← Назад

Главная Техника/технологии ВыступлениеО задачах Авиационной Коллегии

Выступление на первом заседании Авиационной Коллегии при Правительстве РФ, 06.03.2017г.


8 марта 2017 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer

Уважаемые коллеги! Укрепление статуса России, как мировой авиационной державы, предполагает устойчивое развитие авиастроения в интересах повышения и обороноспобности страны, а также для удовлетворения возможностей экономики для населения в воздушных перевозках при одновременном снижении зависимости от закупок зарубежных воздушных судов.

Рогозин Дмитрий Олегович
Председатель Авиационной Коллегии, заместитель Председателя Правительства РФ


В настоящее время в Российской Федерации производится около 30 пассажирских самолетов в год. Если сказать, это в 20 раз меньше, чем производство мировых авиационных гигантов Airbus и Boeing. За последние 15 лет сложилась ситуация, когда спрос российских авиационных компаний удовлетворяется практически только за счет ввоза зарубежных воздушных судов. Главным образом это касается магистральных самолетов, парк которых практически на 80% состоит из  иностранной авиационной техники. Эти самолеты практически полностью вытеснили устаревшую российскую авиационную технику, а закупки авиационными компаниями  Ил-96-300, Ту-204, Ту-214 практически прекратились.
 
Аналогичная ситуация сложилась в сегменте региональных перевозок, где на долю иностранной техники приходится треть самолетного парка. При этом абсолютное большинство иностранных самолетов ввозится в Россию с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Мы попросили Счетную палату посчитать, сколько это в деньгах обходится нашему бюджету. Получается это так: в 2012-2014 г.г. эта сумма, которую мы заплатили по льготам иностранным авиационным фирмам - производителям самолетов составила 145 млрд рублей. Кроме того, зарубежным компаниями перечисляются платежи за лизинг, техническое обслуживание и ремонт самолетов, сумма которых в 2015 году составила около 225 млрд рублей.
 
Важно также отметить, что парк гражданской авиации, сформированный главным образом из иностранных воздушных судов, не может выполнять задачу мобилизационного резерва. Поскольку переданные в лизинг самолеты будут отозваны их владельцами в угрожаемый период, а находящиеся в собственности авиационных компаний зарубежные воздушные суда сняты с технического обслуживания.
 
Таким образом, остро назрел вопрос о принятии комплекса мер по прекращению установившейся практики оснащения российских перевозчиков в основном иностранными самолетами и их замещению новыми разработками отечественного авиапрома. Меры по устранению отставания по ключевым направлениям авиастроения, прежде всего в части повышения конкурентоспособности гражданских воздушных судов, за счет улучшения их технических и эксплуатационных характеристик, нами уже реализуются.
 
В частности, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 г.г.». С 2011 года ведутся серийные поставки региональных самолетов Sukhoi SuperJet 100. В общей сложности продано более 100 самолетов этого типа, из них 60 самолетов - российским авиационным компаниям. Президентом России по представлению Коллеги военно-промышленной комиссии выделены средства для финансирования в 2017-2019 г.г. работ по модернизации региональных самолетов Ил-114-300 (20,4 млрд рублей), дальнемагистральных Ил-96-400М (17,2 млрд рублей) и двигателя нового поколения ПД-35 (7,8 млрд рублей). Двигатель, мощности которого не было у нас вообще в производстве и в советское, и в российское время.
 
Сейчас проходят испытания, полным ходом идет подготовка производства в Иркутске самолетов МС-21. Их поставки планируется начать в IV квартале 2018 года, ну а первый полет этого новейшего нашего магистрального самолета мы ожидаем весной этого года. Начат выпуск нового поколения самолетов L-410 для местных авиалиний.
 
В 2016 году был выпущен ряд актов правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий отечественным производителям самолетов вместимостью до 19 пассажиров, предприятиям двигателе, агрегато, приборостроения, а также на компенсацию части затрат российских компаний на создание сети сервисных центров, формирование складов запчастей и переподготовку специалистов для российских воздушных судов нового типа.
 
В 2015 и 2016 г.г. проведена докапитализация ГТЛК на сумму 35 млрд рублей для обеспечения поставки российским авиационным компаниям самолетов Sukhoi SuperJet 100 и пяти самолетов L-410. В целом, на дофинансирование мероприятий госпрограммы «Развитие авиационном промышленности» в прошлом году было направлено 52,5 млрд рублей, в том числе на выполнение НИОКР по перспективным проектам (31,9 млрд рублей).
 
Вот суммы, названные мной, кажутся большими лишь на первый взгляд. Я приведу вам пример: в США около 50% всех государственных субсидий приходится именно на авиакосмическую отрасль. В результате в ней около 70% общего объема затрат на НИОКР, а это примерно 20 млрд долларов США в год, идет за счет госфинансирования. Вот и нам нужно продолжать создавать условия для целенаправленного поэтапного, через 10-15 лет, перехода на эксплуатацию преимущественно российских самолетов, которые должны отвечать всем современным требованиям.
 
Решение этой задачи требует преодоления сохраняющейся ведомственной разобщенности и координированию усилий Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития России и других ведомств по решению возникающих проблемных вопросов развития авиационной промышленности, выработке мер стимулирования авиационных компаний на использование отечественных самолетов, а также внедрению новых механизмов поддержки росcийских производителей и эксплуатантов авиационной техники.
 
С этой целью, при поддержке президента России, 21 декабря прошлого года создана наша с вами Авиационная коллегия при Правительстве России. Это постоянно действующий координационный орган, он должен обеспечить консолидацию усилий органов исполнительной власти и организацию для выработки согласованных предложений по созданию благоприятных условий для развития отечественной авиации. На сегодняшнем первом заседании Авиационной коллегии мы рассмотрим ход работ по созданию новых гражданских самолетов, вертолетной техники нового поколения, новых двигателей для гражданской авиационной техники.
 
Причем, как все специалисты понимают, что авиационные двигатели должны создаваться, все их технологии производства, раньше, чем сами самолеты. Мы обсудим планы замещения находящихся вэксплуатации воздушных судов современными и перспективными российскими самолетами и вертолетами.
 
В дальнейшем заседания Авиационной коллегии будут проводиться ежеквартально. На основании предложений федеральных органов исполнительной власти сформирован проект-план работы Коллегии на 2017 год, указанный проект-план с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов доведен до членов Авиационной коллегии. При наличии обоснованных замечаний и предложений по его содержанию, они могут быть учтены. Предлагается высказать мнение по проекту и представить свои предложения в письменном виде до 15 марта для подготовки плана к утверждению.




 

Aviation EXplorer


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2017/3/8/2574/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.