Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Рынок вертолетов. Две тенденции

20 апреля 2017 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

На вопрос: каковы перспективы мирового вертолетного рынка? Специалисты отмечают две разнонаправленные тенденции: позитивную и негативную. С какой начать? Как принято, с «плохой»!

Негативная тенденция: «Падение цен на нефть». Приступая к разговору о вертолетах, несколько слов нужно сказать про нефть. Нефть и вертолеты взаимосвязаны гораздо теснее, чем это может показаться на первый взгляд. Именно нефтегазодобыча дает вертолетчикам работу. Падение цен на нефть затормозило рост, а в некоторых странах даже привело к снижению нефтедобычи. В США (один лидеров рынка добычи), по официальным данным, ежедневная добыча нефти снизилась с 9,4 млн. баррелей в 2015 году до 8,7 млн. баррелей в 2016 году. В 2017 году ожидается дальнейшее снижение еще на 8,2 млн. баррелей. Торможение добычи стало поводом для сокращения буровых платформ. А буровые для вертолетчиков – это «хлеб с маслом». По одним источникам, количество нефтяных платформ в мире сократилось с 2986 ед. (2607 наземных и 379 морских) в 2015 году до 1761 (соответственно 1507 и 254) в 2016 году. За год – минус 40%. В США – минус 60%. По другим данным, сокращение буровых за прошедший год менее существенно, но более наглядно представлено в таблице 1.

Таблица 1

Буровые
на сентябрь 2016
Снижение за год
Изменение, %
США
508
340
Минус 40,0
Канада
134
51
Минус 27,6
Остальной мир
937
200
Минус 17,6
Итого
1579
591
Минус 27,2

Столь резкое (несмотря на расхождение данных) сокращение буровых не могло не сказаться на сворачивании парка вертолетов.

По словам ведущего аналитика рынка Ричарда Абулафия, парк вертолетов в 2015 году, по сравнению с 2014 годом сократился на 9,4%, в 2016 году еще минус 6,3%. Проблема усугубляется тем, что предложение новых моделей вертолетов превышает потребности отрасли.

Сворачивание парка повлекло за собой падение спроса на рынке вертолетов. По данным GAMA, в первом полугодии 2016 года гражданский рынок упал по объему поставок вертолетов на 16,1% (до 393 вертолетов), а по стоимости еще хуже, минус 32,6% (до 1,4 млрд. долларов). Структура поставок впечатляет: 116 поршневых вертолетов плюс 152 вертолета с 1 ГТД и 125 вертолетов с 2 ГТД. Однако средних (СВ) и тяжелых вертолетов (ТВ) (взлетной массой более 7 т) поставлено всего 5 вертолетов (Н175, Н225, AW189 и 2 S92).

Снижение спроса на вертолеты ударило по ценам на вертолеты. Цены на б/у вертолеты рухнули в среднем на 30%. Отдельные модели буквально упали «ниже плинтуса». Bell230 на 80%, Bell222 – 67%, AS350 B3 – 40%, AS365 N2 – 30%. Обвал цен коснулся всех моделей. Изменение цен (за два месяца: декабрь 2015 года – февраль 2016 года) представлено в таблице 2.

Таблица 2

Производитель
Вертолет
Снижение, в долл.
дельта, в %
Airbus
EC135T2
700000
минус 30%
Robinson
R44 Raven 2
50000
минус 25%
Bell
205 A-1
490000
минус 20%
Airbus
EC135P2
400000
минус 17%
Bell
412EP
520000
минус 15%
Airbus
EC135P1
150000
минус 13%
Airbus
EC135T1
150000
минус 13%
Agusta
109E Power
120000
минус 11%
Bell
412HP
255000
минус 11%
Bell
204B
80000
минус 10%
Agusta
109S
220000
минус 10%

(по данным журнала Rotor).

Примечание – в таблице представлены вертолеты, цены на которые упали на 10% и более.

Падение цен на нефть нанесло столь серьезный удар по вертолетостроению, от которого отрасль не оправится лет 10! Это плохая новость, а хорошая?

Хорошая новость: Рост военных заказов. Одновременно с падением спроса на гражданские вертолеты, повышается активность на рынке военных вертолетов.

Ричард Абулафия предсказывает увеличение объема поставкой военных вертолетов на 8%.

Тенденция роста спроса на военные вертолеты нашла свое отражение в финансировании вертолетных программ главного заказчика – США.

После спада 2014 года, все основные военные вертолетные программы США, начиная с 2015 ф.г., пошли вверх.

По прогнозу Flight International в период 2016-2025 г.г. будет поставлен 4791 СВ/ТВ вертолет (массой более 6800 кг.) на общую сумму 115,7 млрд. долларов.

Таблица 3

Производители
Количество, ед.
Доля, %
Стоимость, млрд. долл.
Доля, %
Всего
4791
100
115,7
100
Вертолеты России
1767
36,7 (1 место)
29,8
25,7 (2 место)
Sikorsky
1271
26,5 (2 место)
32,1
27,7 (1 место)
Boeing
399
8,3 (3 место)
14,2
12,3 (3 место)
Avicopter
351
7,3
Bell-Boeing
11,9
10,2

Ежегодные поставки военных СВ/ТВ вертолетов снизятся с 578 ед. (в 2016 г.) до 410 ед. (в 2025 г.). В лидерах – государственные поставщики: «Вертолеты России» на первом месте по количеству вертолетов, Sikorsky – по стоимости.

А что наши?

По словам Ричарда Абулафия, Российские вертолеты падают со своего пика, как и большинство производителей всего мира. Это во многом (объясняется) устойчиво низкими ценами на нефть и газ. Однако с точки зрения продукции и возможностей российские вертолетостроители находятся в хорошей форме. Ожидаю, что цифры возвращения связаны с российской экономикой и ценами на (энерго) ресурсы. К сожалению, эти два фактора тесно связаны между собой…

Вместо заключения. Падение цен на нефть не только разделило отрасль, но и раскололо вертолетное сообщество. Одни говорят: нужно «переждать», вторые - «менять». Поэтому любое возвращение цен у одних порождает излишний оптимизм, им кажется, что кошмар вот-вот закончится. По мнению других, возвращение цен на нефть не сулит быстрых инвестиций в вертолеты. В первую очередь нефтяники будут вкладываться в оперативные способы добычи. А это значит, что нефтедоллары не скоро вернутся к вертолетам. Здесь нет простых решений. Нужно готовиться к медленному, постепенному возвращению с жестким противостоянием на рынке. Легких путей выхода не будет…  


Евгений Матвеев


комментарии (2):

герра      29/04/2017 [17:07:03]#1
Увязка снижения спроса на вертолёты с падением нефтедобычи убедительна.А каковы затраты нефтедобытчиков на вертолётные услуги в %% ? Насколько сложно, с точки зрения логистики, эксплуатировать амфибийное судно на воздушной подушке над низменной частью Западно-Сибирской равнины в составе авиакомпании.Как утверждают учёные-транспортники, себестоимость перевоза ткм на судне в 5-6раз меньше вертолётного.Может смешанные перевозки дадут авиакомпаниям необходимую устойчивость? Дом как строят: кладут кирпич, потом другой, а между ними раствор, а если кирпичи без раствора класть, то и кирпичей поболее надо и выгода заводу кирпичному-надёжно продавать вертолёты можно, если в авиакомпании есть тот самый "раствор"(про свп). Может кому мысль приглянётся.

герра      21/06/2017 [09:17:29]#2
В качестве иллюстративного материала, о необходимости наличия в парке авиакомпаний амфибийного скоростного транспорта могу привести данные по аэросаням-амфибии А3 КБ им. Туполев. Кто-то ещё ведь эксплуатирует Ка-26 на авиабензине Б-91/115 и аэросани-амфибия А3 может понравится. На полном серьёзе. Скорость А3 на накатанных трассах достигает 150км/час при одном двигателе М14В, который в наземных условиях прекрасно работает на А-76.Скорость можно ещё увеличить, но машина начинает схватывать экранный эффект да и жестковато потом приземляется. Сотня км/час самая комфортная скорость. Груза может брать 500кг и прогнозируемая дальность движения на 1000км при нагрузке 300кг. Шикарная машина.Ценник на б\у где-то в районе 500тыс рублей.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer