Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Доклад

О разработке двигателей для гражданской авиационной техники

Выступление на первом заседании Авиационной Коллегии при Правительстве РФ, 06.03.2017г.


30 марта 2017 года / Александр Артюхов / Aviation EXplorer
 

Уважаемые участники коллегии! В Объединенной двигателестроительной корпорации консолидированы основные активы авиадвигателестроительной отрасли. Сегодня в состав корпорации входит 23 основных предприятия, сконцентрирован научно-технический производственный и кадровый потенциал двигателестроительной отрасли. При этом деятельность предприятий ОДК охватывает весь жизненный цикл двигателей, начиная от разработки и до их утилизации.

Артюхов Александр Викторович
Генеральный директор ОАО «ОДК»

ОДК обладает ключевыми компетенциями, обеспечивающими решения задач в области разработки, производства и послепродажного обслуживания газотурбинных двигателей для военной авиации и вертолетов, для гражданской авиации, космических программ, краткоресурсных газотурбинных двигателей, двигателей для морской техники, а также установок различной мощности для производства электрической, тепловой энергии, газоперекачивающих и корабельных газотурбинных агрегатов.

По программам для авиационной промышленности, в настоящее время ведется разработка турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ/СТ. Эта программа ключевая, при решении задач по созданию отечественного самолета Ил-114 для местных воздушных линий с выводом в эксплуатацию к 2020 году. В настоящее время проведены предварительные испытания двигателя - прототипа, по итогам можно сделать выводы о том, что и технически, и технологически проект реализуем в заданные сроки. Также эта программа у нас комплексирована с программой по военным двигателям - это программа по самолету Ил-112В, а также по созданию двигателя уже сертифицированного ТВ7-117В для вертолета Ми-38.

В линейке двигателей ОДК присутствует двигатель SAM146, который сертифицирован Европейским агентством по сертификации, полностью соответствует всем правилам и нормам, регламентирующим безопасную работу двигателя, в том числе в коррозионно-активной среде и при морском базировании. В настоящее время перед ОДК стоит задача по увеличению уровня локализации производства этого двигателя на территории РФ и запланирована по этому направлению двухэтапная работа. На первом этапе с увеличением степени локализации до 55% по двигателю, на втором этапе - до 80%. Применение двигателя SAM146 может быть реализовано, кроме текущего применения для Sukhoi SuperJet 100, а также по самолету Бе-200.

Ключевым проектом отечественного гражданского двигателестроения является проект создания двигателя ПД-14 для среднемагистрального самолета МС-21. Программа реализуется. В ходе реализации программы внедрены 16 базовых критических технологий, которые позволили достичь параметров двигателя современного уровня. В настоящее время осуществляется производство опытных двигателей, уже изготовлено 12 двигателей. Проводится комплекс доводочных испытаний, в том числе с имитацией реальных условий эксплуатации - это в термобарокамере Центрального института авиамоторостроения и на летающей лаборатории в институте им. Громова. Подтверждены заявленные технические характеристики двигателя. В рамках этого проекта также создается и мотогондола, разработка которой как правило раньше относилась компетенция разработчика самолета, в настоящее время этот вопрос решен. Созданный газогенератор ПД-14 является базовым, на его основе в минимальные сроки и с минимальными рисками могут быть разработаны двигатели различного назначения: вертолетные, самолетные, наземные; и применения: гражданского и военного. В этом смысле еще проект ПД-14 служит примером, когда ключевые технологии и компетенции используются из гражданского сектора, в том числе и в военном.

Приоритетной задачей отечественного двигателестроения является создание двигателя большой тяги 35 - 40 тонн, с возможностью применения на современных дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетах. Двигатель по характеристикам, которые задаются нами в техзадании, будет конкурентноспособным и соответствовать мировому техническому уровню двигателей 2025-2030г.г. В настоящее время в рамках НИОКР по этой программе создается необходимый задел, разработаны 8 ключевых базовых технологий, создана необходимая  инфраструктура, а также пул участников проекта, в который входит и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, университеты высшей школы. Реализация этого проекта позволит существенно расширить возможности отечественных разработчиков самолетов по формированию облика воздушных судов различного назначения: пассажирских, транспортных, военно-транспортных.

Следующая программа, которая в настоящее время реализуется корпорацией, программа по созданию двигателя ВК-2500ПС. Это модернизация двигателя ВК-2500, улучшение эксплуатационных характеристик и надежности базового двигателя. На двигателе внедрена противопомпажная система защиты, обеспечивающая надежную работу двигателя, на тяжелых и переходных режимах, увеличен на 30% назначенный ресурс. В 2016 году получены сертификаты типа, двигатель готов к серийному производству и поставкам. В настоящее время производство двигателей типа ВК-2500 полностью освоено на территории РФ на предприятиях ОДК, и в рамках этого проекта решена задача по образованию производственно-технологической компетенции по производству вертолетных двигателей на территории РФ.

ОДК продолжает реализацию программы, наращивает объем серийного производства вертолетных двигателей. В рамках создания вертолетных двигателей, перспективная программа - разработка перспективного вертолетного двигателя с характеристиками, позволяющими, по сравнению с серийным двигателем, снизить расход топлива на 20%, значительно снизить массу двигателя и увеличить надежность и ресурс. В основе концепции разработки двигателя ПДВ неметаллический сухой электрический двигатель. Двигатель создается с применением новейших композиционных материалов и передовых технических решений и технологий.

Ну и о том подходе, который сегодня используется при создании двигателей в корпорации. Отсутствие опережающего научно-технического задела приводило к необходимости создания НТЗ в процессе разработки двигателей, что существенно увеличивало  и сроки, и стоимость работ. Это вот на примере двигателя ПД-14. И несостыкованность сроков разработки летательного аппарата и двигателя приводило к введению этапности при реализации проекта и необходимости установки на перспективный летательный аппарат, как правило, существующих серийных двигателей, что свою очередь существенно снижало летно-технические характеристики летательных аппаратов, их конкурентоспособность, коммерческую привлекательность.

В настоящее время реализуется подход, который предусматривает опережающее создание базовых газогенераторов, на основе которых возможно в короткие сроки создание двигателя, адаптированного под требования технических заданий наших заказчиков. Подобная организация работ позволит гармонизировать сроки разработки летательных аппаратов и авиационных двигателей, обеспечить достижения характеристик в полном объеме, повысить его конкурентоспособность и снизить общие технические  риски по реализации проектов в целом. 

Успешное завершение новых проектов, как мы считаем, будет способствовать решению задач повышения конкурентоспособности и коммерческой привлекательности летательных аппаратов с отечественными двигателями. В настоящее время ОДК обладает достаточным научно-техническим производственным кадровым потенциалом по созданию отечественных современных авиационных двигателей, опциональным путем развития авиационных двигателей является создания газотурбинных двигателей на основе базовых газогенераторов, в среднесрочной перспективе - базовыми являются газогенераторы двигателей ПД-14 и ТВ7-117, в долгосрочной - ПД-35, перспективный вертолетный двигатель. В настоящее время реализуется опережающее создание научно-технических заделов с разработкой демонстраторов узлов, в том числе газогенератора и технологий, и в реализации направление развития используется рациональная унификация материалов и технологий с использованием базовых газогенераторов.

Спасибо за внимание!


Александр Артюхов


комментарии (3):

UVP      30/03/2017 [15:15:51]#1
Ч.т.д. Ил-112-114 обретет минимальную коммерческую форму к 2023 году. Сертификация ТВ7СТ -2023 год, а потом еще доводка лет 3-5. В общем будет у нас самолет с двигателем к концу столетия. ТВ7СМ конечно раньше появится, но и ежу понятно, что он промежуточный. ВВП к 2023 предположительно на пенсию уйдет, команда поменяет кровопийц. Дети же не в ответе за родителей.

Сам-146 – етит в твою качель – на первом этапе планируется локализация 55%. А сколько же интересно сейчас? 10% хоть есть?

Про маленьких вообще 0. А у нас же тут целый ряд вертолетов, самолетов (Ансат и Ка-226, Касатка и ремоторизация Ан-2 или что ему там на замену придет), уже даже полу-контракты есть.

Ладно, выводы сделаны, теперь бы вбить их в сопротивляющийся мозг и поумнеть наконец-то.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      31/03/2017 [09:44:56]#2
Ил-114 будет оснащаться ТВ7-117СМ, сертификация которого в новой конфигурации будет завершена в 2019 году. К тому времени ещё и самолёта новой модификации 300 не будет. А для военно-транспортного Ил-112 сертификация ТВ7-117СТ и не нужна.

ero      05/04/2017 [22:19:13]#3
"В основе концепции разработки двигателя ПДВ неметаллический сухой электрический двигатель"- вот это , я понимаю, -да!





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBigJq
Услуги проверенных исполнителей: https://youdo.com/lawyer/, подробнее здесь.
Смотрите: http://courier.youdo.com/food-delivery/torty/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer