← Назад

Главная Техника/технологии Аналитический обзорРынок вертолетов. Две тенденции

20 апреля 2017 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

На вопрос: каковы перспективы мирового вертолетного рынка? Специалисты отмечают две разнонаправленные тенденции: позитивную и негативную. С какой начать? Как принято, с «плохой»!

Негативная тенденция: «Падение цен на нефть». Приступая к разговору о вертолетах, несколько слов нужно сказать про нефть. Нефть и вертолеты взаимосвязаны гораздо теснее, чем это может показаться на первый взгляд. Именно нефтегазодобыча дает вертолетчикам работу. Падение цен на нефть затормозило рост, а в некоторых странах даже привело к снижению нефтедобычи. В США (один лидеров рынка добычи), по официальным данным, ежедневная добыча нефти снизилась с 9,4 млн. баррелей в 2015 году до 8,7 млн. баррелей в 2016 году. В 2017 году ожидается дальнейшее снижение еще на 8,2 млн. баррелей. Торможение добычи стало поводом для сокращения буровых платформ. А буровые для вертолетчиков – это «хлеб с маслом». По одним источникам, количество нефтяных платформ в мире сократилось с 2986 ед. (2607 наземных и 379 морских) в 2015 году до 1761 (соответственно 1507 и 254) в 2016 году. За год – минус 40%. В США – минус 60%. По другим данным, сокращение буровых за прошедший год менее существенно, но более наглядно представлено в таблице 1.

Таблица 1

Буровые
на сентябрь 2016
Снижение за год
Изменение, %
США
508
340
Минус 40,0
Канада
134
51
Минус 27,6
Остальной мир
937
200
Минус 17,6
Итого
1579
591
Минус 27,2

Столь резкое (несмотря на расхождение данных) сокращение буровых не могло не сказаться на сворачивании парка вертолетов.

По словам ведущего аналитика рынка Ричарда Абулафия, парк вертолетов в 2015 году, по сравнению с 2014 годом сократился на 9,4%, в 2016 году еще минус 6,3%. Проблема усугубляется тем, что предложение новых моделей вертолетов превышает потребности отрасли.

Сворачивание парка повлекло за собой падение спроса на рынке вертолетов. По данным GAMA, в первом полугодии 2016 года гражданский рынок упал по объему поставок вертолетов на 16,1% (до 393 вертолетов), а по стоимости еще хуже, минус 32,6% (до 1,4 млрд. долларов). Структура поставок впечатляет: 116 поршневых вертолетов плюс 152 вертолета с 1 ГТД и 125 вертолетов с 2 ГТД. Однако средних (СВ) и тяжелых вертолетов (ТВ) (взлетной массой более 7 т) поставлено всего 5 вертолетов (Н175, Н225, AW189 и 2 S92).

Снижение спроса на вертолеты ударило по ценам на вертолеты. Цены на б/у вертолеты рухнули в среднем на 30%. Отдельные модели буквально упали «ниже плинтуса». Bell230 на 80%, Bell222 – 67%, AS350 B3 – 40%, AS365 N2 – 30%. Обвал цен коснулся всех моделей. Изменение цен (за два месяца: декабрь 2015 года – февраль 2016 года) представлено в таблице 2.

Таблица 2

Производитель
Вертолет
Снижение, в долл.
дельта, в %
Airbus
EC135T2
700000
минус 30%
Robinson
R44 Raven 2
50000
минус 25%
Bell
205 A-1
490000
минус 20%
Airbus
EC135P2
400000
минус 17%
Bell
412EP
520000
минус 15%
Airbus
EC135P1
150000
минус 13%
Airbus
EC135T1
150000
минус 13%
Agusta
109E Power
120000
минус 11%
Bell
412HP
255000
минус 11%
Bell
204B
80000
минус 10%
Agusta
109S
220000
минус 10%

(по данным журнала Rotor).

Примечание – в таблице представлены вертолеты, цены на которые упали на 10% и более.

Падение цен на нефть нанесло столь серьезный удар по вертолетостроению, от которого отрасль не оправится лет 10! Это плохая новость, а хорошая?

Хорошая новость: Рост военных заказов. Одновременно с падением спроса на гражданские вертолеты, повышается активность на рынке военных вертолетов.

Ричард Абулафия предсказывает увеличение объема поставкой военных вертолетов на 8%.

Тенденция роста спроса на военные вертолеты нашла свое отражение в финансировании вертолетных программ главного заказчика – США.

После спада 2014 года, все основные военные вертолетные программы США, начиная с 2015 ф.г., пошли вверх.

По прогнозу Flight International в период 2016-2025 г.г. будет поставлен 4791 СВ/ТВ вертолет (массой более 6800 кг.) на общую сумму 115,7 млрд. долларов.

Таблица 3

Производители
Количество, ед.
Доля, %
Стоимость, млрд. долл.
Доля, %
Всего
4791
100
115,7
100
Вертолеты России
1767
36,7 (1 место)
29,8
25,7 (2 место)
Sikorsky
1271
26,5 (2 место)
32,1
27,7 (1 место)
Boeing
399
8,3 (3 место)
14,2
12,3 (3 место)
Avicopter
351
7,3
Bell-Boeing
11,9
10,2

Ежегодные поставки военных СВ/ТВ вертолетов снизятся с 578 ед. (в 2016 г.) до 410 ед. (в 2025 г.). В лидерах – государственные поставщики: «Вертолеты России» на первом месте по количеству вертолетов, Sikorsky – по стоимости.

А что наши?

По словам Ричарда Абулафия, Российские вертолеты падают со своего пика, как и большинство производителей всего мира. Это во многом (объясняется) устойчиво низкими ценами на нефть и газ. Однако с точки зрения продукции и возможностей российские вертолетостроители находятся в хорошей форме. Ожидаю, что цифры возвращения связаны с российской экономикой и ценами на (энерго) ресурсы. К сожалению, эти два фактора тесно связаны между собой…

Вместо заключения. Падение цен на нефть не только разделило отрасль, но и раскололо вертолетное сообщество. Одни говорят: нужно «переждать», вторые - «менять». Поэтому любое возвращение цен у одних порождает излишний оптимизм, им кажется, что кошмар вот-вот закончится. По мнению других, возвращение цен на нефть не сулит быстрых инвестиций в вертолеты. В первую очередь нефтяники будут вкладываться в оперативные способы добычи. А это значит, что нефтедоллары не скоро вернутся к вертолетам. Здесь нет простых решений. Нужно готовиться к медленному, постепенному возвращению с жестким противостоянием на рынке. Легких путей выхода не будет…  


Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2017/4/20/2599/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.