однако и поныне контракт не заключен.

Основными причинами долгого и пока что безуспешного переговорного процесса с Dassault называют несогласие государственной корпорации HAL с отводимой ей ролью. А также разногласия по тому, как будет выполняться обязательство победителя ре- инвестировать половину общей суммы контракта в индийскую экономику.

В условиях тендера записано, что побеждает участник, располагающий подходящим продуктом и предлагающий самую низкую цену. При этом он обязуется обеспечить передачу индийской стороне критических технологий в согласованном сторонами объеме. Среди прочих условий тендера есть и запись о том, что победитель создаст на территории заказчика линию сборки конечной продукции, и что она будет принадлежать государственному предприятию. Поскольку крупнейшим производителем авиатехники в Индии является HAL, именно он предполагается в качестве собственника цеха окончательной продукции.

Rafale

По всей видимости, фирма Dassault искало иное решение, рассчитывая склонить к нему индийских переговорщиков. В феврале 2012 года французы подписали меморандум о взаимопонимании с местным партнером Reliance. Они хотели, чтобы эта компания занялась финальной сборкой «рафалей». Что же касается HAL, то ей предлагали выступить в качестве поставщика второго или третьего уровня или передать эту роль другим индийским госкомпаниям.

Французский план не сработал. В июле прошлого года HAL наложил «вето» на компромиссный вариант, выработанный конкурсной комиссией и Dassault. Ситуация еще больше осложнилась с уходом из жизни в октябре 2013г. главного индийского переговорщика – господина AK Bal.

В мае 2012 года руководство HAL образовало специальную группу по переговорам на тему MMRCA. Тогда же HAL констатировал, что его уполномоченные из различных подразделений конструктивно взаимодействуют с Dassault по распределению заказов в рамках лицензионного производства, поиску и устранению «брешей» и «провалов» в способности индийских заводов воспроизвести по французской документации те или иные комплектующие. В январе текущего года представительная делегация из Франции посетила Бангалор. В нее входили высокопоставленные руководители Dassault, Snecma и Thales. В ходе переговоров отобрали семнадцать индийских компаний, которые могли бы принять участие в лицензионном производстве Rafale. По утверждению HAL, корпорация приобретает в собственность земельный участок, на котором будут возведены новые цеха под сборку двигателей и планера.

В день открытия DefExpo’2014 прошла пресс-конференция руководителей военного ведомства. На ней представители средств массовой информации поинтересовались положением дел по MMRCA. Ответ был следующим: «Продолжаются переговоры по техническим вопросам. Переговоры непосредственно контракту начнется позднее».

Есть уверенность, что контрактация вряд ли начнется до конца текущего финансового года, который истекает 31 марта 2014 года. Министр обороны сказал журналистам: «На этом этапе мы не можем сказать, сколько денег из оборонного бюджета следующего финансового года можно выделить на данный проект. Поскольку в рассмотрении находится множество запросов на закупку вооружений, не представляется возможным удовлетворить их все сразу. Мы обратились к командующим родами Вооруженных сил с просьбой четко расставить приоритеты в отношении своих запросов».

Eurofighter

Касаясь дальнейшей судьбы тендера MMRCA, Энтони сказал: «Приходится применять меры по сокращению расходов… кроме прочего, они касаются и снижения затрат по всему жизненному циклу, что ранее определило выбор победителя по критерию L-1 (самое низкое ценовое предложение среди участников конкурса – примечание редакции)». Журналисты не поняли, что источник имел ввиду, но сразу уточнить не решились. А потом было поздно – время пресс-конференции вышло. Многие до сих пор гадают, какой реальный смысл министр заложил в эти слова?

Отдельные индийские журналисты разглядели в выступлении Энтони намек, что победить ближайшего конкурента французская фирма смогла, запросив меньшую сумму. Однако с тех пор прошло много времени и сегодня возможна ситуация, что продукция Eurofighter Consortium может оказаться дешевле. Факт объявления истребителя EF-2000 Typhoon «запасным» победителем дает индийцам возможность обратиться к его производителю в случае, если не удается выйти на подписание контракта с «основным». Таким образом, появляется возможность «обойти» ранее принятое решение конкурсной комиссии в пользу Dassault без отмены тендера.

Eurofighter

Есть ли у Eurofighter реальный шанс получить индийский контракт вместо Dassault? Отдельные индийские обозреватели отвечают утвердительно. Во-первых, за последнее время произошли важные «технологические» изменения. Прошлой весной один из истребителей EF-2000 Королевских ВВС разобрали для замены ряда систем на более современные. В частности, вместо бортовой радиоэлектронной станции (БРЛС) типа Captor с щелевой антенной с механическим сканированием луча устанавливают опытный экземпляр Captor-E с активной антенной и электронным сканированием.

Наверное, доработанный самолет уже поступил на испытания. А ведь именно «активный радар» был одним из важнейших требований конкурсной комиссии. Когда проводились сравнительные летные испытания, европейцы не смогли продемонстрировать действующий Captor-E непосредственно на самолете и просили принять в зачет опытный образец, установленный на вертолете.

Кроме «активного радара», Eurofighter получает дополнительные «бонусы» благодаря тому, что может передать Индии испанскую или итальянскую линию сборки. Строительство самолетов на ней близится к завершению с выполнением заказа ВВС Испании на 73 машины. Постепенно высвобождается промышленное оборудование и в других странах участницах консорциума. В целом, производство истребителей данного типа в перспективе будет сокращаться, поскольку основные заказы уже выполнены: поставлено более четырехсот машин из 571 заказанной. Поэтому консорциум может пойти на сокращение линий сборки с четырех, в Германии, Великобритании, Италии и Испании, до одной-двух.

По неподтвержденным данным, европейцы выражают готовность бесплатно передать Индии испанскую линию сборки и высвобождающееся оборудование. Впрочем, об этом говорит и Dassault. Линию сборки истребителей Rafale на определенных условиях можно будет перенести из Франции в Индию, и оттуда осуществлять поставку самолетов в третьи страны в случае получения соответствующих заказов. В последние годы Dassault неоднократно информировал французское правительство о возможном сворачивании производства Rafale в связи с низким темпом производства, что делает его поддержание коммерчески неэффективным. Правда, есть мнение, что подобные заявления на самом деле имеют целью подвигнуть правительство страны на увеличение государственного заказа.

На мартовской пресс-конференции по финансовым итогам прошлого года, руководитель Dassault господин Eric Trappier заявил, что французской фирме удалось достичь «твердых договоренностей» с HAL насчет распределения объемов работ в рамках программы лицензионной сборки 106 истребителей Rafale на индийской территории. Согласие достигнуто как по общему объему работы, которая дается HAL и другим местным предприятиям, так и по передаваемым критическим технологиям. «Сделан большой шаг на пути к контракту», - сказал Trappier. Он добавил, что подписание контракта «возможно в течение нескольких недель или месяцев». По оценке Dassault, первый Rafale индийской сборки может появиться спустя три с половиной года после поставки Индии головной партии из 18 машин полностью французского происхождения. В прошлом году было выпущено 11 Rafale, и столько же планируется в текущем, причем пока что все самолеты данного типа поступают только ВВС и ВМС Франции.

Plan-B

Вместе с тем, на страницах индийских печатных изданий высказывается предположение, что военно-воздушные силы подготовили альтернативный план действий. На него ссылаются как Plan-B. Он предполагает получение необходимого числа истребителей в нужные сроки при полном понимании того факта, что чиновники нового правительства вряд ли захотят связывать себя с «наследством нерешенных дел» предыдущего кабинета. Речь может идти о приобретении какого-то количества самолетов у иностранного партнера за минимальную цену, принимая во внимание сокращение расходов на оборону. Выбор включает выводимые из состава ВВС США истребители F-16A или вновь собранные из имеющегося у РСК «МиГ» производственного задела МиГ-29.

Шансы РСК «МиГ» повысились с уходом в отставку предыдущего главкома ВВС маршала Брауни (Air Chief Marshal NAK Browne). Именно при нем были подведены невыгодные для нас итоги тендера, в пользу европейских производителей. Частично, это объясняется личной карьерой бывшего главкома: в последние годы он летал на англо-французском штурмовике Jaguar, высоко высказывался о нем и, даже занимая высший пост в военно-воздушных силах, порой находил время летать на этом самолете. На пресс-конференциях Брауни положительно высказывался о Rafale, всячески пытался ускорить переговорный процесс с Dassault и неоднократно говорил о желательности подписания контракта до конца своего срока пребывания на посту главкома.

Jaguar

С начала текущего года пост главкома ВВС Индии занимает маршал Раха (Air Chief Marshal Arep Raha). Он родился 26 декабря 1954 года, получил летную профессию в Академии ВВС, в декабре 1974 года получил квалификацию летчика-истребителя. На службе 39 лет. Высоко профессиональный пилот с налетом 3400 часов, Раха одно время командовал эскадрильей истребителей МиГ-29, был военно-воздушным атташе в Украине. До назначения на новый пост командующего ВВС центрального и западного округов (chief, Central Air Command and Western Air Command). Говоря о приоритетах нового руководства ВВС, маршал прежде всего назвал постановку на вооружение и освоение личным составом новых типов вертолетов, самолетов-заправщиков и истребителей.

В последние два-три года государственная корпорация HAL дала новый импульс развитию и укреплению сотрудничества с российскими авиационными фирмами. В последние годы заключены соглашения с Компанией «Сухой» на совместную разработку истребителя пятого поколения FGFA и с Авиационным Комплексом «Ильюшин» на создание многоцелевого транспортного самолета MTA. По сообщению местных СМИ, на вооружении ВВС Индии поступило свыше двухсот тяжелых многоцелевых истребителей Су-30МКИ из 272 заказанных на общую сумму 12 миллиардов долларов. Многие из них собраны на Иркутском авиационном заводе, остальные – на мощностях корпорации HAL. Первоначальный контракт предусматривал поставку 140 машин. Затем прибавились два дополнительных, на 40 единиц в марте 2007 года и 42 в декабре 2012-го. Накануне DefExpo’2014 глава HAL господин RK Tyagi заявил: «Корпорация полностью освоила технологии изготовления Су-30 «от руды», и продолжает производство этого самолета с расчетными темпами выпуска». По состоянию на март прошлого года, HAL поставил ВВС 134 «сушек», собранных из иркутских комплектов. До конца текущего года это число вырастет на шестнадцать.

Для плодотворного развития индийско-российского военно-технического сотрудничества создана хорошая основа. Выступая на страницах индийских СМИ, посол России Александр Михайлович Кадакин отметил, что доля советского и российского вооружения в арсенале Вооруженных Сил Индии составляет 70%. С момента возникновения ВТС между нашими странами, сначала СССР, а затем Россия поставили ВиВТ на общую сумму 57 миллиарда долларов. В прошлом году объемы поставок по линии Рособоронэкспорта превысили 3,6 миллиарда долларов. С помощью нашей страны в Индии построено пять заводов по производству авиационной техники и двигателей к ней, двенадцать заводов по выпуску бронетехники и боеприпасов.

По мнению Кадакина, неправильно и даже некорректно говорить о том, что Россия якобы теряет лидерство на индийском оружейном рынке. По всей видимости, конкуренты витают в облаках и обманывают сами себя, высказывая подобные предположения, выдавая желаемое за действительное, сказал посол. В подтверждение приводятся цифры от SIPRI. По данным шведского института, доля России в поставках Индии вооружений и военной техники в 2012 году превысила 83%. Ближайшие конкуренты в лице Великобритании и Израиля имели только 6% и 5% соответственно.

Что же касается преимуществ МиГ-29 и его дальнейшего развития МиГ-35, то к ним относят следующие. Во-первых, базовый тип истребителя уже стоит на вооружении Вооруженных Сил Индии, хорошо освоен личным составом. В настоящее время на всем индийском парке МиГ-29 проводится модернизация в вариант МиГ-29UPG с установкой нового комплекта авионики, включая «стеклянную» кабину и БРЛС «Жук». Тем самым строевые самолеты приблизятся к уровню вновь построенных МиГ-29К/КУБ, что в количестве 49 единиц заказаны авиацией ВМС для комплектации авианосцев INS Vikramaditya проекта 11430 и INS Vikrant проекта 71.

МиГ-29К

Предложенный Россией на тендер MMRCA многоцелевой истребитель МиГ-35 является развитием МиГ-29К с установкой более совершенных систем, включая новейшую бортовую радиолокационную станцию «Жук-МАЭ». В ходе проведения сравнительных испытаний РСК «МиГ» не только показал конкурсной комиссии реальный МиГ-35 с активным радаром на индийской территории, но даже продемонстрировал его работу в воздухе, включая режимы сканирования воздушного пространства, захват цели и выдачу указания на ракету.

Пока действующий кабинет министров «досиживает» отведенное ему время, мы вряд ли услышим о подписании больших контрактов в области военно-технического сотрудничества. Новый кабинет будет сформирован по итогам парламентских выборов в конце мая – начале июня. В Индии насчитывается 814 миллионов жителей, имеющих право голоса. Они придут на избирательные участки в период с 7 апреля по 12 мая, в соответствии с действующей системой выборов нижней палаты парламента. Итоги голосования по всей стране подведут 16 мая. Думается, что новый состав кабинета министров будет проводить собственную линию, и лишь в редких случаях «доделывать» дела инициированные предшественниками. Это в первую очередь касается международных тендеров, открытых в «эпоху Энтони». В том числе и MMRCA.


Владимир Карнозов


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2014/3/20/2000/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.