Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

О подтверждении ресурсов вертолетов российского производства. Взгляд эксплуатанта.

15 марта 2015 года / Олег Худоленко / Aviation EXplorer
 

Несмотря на положительные результаты, которые в последние годы ОАО «Вертолеты России» стабильно демонстрирует из года в год в части выпуска новых вертолетов, совершенно очевидно, что в условиях высокой конкуренции на глобальном рынке необходимо постоянно искать для них новые конкурентные преимущества, которые позволят укрепить имеющиеся и найти новые рынки сбыта.

Худоленко Олег Владимирович
заместитель генерального директора ОАО НПК "ПАНХ" по НТП и качеству, председатель Технического комитета Ассоциации вертолетной индустрии.

Так, в 2007г., когда было создано ОАО «Вертолеты России», отечественная промышленность выпустила 84 вертолетов всех типов военного и гражданского назначения, в 2013г. – 294шт., а в 2014г. – 275шт. Следует положительно оценить работу холдинга по консолидации производственных активов вертолетной индустрии и по высоким темпам наращивания выпуска вертолетов.

Однако в последние годы темпы роста производства новых вертолетов снижаются.  У российских гражданских вертолетных операторов, которые работают в конкурентной среде, отечественные вертолеты перестают пользоваться большой популярностью. Об этом говорит и рост доли зарубежных машин в структуре парка вертолетов  России (2008г. – 5%, в 2014г. – более 15%).   Предпринимают попытки проникновения на российский рынок некоторые крупные западные вертолетные операторы. Все это ведет к тому, что некогда непоколебимые позиции вертолетов отечественного производства стали теряться.  

Прогнозы, которые делали Минпромторг в 2012г. и ОАО «Вертолеты России» в 2010г. по поставкам новых вертолетов, не оправдываются. Согласно прогнозам  Минпромторга в 2013г. предполагалось  выпустить 354 вертолета – выпущено 275, в 2014г. – 399  выпущено, по нашим оценкам – 300 (Док. Д.В.Мантурова). По прогнозу ОАО «Вертолеты России» (2010г.) промышленность в 2011 должна была поставить российским эксплуатантам 23 гражданских вертолета, поставили 12, в 2013 – 40, поставили – 5, а в 2020 планировали поставить 70 вертолетов. Цифра явно не реальная.

Анализ структуры поставок вертолетов показывает, что существует значительный крен в пользу госзаказа России и иностранного госзаказа по линии военно-технического сотрудничества (ВТС).

Рис.1 Структура поставок вертолетов отечественного производства.

Представленная структура легко объяснима. Силовые и государственные структуры по известным геополитическим причинам не могут закупать вертолеты иностранного производства. Закупки по линии ВТС очень консервативны. При принятии решений на их осуществление оказывают влияние множество факторов и, в первую очередь, политические. Конкурентоспособность здесь не является определяющим фактором. А вот для коммерческих закупок гражданских вертолетов она играет главенствующую роль. Этим объясняется малая доля в структуре поставок вертолетов гражданским заказчикам.

Конкурентоспособность – способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским характеристикам.

Тема повышения конкурентоспособности вертолетов российского производства, на наш взгляд, очень  важная,  широкая и сложная. Она не может быть раскрыта в рамках одной публикации. Частично эта тема была затронута в моей статье «Пути повышения эффективности эксплуатации вертолетов российского производства». В данной статье хотел бы остановиться на проблеме подтверждения ресурсов российских вертолетов.

Несмотря на более низкие, по сравнению с конкурентами, каталожные цены отечественных вертолетов, стоимость их полного владения остается довольно высокой. Одним из важных путей снижения стоимости полного владения вертолетами является снижение затрат на их эксплуатацию, в т.ч. по обеспечению заявленных и увеличению действующих межремонтных и назначенных ресурсов и сроков службы вертолетов и их агрегатов.

На сегодняшний день затраты на подтверждение ресурсов и сроков службы вертолетов типа Ми-8, Ми-26 и Ка-32 и их основных агрегатов в ОАО НПК «ПАНХ» - одного из крупных эксплуатантов российских вертолетов составляют около 10% себестоимости летного часа. По нашим данным у других российских  эксплуатантов вертолетов она колеблется в пределах 7-10%. Все, кто как-то связан с эксплуатацией авиационной техники российского производства, хорошо знают действующую систему продления (подтверждения) ресурсов и сроков службы авиационной техники в России, которая существенно отличается  от западной, к сожалению, не в лучшую сторону.

Создана она была  в 1997г.  приказом Федеральной авиационной службы России (ФАС РФ) №47 от 19.02.1997г. «О введении «Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники».  Приказ этот был очень важным и своевременным, т. к. в то время  других возможностей спасти парк российских воздушных судов  от полной остановки их эксплуатации не было.

Идеология продленных ресурсов авиатехники советского производства была очень мудрой. Известно, что при проектировании авиационной техники, согласно нормам летной годности, закладывается коэффициент запаса прочности равный 2,5. Потому решение об увеличении ресурсов и сроков службы эксплуатируемой авиационной техники под дополнительным контролем со стороны разработчиков и других привлекаемых организаций было взвешенным, обоснованным и особых рисков не несло. Процедура продления предусматривала проведение комплекса исследований технического состояния вертолетов или их ресурсных агрегатов, отработавших ранее установленные ресурсы или сроки службы, по Программам исследования технического состояния с целью оценки возможности их дальнейшей эксплуатации с увеличенными ресурсами и сроками службы (далее - Программы). Таким образом, предполагалось проведение исследований в течение определенного времени, результатом которых должны были стать решения об индивидуальном увеличении ресурсов и сроков службы, как  межремонтных, так и назначенных, по конкретным типам воздушных судов и их основным агрегатам.

Анализ состава и содержания работ по указанным Программам показывает, что они проводятся  инженерно-техническим персоналом эксплуатантов и предусматривают выполнение типовых осмотровых и проверочных работ.  Они на 90 – 95 % дублируют работы, проводимые инженерно-техническим составом эксплуатанта при выполнении форм технического обслуживания, полнота и качество которых в гражданской авиации достаточно жестко регламентируется и контролируется со стороны Росавиации и Ространснадзора  в соответствии с Федеральным авиационным правилам. Действующая система подтверждения ресурсов и сроков службы  вертолетной техники сопряжена, с одной стороны, с отвлечениями от основной деятельности специалистов разработчиков и привлекаемых институтов при их неочевидной целесообразности, и существенными затратами эксплуатантов на оплату работ этих специалистов, выполняемых  в местах базирования вертолетов. С  другой стороны, со значительными потерями эксплуатантов (по разным оценкам, 5-10 % годовых доходов) из-за простоев вертолетов и их непроизводственных перелетов к местам проведения работ, связанных с процедурами подтверждения их ресурсов и сроков службы. Это в конечном итоге ощутимо снижает конкурентоспособность российских вертолетов.

Такая система подтверждения ресурсов и сроков службы действует более 25 лет и, по мнению большинства российских эксплуатантов, полностью себя изжила  и нуждается в коренном реформировании с учетом мирового опыта поддержания летной годности авиационной техники.   Наглядное подтверждение порочности этой системы является отказ большинства отечественных авиакомпаний от эксплуатации самолетов российского производства типа Ан-24, Ту-154, Як-42 и др. Они не выдержали конкуренции с зарубежными самолетами, в т.ч. и по причине низких значений ресурсных показателей  и бесконечных продлений ресурсов и сроков службы и связанных с ними простоями.                  

За четверть века исполнителями работ накоплен огромный фактический материал по исследованию технического состояния каждого экземпляра эксплуатируемых вертолетов и их агрегатов. Однако этот бесценный материал не используется для обоснования возможности увеличения межремонтных и назначенных ресурсов и сроков службы.  В частности, несмотря на многократное поэтапное индивидуальное увеличение межремонтных ресурсов вертолетов Ми-26 до 4800 часов,  его базовая величина  межремонтных ресурсов,  установленная в 1989 г., на уровне 900 ч., остается неизменной. Глубокий и всесторонний анализ материалов оценки технического состояния вертолетов, актов дефектации ремонтируемых вертолетов и их основных агрегатов,  данных исследований по остаточной прочности  заменяемых в ремонте деталей,  с привлечением современных методов и средств теории надежности, рисков и прогнозирования, могут стать мощной базой в обосновании возможности увеличения ресурсов для всего парка однотипных вертолетов. Эта работа должна стать основной целью деятельности подразделений разработчиков вертолетной техники, связанных с ее эксплуатацией, и соответствующих научно-исследовательских институтов.   90-95% работ, предусмотренные Программами и фактически выполняемые специалистами эксплуатанта в соответствии с регламентами технического обслуживания, а затем продублированные разработчиками и привлеченными научными организациями, могут быть исключены из соответствующих Программ. Оставшиеся 5-10% целесообразно внести в регламенты технического обслуживания и, при проведении соответствующей подготовки технического персонала  эксплуатанта, также могут  быть ими выполнены. Это приведет к значительному снижению затрат на поддержание летной годности и повышению конкурентоспособности отечественной авиатехники.

Настало время провести коренное реформирование действующей системы подтверждения ресурсов и сроков службы отечественных вертолетов. При этом может показаться, что проигравшей стороной оказывается ОАО «Вертолеты России», которое потеряет денежные потоки в свои структуры.  Однако это не так, эти потери, на наш взгляд,  могут быть с лихвой компенсированы увеличением  продаж отечественных вертолетов, в том числе на мировом рынке, за счет их возросшей  привлекательности для  потенциальных потребителей.  С целью проведения работ по реформированию  системы подтверждения ресурсов и сроков службы отечественных вертолетов нами год назад направлены в адрес ОАО »Вертолеты России» следующие предложения:

  1. В  целях обсуждения и разработки современной процедуры подтверждения ресурсов и сроков службы отечественных вертолетов создать на базе ОАО «Вертолеты России» комплексную рабочую группу, включив в нее представителей всех заинтересованных структур и организаций, в т.ч. ключевых российских эксплуатантов  вертолетной техники.

  2. В рамках рабочей группы организовать и провести широкое обсуждение с участием всех заинтересованных сторон проблемы и принципы реформирования действующей системы подтверждения ресурсов и сроков службы российских вертолетов с целью ее оптимизации.

  3. Результаты деятельности рабочей группы и выработанные предложения обсудить на заседании Коллегии или Научно-технического совета  ОАО «Вертолеты России», с  целью принятия итогового решения по функционированию системы подтверждения ресурсов и сроков службы отечественных вертолетов.  Провести апробацию предлагаемой системы подтверждения ресурсов на базе одного или нескольких крупных российских вертолетных  эксплуатантов.

К сожалению, ответа на наши предложения от столь уважаемой организации – ОАО «Вертолеты России»,  мы до сих пор не получили. Предлагаю эксплуатантам,  разработчикам российской авиатехники и их основных агрегатов, ученым научно-исследовательских институтов гражданской авиации и авиационной промышленности, специалистам  Росавиации и, конечно,  ОАО «Вертолеты России»  на площадке сайта avia.ru провести дискуссию по затронутым в статье вопросам.


Олег Худоленко


комментарии (1):

fiting      16/03/2015 [21:58:03]#1
Совершенно верно. Нынешняя система продления ресурсов и сроков службы это просто выкачивание денег из эксплуатанта (на мой взгляд и приказ 47 из той же оперы). Один только перевод агрегатов на эксплуатацию по состоянию за N-нную сумму привязав это к конкретному борту чего стоит (переставил на другое ВС снова плати). Впрочем попытки идти таким путем делаются не только в системе ГА. Последствия развала промышленности.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer