← Назад

Главная Техника/технологии Специальный репортажВыкатка МС-21

8 июня 2016 года / Р.Гусаров, Ю.Кузьмина / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


8 июня 2016 года в Иркутске состоялась торжественная церемония выкатки нового пассажирского самолета МС-21. Это семейство ближне- среднемагистральных самолетов нового поколения вместимостью от 132 до 211 кресел. Разработчик самолета и производитель - ПАО «Корпорация «Иркут» (входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию): инженерный центр им. А.С. Яковлева отвечает за разработку конструкторской документации МС-21, производство самолетов ведется на Иркутском авиационном заводе.

В специально построенном для этой церемонии ангаре собрались более 700 гостей и участников программы. В числе почетных гостей были премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, вице-премьеры Дмитрий Рогозин и Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов и другие официальные лица.

Перед участниками церемонии с приветственной речью выступил президент ПАО «Корпорация «Иркут» Демченко Олег Федорович, который сказал: «Несколько лет назад мы поставили перед собой амбициозную задачу - построить такой пассажирский самолет, который займет достойное место на мировом рынке. Мы понимали, что это будет непросто и приняли решение создавать по-настоящему инновационный продукт. Нам удалось собрать сильную команду единомышленников, все участники программы - лидеры мировой авиационной промышленности. Мы работаем вместе и верим, что МС-21 будет лучшим в своем классе. Я хочу поблагодарить руководство нашей страны за ту поддержку, которая оказана нашему проекту. Хочу поблагодарить конструкторов, инженеров, рабочих, технологов, руководителей предприятий и всех, кто работал вместе с нами на сотнях предприятий России и зарубежья. Мы вложили в самолет не только самые передовые технические решения, но и всю свою  душу. Я благодарен нашим первым заказчикам, которые поверили в нас и в нашу команду. Впереди важный этап - ответственные летные и сертификационные испытания. Я счастлив, что рядом с нами надежные партнеры друзья. Мы долго шли к этому дню. Встречайте МС-21!»

МС-21 включает в себя все новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения. Композитное крыло, увеличенный диаметр фюзеляжа, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают конкурентные преимущества лайнера: снижение эксплуатационных расходов, повышенный комфорт для пассажиров, удовлетворение требований перспективных норм по воздействию на окружающую среду.

Новый лайнер обладает высокими аэродинамическими качествами. Это достигнуто в первую очередь за счет крыла большего удлинения, изготовленного из полимерных композиционных материалов, которые не только позволяют улучшить аэродинамику самолёта, но и существенно снизить массу конструкции.

Еще одно из ключевых конструкторских решений проекта – увеличенный диаметр фюзеляжа МС-21 с возможностью перекомпоновки салона для разных типов перевозчиков. Самый широкий в своём классе фюзеляж обеспечивает не только повышенный комфорт, но и уменьшение времени посадки и высадки пассажиров. Увеличенное личное пространство МС-21 значительно снижает утомляемость от полета и обеспечивает для пассажиров и экипажа комфорт на уровне широкофюзеляжного самолета. Благодаря просторному проходу между креслами пассажиры могут свободно перемещаться по салону при посадке и выходе из самолета, а также во время сервисного обслуживания в полете. Современная система кондиционирования обеспечивает свежий воздух на борту, а трехзонное регулирование температуры - комфортные условия полета для всех пассажиров, а применение новых двигателей и современных звукоизоляционных материалов существенно снижают уровень шума в салоне. Поворотные багажные полки новой конструкции позволяют пассажирам легко и быстро разместить больше ручной клади, а также увеличивают личное пространство над головой.

С приветственной речью к участникам церемонии обратился председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев: «Я от души поздравляю вас с этим долгожданным событием для всей нашей гражданской авиации, для авиастроения, для всей нашей страны. Сегодня мы впервые видим МС-21, один из самых современных в мире лайнеров - пассажирский самолет 21 века. Мы очень гордимся тем, что он создан нашей страной. Это огромная победа авиастроителей и корпорации «Иркут», наших ученых, наших конструкторов, инженеров, рабочих. Вашими руками конечно при определенной поддержке государства создается современное российское авиастроение, которое тянет вперед всю нашу страну, нашу экономику. Новые проекты в авиастроении - дело совсем недешевое. Государства, в которых развито авиастроение, их очень немного. Это высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть. Мы работаем на перспективу и будем и дальше обновлять парк российской гражданской авиации. МС-21 по своему технологическому уровню превосходит все гражданские суда аналогичного класса, которые в настоящий момент летают. Уверен, что это будет хорошая машина, экономичная, надежная. И сегодняшнее событие подтверждает то, что мы способны такие машины создавать. Они продвигают вперед не только наше самолетостроение, но и будут конкурировать с другими государствами. Конечно это совсем новая машина, и все мы должны сделать еще очень многое, чтобы МС-21 занял достойное место в мире. Для нас очень важно и то, что в проекте участвуют не только наши лучшие авиастроители, но и многие иностранные компании. Мы приветствуем те страны, которые работают в России и добиваются вместе с нашей страной впечатляющих успехов. Конечно еще работа не завершена, впереди серия летных испытаний. Впервые машина должна подняться в небо в следующем году. Я хочу лишь сказать, что абсолютно убежден в том, что лайнер станет гордостью российской гражданской авиации. Наши граждане и граждане других стран будут с удовольствием летать на МС-21. Еще раз сердечно поздравляю всех, кто участвовал в проектировании и строительстве этого самолета. Вы сделали для нашей страны очень большое великое дело!»

Авиалайнер ориентирован на самый емкий сегмент мирового рынка. Семейство среднемагистральных самолетов МС-21 включает в себя две модели, спроектированные с высокой степенью унификации. МС-21-200 - рассчитан на перевозку от 132 до 165 пассажиров, МС-21-300 – на 163-211 человек. Самолет обладает не только лучшими летно-техническими характеристиками, он вполне сможет конкурировать с мировыми лидерами и по цене. Самолеты Airbus семейств A320 и A320neo стоят, соответственно, $75,1-114,9 млн и $98,5-125,7 в зависимости от модели. Средняя цена Boeing 737 в 2015 году составляла $80,6-116,6 млн. Каталожная же цена МС-21 – около $90 млн. Вкупе с сокращением расходов на топливо, аэропортовые и аэронавигационные сборы, экологические платежи это должно обеспечить заказчикам МС-21 высокую окупаемость инвестиций.

Как обещает разработчик, МС-21 будет иметь и другие преимущества перед существующими и перспективными самолетами иных производителей. Ведь самолет – это комплексный рыночный продукт, помимо конкурентоспособных летно-технических характеристик залогом его успеха на рынке являются условия финансирования продаж, гарантия остаточной стоимости, оперативность и качество технического обслуживания - то есть низкая стоимость владения, надежность и безопасность.

Корпорация «Иркут» сформировала стартовый портфель твердых заказов в 175 самолетов МС-21, плюс «мягкие» - более 100 единиц. По всем твердым контрактам уже получены авансы. Объем продаж МС-21 может составить порядка 1 тыс. воздушных судов в течение 20 лет, что составит около 10% мирового рынка поставок узкофюзеляжных самолетов вместимостью 140-230 кресел. Ожидается, что первым эксплуатантом самолета станет «Аэрофлот». Как отмечает президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, стартовый портфель заказов достаточен, чтобы загрузить корпорацию работой минимум на пять лет вперед.

Программа развития серийного производства предполагает выход на строительство 72 самолетов МС-21 в год. Предполагается, что поставки самолетов авиакомпаниям начнутся в конце 2018 года. «Два года займет сертификация самолета, для чего планируется изготовить три опытных машины», – говорит вице-президент «Иркута» Кирилл Будаев. Самолет будет сертифицирован по российским и международным стандартам.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Борисович Слюсарь: «Выкатка самолета - это как встреча новорожденного в роддоме. Сегодня мы видим полноценно-сделанный самолет, который готовится к летным испытаниям. Я искренне поздравляю всех тех, кто принимает участие в его создании, прохождении испытаний. Благодарен всем, кто участвует в этом в этом непростом, очень сложном со всех точек зрения, ресурсоемком проекте. Благодарен кооперантам и потенциальным покупателям самолета. Мы должны использовать весь опыт, который мы получили на предыдущих проектах по продвижению продукта на рынок, включая меры государственной поддержки - это гарантия остаточной стоимости, субсидии на привлечение кредитов, экспортное кредитование, что крайне важно для продвижения на внешнем рынке. И конечно же помощь государства в завершении опытно-конструкторских работ и получении сертификата типа. В рамках этих работ мы построим 4 самолета - 2 летных, один для статических и один для ресурсных испытаний. Это колоссальные затраты. Огромные инвестиции были сделаны в техперевооружение заводов: это не только иркутский авиазавод,  это Ульяновск, Воронеж, Казань. В рамках проекта были созданы некоторые центры компетенции. Это в первую очередь, наши предприятия «Аэрокомпозит» в Ульяновске и в Казани. Благодаря чему мы произвели уникальное крыло из композиционных материалов, самое большое крыло в своем классе. Это тоже значительные инвестиции в технологическое развитие корпорации».

В программе МС-21 участвует большинство предприятий Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).  Так, уникальное инновационное композитное крыло и ряд других композитных элементов конструкции изготавливается на построенных «с нуля» заводах компании «АэроКомпозит» в Ульяновске и Казани. Новые предприятия используют самые передовые технологии в области композиционных материалов - безавтоклавный метод вакуумной инфузии в разы снижает потребление энергии по сравнению с большинством других аналогичных производств в мире, позволяет производить цельные панели крыла большого удлинения - до 20 метров, а также, за счет высокой автоматизации сократить трудозатраты в пять раз.

Самолет оснащен комплексом бортового аэронавигационного оборудования отечественной разработки. Московcкая компания «ОАК-Центр комлексирования» разработала новую авионику  самолета, а отечественными программистами выполнено ядро программного обеспечения. Кабина пилотов соответствует концепции «стеклянная кабина» - оснащена системой индикации и отображения полетной информации с использованием широкоформатных многофункциональных 15-дюймовых ЖК-дисплеев, а активные боковые ручки управления обеспечивают пилотам обратную связь по аэродинамическим условиям полета. На лобовом стекле опционально предусмотрена система индикации, которая позволяет увеличить информированность экипажа и повысить эффективность его действий при взлёте и посадке.

Комплексная система управления МС-21 построена на базе последнего поколения системы дистанционного управления (fly-by-wire), что значительно сокращает вес самолета. Также на МС-21 установлена интегрированная бортовая система диагностики, с помощью которой проводится мониторинг технического состояния всех узлов самолета в режиме реального времени.

В Ульяновске на предприятии «Авиастар-СП» созданы центры компетенций по выпуску панелей фюзеляжа, люков и дверей. На воронежском предприятии ВАСО развернута работа по выпуску композиционных материалов и мотогондол. На летающей лаборатории Ил-76, модифицированной специалистами «Авиационного комплекса им. С.В.Ильюшина», летчики-испытатели Летного исследовательского института им. М.М.Громова проводят испытания нового отечественного двигателя ПД-14.

Корпорация «Иркут» будет осуществлять техническое сопровождение поставляемой авиационной техники на протяжении всего её жизненного цикла самолета МС-21. Авиакомпании будут иметь удаленный доступ к эксплуатационной документации самолета. Для обеспечения  эксплуатации самолетов МС-21 в авиакомпаниях будет создан многоязычный круглосуточный Центр оперативной поддержки. Создается и комплекс технических средств обучения для всех категорий авиационного персонала (пилотов, бортпроводников и инженерно-технический персонал) самолета МС-21, который включает в себя и полнопилотажные тренажеры.

«Мы без всяких сомнений должны обеспечить не только внутренние перевозки своими собственными транспортными авиационными средствами, но должны выходить и на международный рынок. Вообще мы должны ориентировать всех наших производителей, в том числе и производителей авиационной техники на то, чтобы они добивались такого качества производства, которое бы создавало конкуренцию их партнерам во всем мире», – сказал президент Владимир Путин, отвечая на вопрос о перспективных проектах в отечественном самолетостроении на ежегодной пресс-конференции.

Семейство самолетов МС-21: Характеристики



 
МС-21-200
МС-21-300
Типовая двухклассная компоновка, кресел
132 (С12+Y120)
163(C16+Y147)
Максимальная  компоновка, кресел
165 (29”)
211(29-28”)
Максимальная взлетная масса (MTOW), кг
72 560
79 250
Максимальная посадочная масса, (MLW), кг
63 100
69 100
Максимальная коммерческая нагрузка,  кг
18 900
22 600
Максимальная заправка топливом, кг
20 400
20 400
Максимальная дальность полета в двухклассной компоновке, км
6 400
6 000
Суммарный объем грузовых отсеков, м3
34
49
Основные размеры 
Длина самолета, м
33,8
42,3
Размах крыла, м
35,9
35,9
Высота, м
11,5
11,5
Ширина фюзеляжа, м
4,06
4,06
Максимальная ширина пассажирского салона, м
3,81
3,81

Фото: Юлия Кузьмина


Р.Гусаров, Ю.Кузьмина


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2016/6/8/2450/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.